2011 10 07 Пресс-конференция Светланы Сургановой в Смоленске

СС — Светлана Сурганова
Корр — корреспонденты

* * *

Корр: Первый вопрос традиционный – как впечатление от концерта?

СС: Ну, такие неоднозначные ощущения. Я с трепетом ждала город Смоленск. Мы последний раз мы здесь были в 2009-м, если я не ошибаюсь, году. И это была акустика. Совершенно иное звучание, совершенно иной образ, совершенно иные песни. И мне, конечно, было волнительно, как наши преобразования воспримут жители славного города Смоленска. И это для нас самых достаточно новый интересный эксперимент. И реакция зала мне показалась такой… ммм… затаённость какая-то царила. То ли народ был ошарашен, то ли хотел услышать слова новых песен, то ли вообще не понимал, что происходит на сцене. В общем, такие смутные ощущения, но это и хорошо, потому что всё хорошо, плохо только то, если вообще никаких это не вызывало эмоций. Поэтому — здорово! Во-первых, это наш первый концерт в заезде после паузы, хотя это у нас какой-то перманентный тур – то потухнем, то погаснем, вот. До этого был Израиль, был Крым. И вот сейчас мы приехали к вам, потом нас ждет еще порядка 28-30 городов – Урал, Сибирь, Дальний Восток. Всегда начинать сложно, немножко нужно раскачаться. И я признаюсь, Смоленск – это был такой город-раскачка. Это, может быть, в качестве такого самооправдания звучит, но мне кажется, мы можем ещё круче, ещё мощнее и ещё лучше. И сидячие залы всегда создают такую академичность, ты тоже немножко робеешь, боишься людей напугать чрезмерной какой-то реакцией. Когда клуб, когда, как мы, музыканты, говорим «стоячка», когда народ двигается, когда народ в баре тоже готовится к встрече с любимым артистом, всегда происходит такая неформальная атмосфера, не такая академичная, как в таких залах. Хотя, по-моему, всё получилось. Мне интересно, кстати, ваше мнение. Вот, пожалуйста, расскажите ваши впечатления!

Корр: Мы в восторге! Очень много драйва! В прошлый раз более лиричная атмосфера была.

СС: Подходит молодой человек с цветами вот сейчас на концерте, причем из числа первых молодых человеков, которые преподнесли цветы, и говорит: «Вы сегодня совсем другая… ну совсем другая…». Мне кажется, это не плохо! Тем более, если это говорят женщине, это звучит как комплимент, потому что женщины могут и должны себе позволять быть разными, внезапными, непредсказуемыми… Что-то я разболталась (смеётся), давайте следующие вопросы.

Корр: Светлана, у вас сейчас совершенно новые музыканты и в связи с этим такой вопрос. Как вообще по жизни выбираете людей – для дружбы, для работы. Руководствуясь чем?

СС: Ой, как интересно задали вопрос… как выбираете себе людей… выбираете… Иногда выбирать не приходится, они как-то сами появляются в жизни и оседают в моей жизни. Мне в этом смысле очень везло. Иногда, к сожалению, отсеивались те, кого бы ты не хотел выпускать из своих цепких лапок, но, опять же, течению жизни иногда бывает бесполезно сопротивляться и всё, что делается, всё делается к лучшему – в этом я убеждалась ни раз. Ребята, которые сейчас подобрались, это молодые, в основном, приезжие ребята, которые учились в Ленинградском… Санкт-Петербургском институте культуры на музыкальных различных отделениях и часть из них являются педагогами, причем практикующими педагогами. Они давно не понаслышке друг с другом знакомы и получилась такая цепная реакция: Мишка Тебеньков – теперь уже самый старший член коллектива, когда-то был самым младшим – порекомендовал бас-гитариста Дениса Сусина, Денис Сусин порекомендовал гитариста Динара Хурматуллина, в свою очередь небезызвестный Валера Тхай порекомендовал Сергея Соколова, барабанщика. Вот так всё и случилось. Музыкальный мир, даже казалось бы большого города Питера, достаточно тесный и музыканты друг с другом связаны. Но я довольна пока. По-моему, красавцы, да?

Корр: Светлана, раз уж зашла речь о профессиях, вы сказали, что ребята – педагоги, вы же про профессии медик. Столько лет на сцене. Если бы можно было отмотать плёнку назад, вы можете представить себя не певицей, не вокалисткой, а педиатром?

