2019 05 15 Прямая речь: «Будь лучшей версией себя»

В юбилейный год основательнице и лидеру группы «Сурганова и оркестр» не до собственного дня рождения

В 2003 году она создала и поставила рядом с собой оркестр, с которым за 15 лет нового звучания заставила забыть своё прошлое в «Ночных снайперах». Теперь для одних она «Апрельская», для других – «Сюзанна», для третьих «Мураками», а для кого-то отъявленная «Фурия». Исключительный случай, когда в результате вычитания получается сумма. За кулисами московского юбилейного концерта «Прямая речь» попыталась вычислить квадратный корень из двух, когда рождается один – не менее цельный и основательный.

Ироничное движение
– Светлана, какие события считаете наиболее значимыми за 15 лет?

– Первое событие, какое приходит в голову, – концерт в Кремле, посвящённый нашему 10-летию. По внутренним ощущениям это выступление для меня стало очень значимым событием. Выход на главную сцену страны вызвал настоящий трепет. Это было масштабно. Наши фанаты устроили потрясающие флеш-мобы с танцами: думаю, академичный Дворец съездов такого за свою историю не видел. Вообще, каждый тур – важное событие. Мы даём концерты по всей стране – от Дальнего Востока до Калининграда, гастролируем за рубежом и везде собираем полные залы. Мне не важна сверхпопулярность, достаточно знать, что наше творчество кому-то помогло в конкретной жизненной ситуации, о чём говорят сотни писем, сообщений в соцсетях или же откликов зрителей после концертов. Наши песни приносят отдохновение и дают повод о чём-то поразмышлять. Важно не количество, а качество зрительского отклика.

– Какой альбом для вас наиболее значим?

– Каждый по-своему близок. Трудно выделить один. Все они – дети. «Летник», на мой взгляд, самый революционный, потому что в нём изменилась концепция саунда. Альбом приобрёл танцевальность, стал даже мейнстримовым. Мне сейчас интересно работать в этой эстетике, хотя самая танцевальная на данный момент песня «Фурия», по-моему, отсылает нас к более раннему состоянию коллектива «Сурганова и Оркестр».

– Кстати, почему оркестр?

– Потому что все музыканты, которые заняты в группе, – мультиинструменталисты. Михаил Тебеньков играет на клавишных, трубе, сэмплирует. Вот вам три человека. Валерий Тхай одинаково хорошо играет на фортепиано, акустической гитаре, бас-гитаре… Меня тоже можете, если хотите, «рас-тро-ѝть» – пою, играю на скрипке, фортепиано, гитаре… Понимаете, в нашей группе каждый равен нескольким. Конечно, в слове «оркестр» отчасти присутствует ирония, к которой мы стремимся, создавая наши аранжировки, но главная особенность заключается в том, что мы выражаем полифонию, сохраняем взаимодействие музыкальных линий: между инструментами существует диалог. В этом оркестр.

– Юбилей не только у группы, но и у вас. Как встретили свои 50?

– День рождения совпал с концертом в Екатеринбурге, на следующий день мы играли уже в Челябинске. К сожалению или к радости – мне не до своего полтинника.

– Это обычная история – отмечать день рождения концертом?

– Так иногда совпадает. Обычно я отмечаю день рождения дома, в кругу семьи, за столом, с тостами и подарками. В последнее время друзья мне готовят квесты с заданиями, ребусами, шарадами, записанными и запечатанными в конвертах. Хорошо, что в моём трёхэтажном доме достаточно укромных мест, где их можно упрятать или раскидать. Я должна не просто получить подарок, а заслужить его, пройдя через этот лабиринт.

– И какие подарки запомнились больше других?

– Однажды мне подарили блокнот в виде книги, на страницах которой были напечатаны основные вехи творчества коллектива «Сурганова и Оркестр». Я много нового узнала и вспомнила о себе.

Простые метаморфозы
– Что возникает сначала – слова или музыка?

– Сейчас чаще музыка, потом – стихи. Творческая задача в данном случае сложнее, потому что музыкальная фраза диктует определённую словесную ритмику. С мелодией получаешь ребус, решая который нужно соблюсти много условий. Она задаёт темп, рисунок, разбивку. Такая форма устанавливает более жёсткие рамки. Идеально одномоментное появление музыки и текста – рождается строчка, фраза, четверостишие с готовой мелодией, и ты развиваешь тему далее. Появляется зерно и ему надо прорасти.

– Сочинительство – это порыв, озарение или рабочий процесс, труд? Встали, умылись, взяли ручку, бумагу, инструмент и за работу?..

– А, как принято говорить, атмосфера написания имеет значение? Где лучше – дома, в студии? Может, случается на ходу, в дороге?

