2012 04 19 Вечерняя Москва: «Я проводник, я полупроводник»

Музыкант, поэт, композитор, певица, скрипачка, Светлана Сурганова теперь еще и писатель, выпустила свою книгу – «Тетрадь слов».

— Светлана, сбылась мечта ваших многочисленных поклонников – вышла ваша книга.

— Да, меня долго об этом просили и поклонники, и друзья, но я дамочка несобранная, малоуловимая, шатающаяся по городам и весям с концертами, поэтому работа над книгой происходила урывками, мы собирали материалы, монтировали, дополняли. Тем не менее, есть результат. Я счастлива и рада, что получился такой сборничек. Это не книга, а тетрадь – в ней можно писать и рисовать.

— Родился какой-то новый жанр!

— Я сама такого никогда не видела и обалдела от собственной наглости (смеется).

— Очень интересен раздел с вашими любимыми цитатами актеров, поэтов…

— Просто я подумала, что если человек мне интересен, то интересны его истоки, духовные, душевные и творческие. Иногда короткая цитата может раскрыть человека намного больше, чем то, что сказано в интервью или даже самим им написано. Такой некий подстрочник.

— В книге есть и ваши дневниковые записи, комментарии, заметки на полях, чего не найти даже в Интернете…

— Слава Богу, хоть чего-то нет в Интернете (смеется)

— Вы раскрываетесь на сцене, а теперь вот обнажили душу еще и в книге… Трудно жить вот так, у всех на виду?

— Многие думают, что ты разбазариваешь чувства – ничего подобного. Ты просто даришь пространству свой собственный свет, а с помощью песен других авторов и цитат, еще и свет, который когда-то в тебе породили замечательные люди. Получается, я проводник, полупроводник…

— Юрий Шевчук, выпустив книжку стихов, возил ее с собой на гастроли, брал в руки томик и, выходя на сцену, читал избранные строки… Увидим ли мы вас с новой книжкой в руках на сцене?

— Отличный ход. Я думаю, это и со мной случится, и на концертах в Москве и Петербурге прозвучат мои апрельские тезисы (смеется). Но вообще-то положимся на волю импровизации.

— Этой зимой над Россией пронесся политический вихрь… Под влиянием бурных событий у вас не появились какие-то строчки?

— Я ходила на выборы, голосовала, переживала все события, но для меня политика и поэзия, литература — очень трудносовместимые понятия. И я восторгаюсь поэтами, которые могут писать за злобу дня. С большим пиететом отношусь к Юрию Юлиановичу (Шевчуку. – Прим. Авт.), в новом альбоме «Иначе» он показал, что остается бойцом, революционером, многие вещи говорит жестко, прямым текстом, смело, бескомпромиссно. Все это у меня вызывает уважение, но я так не могу…

— Многие критики вздыхают, что и серебряный, и золотой век поэзии давно прошли, не замечая что благодаря Интернету на нас накатывает новая поэтическая волна…

— Мне кажется, у нас действительно наступает эпоха ренессанса поэзии как таковой. Интерес возрос, проходят поэтические вечера, и поэты уже собирают большие аудитории. У нового молодого поколения есть кумиры – Вера Полозкова, Аля Кудряшова, чуть постарше Вера Павлова. Есть слово, новые формы этого слова, есть очень живые интонации и рефлексия времени. И на рок-сцене есть потрясающие примеры, очень красивые стихи.

— Ваши стихи и песни нынче пользуются интересом у театральных и кинопродюсеров… Так, в спектакле «Любовь в двух действиях» театра «Модерн» по пьесе Андрея Максимова звучат ваши песни и скрипичная пьеса…

— Я еще не видела спектакля, но наслышана… Но я не писала специально, они просто взяли уже изданные песни.

— А для фильма «Шпион» по мотивам романа Бориса Акунина вы что-то записали специально? Эта амбициозная картина вышла в прокат 5 апреля.

— Для «Шпиона» я специально перепела «Довоенный вальс», который когда-то исполнял Иосиф Кобзон.

— На вашем сайте обнародован один неожиданный поворот во взаимоотношениях с поклонницами: на сайте вы сообщили, что двум самым рьяным девочкам-поклонницам, колесящим за вами по всему свету, вы отныне даете право бесплатного прохода на все концерты «Сургановой и оркестра»…

— Да, но это не девочки, а милые дамы, взрослые дамы, и они, действительно, с 2003 года мотаются из города в город, всегда со своей камерой. А теперь они будут всегда в списке приглашенных, в любых городах…

— Это же ноу-хау, и кто такое придумал?

-Я придумала, это мое ноу-хау! Книгу тоже я придумала, и цитаты тоже – никто еще чужие цитаты туда не «впихивал». А рисунки как-то нарисовалось в один присест… Там стоит дата каждого рисунка, если вы обратите внимание, это одна и та же дата, я в течение 40 минут сделала…

— После того как у вас случился перелом лодыжки на съемках телешоу «Жестокие игры», будете ли вы участвовать в подобных проектах?

— Мне недавно позвонили с ТВ, поинтересовались, зажила ли моя нога, и опять предложили какую-то рисковую «ТВ-авантюру». Такое чувство юмора я ценю, но участвовать пока не хочу.

— Как ваше самочувствие? Перелом ведь привел к отмене нескольких концертов…

— Не очень удобно со сломанной ногой играть, вот я и решила привести себя в порядок, восстановиться.

— А сейчас уже бегаете, прыгаете?

— Не бегаю, не прыгаю, хожу, хромаю, но уже без палочки и костылей. А то ведь пришлось и с палочкой выходить на сцену. Но так не хотелось вызывать чувство жалости…