СС: Педиатром вряд ли. А каким-нибудь заведующим хирургическим отделением очень даже могу. Мне нравится экстремальная медицина и всегда нравилась — когда требуется принимать быстрые и верные решения, когда пограничное состояние между жизнью и смертью. По всей видимости, это какие-то мои всякие истории наложили отпечаток, потому что меня пара-тройка бригад спасали таким образом. И я им за это, конечно, очень благодарна.

Корр: Светлана, вот новая пластинка, новая программа…

СС: Да, кстати! (смеётся)

Корр: Почему и названием, и заглавной стала песня «Увидимся скоро»?

СС: Хорошее название, согласитесь? Но была альтернатива. По началу, мне хотелось назвать альбом «Спиритус». Дух, душа, всё, что с эти связано. И увидимся скоро — это обращение моё не только к ныне живущим, но и к тем, с кем встреча, по всей видимости, маловероятна, но, тем не менее, эта надежда всегда присутствует. Рано или поздно мы всё равно увидимся там, скоро – не скоро, но всё равно увидимся. «Спиритус» — хорошее слово, латынь, и «Sanctum Sanctorum» – с этой песней перекликается. Меня отговорили. Для русского менталитета однокоренные слова со словом «спиритус» лучше не употреблять. Хотя спиртовые напитки пошли от «спиритус» — душа. Те напитки, которые как раз разгоречали дух, будоражили фантазию, эмоции и т.д.

Корр: Вы сегодня декламировали Бродского. Давно вы это делаете или это что-то новое? Как вы к этому пришли?
(прим. — стихотворение «Бабочка»)

СС: В прошлом году на 70-летии Иосифа Александровича Бродского в Москве проходил почти полулегальный вечер. К сожалению, у нас в стране не разрешают публично цитировать стихи Иосифа Александровича. Это связано со сложностями авторских прав или чем-то еще, не буду сейчас вдаваться в подробности, точно не знаю. Но, тем не менее, это был такой закрытый вечер, куда меня пригласили исполнить песню «Неужели не я». Приезжаю я, как раз проходит саунд-чек, подхожу к режиссеру всего этого действа и говорю: «А знаете, а я ещё плясать могу (смеётся). Ну что, собственно, песня. У меня есть любимое стихотворение, хотите я его вам прочту?» Она говорит: «Знаете у нас всё так строго, всё выстроено, много участников, всё академично, ну если быстренько…» Я говорю: «Я могу быстренько!» И я это стихотворение в режиме скороговорки – четырехминутное в две с половиной минуты уложилось. Было принято решение, это было одобрено. И потом она, режиссер, сама ко мне подошла и сказала: «Знаете, это, наверно, было у меня какое-то небольшое затмение, даже не должен был стоять вопрос. Да, конечно! Приехать специально из Питера в Москву, чтобы спеть только песню – это было бы неправильно. Как здорово, что вы его прочли и собираетесь прочесть. Пожалуйста, читайте только не так быстро!» «Хорошо, я постараюсь» — сказала я. Настал момент, я выхожу на сцену, и передо мной сидит Константин Райкин. Там всякие сидели очень хорошие и знаменитые люди – мастодонты наши, монстры-театралы. И Костя, Константин Райкин, не знаю отчества, к сожалению… как же не знаю! Аркадьевич! Все знают! Константин Аркадьевич Райкин сидит. И я не понимала его реакции и от этого немножко волновалась, конечно, но не так быстро всё равно прочла, чуть помедленнее. Я считаю, что это было одно из моих самых серьезных и самых важных событий в жизни. И с тех пор я иногда вот в таких академических залах читаю Бродского. Я, конечно, хочу расширить свой поэтический ассортимент – там уже и Николай Рубцов, и Цветаева, и Ахматова, конечно. Всё это обязательно будет вплетаться. Мне кажется, как говорил Иосиф Александрович, об изящной словесности нужно обязательно напоминать с поводом и без повода – это формирует не только речь, но и, как следствие, сознание.

Корр: А вот что касается другой песни – «Португальская». Видела в интернете запись, где вы её поёте на иностранном языке и сегодня вы тоже исполнили отрывочек, как вы признались, на своём собственном эсперанто. А вообще много ли языков вы знаете? И как легко вам даётся изучать иностранные языки?

СС: Абсолютно тупа к иностранным языкам! Т.е. полная несостоятельность, прям даже обидно. Пытаюсь уже не первый десяток лет хотя бы изучить английский. До сих пор на начальном этапе. Полгода честно брала уроки, даже пошла в языковую школу, записалась, где-то 15 занятий, потом опять гастроли-графики и всё. Конечно, нужна система и погружение в предмет. Никак не удается. Но это всё отговорки, это только леность и неумение сконцентрироваться. По всей видимости, ещё не припёрло. Когда припрёт, когда уже некуда будет абсолютно деваться, тогда я…

Корр: Вы этим летом на эту песню в Риге снимали клип. Первый вопрос – когда его можно будет увидеть?