– Тексты могут рождаться где угодно. Когда начинаешь работать с мелодией, со звуком, то, конечно, хороши уединение и по возможности толстые-толстые стены. Я до сих пор смущаюсь, когда понимаю, что меня слышно. Поэтому, если играю на скрипке, использую сурдину. Она глушит звук и позволяет не мешать соседям по дому или в гостинице. С голосом сложнее. Чтобы распеться, нужно не мурлыкать себе под нос, а громко петь. Поэтому люблю, когда меня никто не слышит и никто не мешает. Всё чаще вдохновляющим моментом для творчества являются тишина и одиночество.

– А бывает, что не хочется ни петь, ни играть, ни сочинять?.. Что помогает преодолеть кризис, если он возник?

– Мне неизвестно слово «кризис». Что значит кризис? Просто приходит другой этап – как выдох на вдохе или вдох следует за выдохом. Могут возникнуть минуты, день, год тишины. Затишье. Почему это состояние надо воспринимать как кризис? У меня нет депрессии, упадничества, я не озлоблена на людей и не хочу покончить жизнь самоубийством. В чём кризис? В том, что иногда может быть меньше денег? Но иногда на диете полезно посидеть. Мне вообще импонирует философия аскетизма. Надеюсь, когда-нибудь к нему приду.

Жадный век
– Вы устраиваете вечера поэзии. Читаете Ахматову, Цветаеву, Бродского, Полозкову… В обществе есть запрос?

– Люди не потеряли интереса к поэтическому слову. Настоящая, талантливая, красивая поэзия – это мощнейший энергетический концентрат самых высших эмоциональных и духовных переживаний. Люди его чувствуют и получают колоссальную подпитку в безусловном прикосновении к прекрасному – красивой речи, красивой рифме, красивому слову. Сознание и речь взаимосвязаны. Уверена, что речь определяет сознание. Человек, грамотно, красиво и поэтично излагающий свои мысли, априори не может быть плохим – грубым, проявляющим насилие, неинтеллигентным. Дар речи – божий дар, данный человечеству. А поэзия – вершина этого божьего дара. Конечно, меня радует, когда человек стремится её постичь.

– А нет ощущения, что этот интерес вызван не столько внутренним посылом, сколько запросом тусовки – ради хорошего тона, красного словца, того же Инстаграма? По большому счёту – дань моде…

– Пусть этот интерес будет данью моде, пусть он вызван желанием прильнуть к хорошей тусовке. Иногда внешнее в итоге определяет внутреннее. Не случайно многие психологи рекомендуют улыбаться даже тогда, когда у вас скверное настроение или вы чувствуете недомогание. Если найдёшь силы улыбнуться раз-другой, в лучшую сторону изменятся настроение, мысли, форма, содержание. Рано или поздно люди, которые ходят на вечера поэзии ради общения или моды, почувствуют положительное влияние от этих встреч. Я допускаю путь к поэзии без внутренней тяги к необходимости её слышать.

– Не слишком ли искусственно? Люди читают нужные книжки, спасают животных, ведут здоровый образ жизни, занимают активную позицию ради лайка в социальных сетях…

– Почему нет, если сделал хорошее дело и тебе поставили лайк? Ты делай! Главное, живи осмысленно! Будь лучшей версией себя! Развивайся, повышай свой потенциал, работай над ним даже ради лайков. Народ наиграется, лайки перестанет ставить, а суть останется – внешнее состояние перейдёт во внутреннее.

– Вроде бы вокруг мир правильных людей. Но при этом всё по верхам, абы как, на скорую руку… Не кажется, что человек мельчает?

– У каждого на то свои серьёзные причины. Но, по-моему, одна из бед человечества – алчность. Хотим больше, больше, больше… Чтобы снять фильм, нужно создать декорации, сшить костюмы, изучить историю, провести кастинг… И не каждый годится на ту или иную роль, в зависимости от которой актёр должен иметь определённые качества характера, обладать харизмой, как сейчас принято говорить. Так было раньше. В результате появились картины-«нетленки», которые до сих пор греют душу. Но зачем строить декорации сегодня, если их можно нарисовать на компьютере? Важно как можно быстрее, потому что конкуренция высокая – если вовремя не сделаешь, сделает кто-нибудь за тебя. Основательности меньше стало. Потому и мельчаем. Кругом гонка. А гонка – от алчности: нужно успеть, потому что надо заработать и не проиграть. Странная тенденция новой философии движет большинством – все боятся проиграть и не успеть! Я не боюсь ни проиграть, ни не успеть. Мне бы успеть насладиться этой жизнью. Хоть как-то прикоснуться к её главной тайне – ради чего мы здесь…