2017 10 29 Комсомольская правда: «К слову «Жизнь» рифма не найдена»

СВЕТЛАНА ВОЛКОВА

Музыкант рассказала о новой концертной программе и о своем отношении к музыке как к интеллектуальной собственности. Идея новой концертной программы началась с игры «Шесть слов», сказала Светлана.

«Сурганова и Оркестр» завершили большой концертный тур по городам России с новой программой «..к слову «Жизнь». Светлана рассказала о том, как создавалась программа и о том, как меняется современная музыка.

— Светлана, с каким настроением вы завершаете этот концертный тур?

— Домой еду с очень хорошим настроением. Получился очень добрый, энергичный концерт, публика была очень приветлива, добра, находчива. Много цветов, были даже сюрпризы, шары и овации. Что может пожелать еще артист?! Только таких залов!

— Как вы отдыхаете после столь длительных гастролей?

— Я – домоседка, люблю сидеть дома, на попе ровно. Просто читать, заниматься делами, музицировать, гулять. Главное — никуда не ехать. Хотя, конечно, поступают такие предложения, съездить куда-нибудь в Испанию, в какой-нибудь спа-отельчик, восстановить силы, покупаться, поделать массажики. А по мне так ничего лучше нет, чем просто недельку дома посидеть.

— Новые песни тоже дома рождаются или нужна какая-то встряска?

— По-разному, сейчас такие умные девайсы, напридумывали всякие-разные приложения. На самом деле некоторые песни из новой программы были написаны в GarageBand, специальном приложении для создания музыки, в котором можно делать эскизы аранжировок, мелодий, буквально на коленках. Собственно, так многие наши песни и были сделаны. Так что теперь даже не обязательно сидеть в студии или иметь какую-то особую домашнюю обстановку. Можешь лететь в самолете, и сочинять песню.

«Присваивать информацию, которую сниспослали тебе небеса, нельзя»

— Как вы относитесь к тому, что музыка все больше уходит в интернет? Люди все меньше покупают дисков, пластинок, а просто скачивают музыку из сети и не платят за это.

— Это пусть будет на их совести. Кто может, тот платит, кто не может или не хочет, тот не платит, неважно. Я уже давно поняла, что так жестко, категорично, присваивать информацию, которую тебе сниспослали небеса, нельзя. Ты уловил, да? Ты вроде придумал? Да не ты, а на самом деле Господь Бог за тебя придумал, ты просто сумел словить вовремя, а не кто-то другой. Все равно информация принадлежит общему информационному полю – идеи музыкальные, литературные, технические, какие угодно. И, в общем, это авторство относительно.

И если говорить о том, как музыканты в России зарабатывают деньги, то с носителей они почти ничего не имеют, а в основном это живые концерты. Поэтому мне не жалко. Скачиваете, на здоровье, пересылаете какую-то денежку нашему коллективу, спасибо огромное. Это позволит нам дальше развиваться. А то, что уходят на тридцать второй план носители – CD, кассеты, пластинки, — мне кажется, что CD окончательно не отомрут. Все равно должен быть какой-то фетиш, материя, не только вот некая цифра, а то, что можно взять в руки, потрогать, поставить на полочку, на чем артист может расписаться.

Я человек очень тактильный, для меня это очень важно, я обожаю книги, диски с обложками, виниловые пластинки. Поэтому до конца, мне кажется, это не умрет. Разновидности носителе, конечно, будут, но так, чтобы они вообще исчезли, нет. Я в это отказываюсь верить.

— Как вы относитесь к краудфандингу? Сейчас многие от малоизвестных до знаменитых групп до БИ-2 и БГ используют разные платформы, чтобы собрать деньги на альбом, на клип.

— Я слышала что-то про это и даже делала какие-то собственные пожертвования на каике-то проекты делала. Но это касалось поэтических проектов, Бродского или Мандельштама. А вообще хорошо отношусь.

— А для себя, для своего коллектива рассматривали такую возможность сбора денег?

— Пока не рассматривала, но я открыта всему. Единственное, я до последнего все это буду делать внутренними усилиями, своими личными и заработанными коллективом средствами. Вот если совсем все как-то будет не складываться финансово, в последнюю очередь я буду обращаться за помощью общественности. Но это уж в крайнем случае!

«Лучший подарок для женщины – это книга, цветы и… бриллианты!»

— Как появилось название этой концертной программы «К слову жизнь»?

— Хороший вопрос. Мы с друзьями иногда играем в игру «Шесть слов», уже много лет, как-то приступами, то играем, то не играем. Вот была очередная такая волна, и я придумывала шесть существительных, абсолютно не связанных между собой. Задача игроков связать их между собой и написать какой-нибудь стишок. И тут попалось мне слово «жизнь», и я давай искать в словаре рифм, у меня он есть и в бумажном, и в цифровом виде. Я часто заглядываю туда. И тут мне этот словарь выдает: «К слову «жизнь» рифма не найдена». Представляете, к главному слову в нашей жизни рифма не найдена! Меня это так удивило и возмутило!

Вот это и стало первой строчкой. Дальше пошло-поехало – стихотворения, идеи, ассоциации. Причем, этот текст – результат коллективного разума, не обошлось без помощи друзей. Вот эта строчка и послужила названием к программе. И вот это понятие можно рассматривать по-разному. С одной стороны оно ни к чему не обязывает, а с другой стороны дает столько воздуха, столько граней, что ты абсолютно свободен в подборе песен! Мне хотелось выстроить ее так, чтобы это была очень контрастная программа – от феерического позитивного веселья до абсолютно глубочайших драматических произведений, таких, как «Я теряю тебя», например, на стихи Киры Левиной. Хотелось взять всю максимальную амплитуду, какая есть у нас в творческом арсенале коллектива.

— Что вам больше всего понравилось из подарков поклонников во время этого концертного тура?

— Меня стали в последнее время пугать. Прикольные разные, особенно громоздкие штуки дарят.

Понятно, что самый лучший подарок – это книга. Подарили очень интересную книгу, правда, там было написано открыть 14 ноября, в мой День рожденья, но я не удержалась, и открыла сегодня. Там что-то про женские образы в мировой литературе, что-то очень интересное, прямо филологический научный труд. Буду эту книгу изучать. Ну, а вообще лучший подарок для женщины – это книга, цветы и… бриллианты! Они такие маленькие, их так легко возить с собой.

— Как создавался ваш новый клип «Весна», почему он черно-белый, откуда идея?

— Идея принадлежит музыкантам «Оркестра», которые придумали новую аранжировку. Такую минималистичную, сугубо клавишную. Вообще, была идея число лайвово записать эту версию, но потом фантазия разыгралась. И было решено сделать чуть больше, чем лайвовое исполнение этой песни. Появились образы, животные. Признаемся, некоторые идеи были позаимствованы у наших зарубежных коллег. Но мне кажется, что это абсолютно не испортило саму картинку, подачу.

У нас еще одно видео появилось. Это не клип, в просто видеоряд, визуализация на песню «Сюзанна». Он выложен на нашем сайте, можно посмотреть. Тоже, на мой взгляд, интересная работа. Она абсолютно любительская, но я не могла пройти мимо, отказать человеку в реализации этой идеи. Он просто поучаствовал в этом бесплатно. И я поучаствовала в этом, поспособствовала и поприветствовала. Я вообще люблю, когда у людей возникают какие-то творческие идеи. И всегда чем могу, помогаю в этом.

ИСТОЧНИК KP.RU