СС: Не знаю. Я боюсь. Что-то, судя по фотографиям, мне не понравилось, как я там выгляжу. Под вопросом. Я не уверена, что мы его выпустим для широкого зрителя.

Корр: И второй вопрос – вы сотрудничали при его создании с иностранным коллективом операторов…

СС: Испанцы!

Корр: И они снимают, если я не ошибаюсь, сейчас кино «Космонавт» .

СС: Сняли. Мы как раз на финале были. Они снимали в Риге, в Юрмале.

Корр: Они не звали вас попробовать дальше сотрудничать? И как вы относитесь к актерству. Может быть есть планы попробовать себя в этом амплуа? Многие певцы, исполнители перекочёвывают…

СС: Многие! Я, наверно, из немногих (смеётся).

Корр: Светлана, а вы не думали оправдать полностью название «Сурганова и Оркестр» с симфоническим оркестром?

СС: Я вот как раз об обратном думала. Всё-таки ребрендинг, наверно, нужно некий совершить – называться «Сурганова и несимфонический оркестр». А то приходят люди в бриллиантах, декольте, напомаженные.

Корр: Светлана, вот вы исполняете песни как на свои тексты, так и на тексты других поэтов. Среди современников кому больше отдаёте предпочтение?

СС: По-прежнему, своим любимцам. Татьяна Хмельник, Кира Левина, очень надеюсь, что когда-нибудь всё-таки у меня появятся песни на стихи Иванны Жаровой, в миру она – Марта, она несколько раз себя переименовывала, но сейчас она Иванна Жарова. Мне близка поэзия Ксении Хохловой. Может быть что-то народится на стихи Дианы Эфендиевой. У нас, я думаю, срастется творческий альянс с Верочкой Полозковой. Ну и Вера Павлова тоже уже фигурировала, фигурирует. Вот эти имена пока. Но это далеко неполный список.

Корр: Вашей группе исполнилось 8 лет буквально в апреле…

СС: Девять! Буквально в апреле.

Корр: За это время появилась ли у вас какая-то самая любимая песня, именно ваша?

СС: Ну, это ж всё детища, они все любимые! Как ни крути. Сейчас пока «Не покидай». Какая-то она уж очень трепетная.

Корр: Что касается текстов, поклонники, наверно, тоже присылают, предлагают на музыку положить?

СС: Предлагают.

Корр: Не возникло желания? Не вдохновило пока?

СС: Как-то пока не срастается. Нет, там, безусловно, есть очень достойные. И мне пока не хватает времени и душевных сил все это анализировать, читать, пропускать через себя. Я уже заметила, что необходимые тексты приходят сами ко мне, даже не надо мне их давать. Конечно, многие очень надеются, что их стихи найдут отклик. Не будем загадывать.

Корр: Светлана, а есть что-то, что вы не одобряете, не любите в своих фанатах?

СС: Не знаю, Слава Богу, таких откровенных раздражений не было. Вы же видели, какой зал! Это же сливки общества, это же лучшие представители, интеллигенция, люди, которые мыслят, которые всё переживают, с тонкой душевной структурой. Мне кажется, они априори не способны на какие-то излишества, какие-то неприятные вещи. Никаких эксцессов, тьфу-тьфу-тьфу, ничего не было. По молодости… молодежь какая-то наскакивала, молодежь подросла. Мне очень приятно, когда я иду, чаще, конечно, в Питере, люди просто здороваются, как давние хорошие добрые знакомые. Какие-то почти родственные отношения. Даже не на что пожаловаться.

Корр: Вы в Смоленске не первый раз. Успели ли познакомиться с достопримечательностями нашего города? Может быть, вас что-то особенно впечатлило.

СС: Не успели. Это ужасно. Я очень хотела сегодня погулять. Но я тут приболела, два дня на всяких антигриппинах, и я слегка приторможенная. Я, на самом деле, волновалась, как я сегодня выдержу – не выдержу, не усну ли прямо на сцене. И поэтому я просто отлёживалась, после дороги я дала себе выспаться. Я очень хотела пойти погулять, но концерт важнее. Мне нужно сохранить энергию, чтобы потом отдать вам.

Корр: Светлана, а в стакане у вас лекарство?

СС: Конечно! Мой фониатор мне порекомендовал пить коньяк. А сегодня нет коньяка, сегодня виски, но это тоже неплохо для связок, с маленьком количестве. Я шучу – я пью только на работе. Все нормальные люди как раз не пью на работе, пьют после работы, а я пью только на работе.

Корр: Светлана, первая часть сегодняшнего выступления, презентация нового альбома, показалась лично мне более мягкой, более романтической, чем даже те песни, которые мы слышали потом. Это какое-то другое веяние у вас сейчас?

СС: Как бы мне хотелось жёстче, брутальнее, сексапильнее, холоднее, отдалённее и громче, ничего не получилось, натура вылезла. Сами песни, конечно, очень нежные. И такая подборка произошла – всё равно против природы не попрёшь, всё равно внутренняя мягкость выскочила наружу. Хотя хотелось другого. Хотелось всех обмануть – не получилось.

Корр: Это всё индивидуальность восприятия. Мне показалось, наоборот, что более брутально в этот раз.

СС: Ой, как хорошо! Вы меня успокоили!

Корр: Я даже отметила, что как-то пожёстче стало.

СС: Очень хорошо!

Корр: Скажите, в концертную программу замечательно вплетены песни Наутилуса, а планируется ли ещё участие в каких-то трибьютах, какие-то каверы?

СС: Чёрт его знает. Поживём-увидим. Будут предложения, примем. Вот был концерт, посвященный Андрею Петрову, фактически у нас в Питере он, наверно, каждый год проходит. Нас пригласили и мы в «Октябрьском» исполнили три песни: «Голубые города», сегодня прозвучала, потом «Моей душе покоя нет», которую когда-то исполняла Алиса Бруновна Фрейндлих в моём самом любимом фильме «Служебный роман», и ещё мы исполняем песенку, кстати, зря мы её сегодня не исполнили, мне кажется, очень задорно у нас получилось, «Песенка морского дьявола». Так что появляются всякие перепевки-трибьютики.

Корр: Скажите, а что бы вы хотели исполнить?

СС: Хороший вопрос!

Корр: Может быть, какой-то исполнитель, который вам нравится, или песня, которая вдохновляет.

СС: А вот, кстати, это даже удалось! Но я бы с парнями сделала эту песню. К Дню Победы в доме-музее Булата Окуджавы в акустике мы с Динаром исполняли песню «Надежда». Я давно хотела её исполнить, мне вообще очень нравится творчество Анны Герман. И, конечно, спеть что-то из её репертуара было для меня величайшей честью! «Светит незнакомая звезда…» (поёт). Потрясающая песня! Её я бы с удовольствием попробовала бы с парнями саранжировать. Потом мне вот эта её очень нравится: «Один раз в год сады цветут, весну любви один раз ждут» (поёт). Просто на разрыв души, потрясающе!

Корр: Светлана, вы вернулись к своему стриженному образу…

СС: Да это какой-то ужас! Это вчера! Хороший парикмахер, прекрасный – Кирилл! Мы уже давно с ним сотрудничаем. Прекрасно меня покрасил – видели на майке? Такая вся белая. Вот тут я обросла, говорю: «Кирилл, придите, подстригите». Он пришел. И я уснула под его ножницы. Я не успела сказать, чтобы он совсем всё-то не отстригал, мне нужна была ещё белая голова. А я же была на этих антигриппинах и уснула. А проснулась, уже поздно.

Корр: Вот у вас была замечательная песня «За сбычу мечт»…

СС: Вечер заснежен, друзья жаждут встречи… (поёт)

Корр: У меня такой вопрос – о чём мечтаете вы и сбываются ли ваши мечты?

СС: Да! (все смеются) Мечтаю! Сбываются! Я вообще уверена, что мысль – великая штука, и нейролингвистическое программирование тоже. Нужно обязательно проговаривать и хорошо себе представлять то, чего ты хочешь, и абсолютно не давать никаким сомнениям места. Это должно быть так. Хорошо себе нарисовать и представить, что ты это хочешь, и это обязательно сбудется, рано или поздно. Мечтайте, товарищи! Мечтайте!

Корр: Светлана, а вы любите готовить?

СС: Если бы умела, наверно бы любила. Не пробовала. Всё как-то не приходилось.

Корр: А какие блюда ваши любимые?

СС: Я люблю гречневую кашу. В любом виде – в виде гарнира, с молоком, без молока, с мясом, с рыбой, с чем угодно, с подливой, без. Греча – это лучший для меня продукт, обожаю! Даже гречишные лепешки из гречишной муки. Спасибо всем!

запись и расшифровка — ivkate
отдельное спасибо Анне Лутченковой и Артуру Савицкому