Ну что ж. Не вынесла душа поэта. Точнее, не поэта, а неАртиста. Несколько месяцев я запоем читала (и смотрела) архив Апреля, сначала как незарегистрированный пользователь, а с недавнего времени как зарегистрированный, и вот наконец, прочитав почти всё (но посмотрев еще далеко не всё) я решилась высказаться, поделиться своей снайперской историей. Где, если не здесь. Заранее извиняюсь, что будет очень много букв и много субъективных эмоций, скорее всего, мало кому интересных, но вдруг кто-то всё же дочитает до конца… Кому не интересно будет, могут сразу листать до последнего абзаца))
Мое знакомство с Ночными снайперами случилось в далеком теперь уже 2001 году с альбома Рубеж. Это было начало моей студенческой поры, чудесное время, время взросления, время самой крепкой дружбы, бескорыстных порывов, безумных поступков. Общага, всевозможные студенческие активистские движения, походы, поездки автостопом. В одной из таких поездок я и услышала впервые песни НС. Из автомагнитолы, где-то между Плавском и Тулой. Папа, Ежик, Ограда, Колыбельная… и, конечно, Рубеж. А надо сказать, что я никогда не была особым меломаном – из тех, кто в курсе всех текущих новомодных новинок, у кого всегда наушники в ушах и дома магнитофон не замолкает (у меня поначалу даже магнитофона в общаге не было). Мои музыкальные вкусы и предпочтения сформировала, с одной стороны, музыкальная школа (вот уже и параллель), которая, на удивление, за 9 лет привила и не отбила у меня любовь к классической музыке, а с другой стороны, это дворовые, а точнее дворово-походные песни под гитару. Репертуар складывался из общеизвестных гитарных бардовских песен с тематической спецификой и из того, что знал и умел играть конкретный гитарист – главный человек в любой дворово-походной компании (и это была не я, увы). Главный гитарист в моей компании любил рок, в частности ДДТ, Арию, Наутилус, ну и гитарную классику вроде Цоя, и я до сих пор помню эти песни наизусть. Я же не была ярым поклонником рока, просто я всегда была антипоклонником попсы, а рок и «около-рок» были лучшими из возможных альтернатив. И в то время как другие колбасились под Руки вверх, Иванушек, Ace of Base, Prodige (с примерами у меня туго, потому что я была не в теме), мы орали под гитару «Одинокая птица, ты летаешь высоко…» и «Коронована луной, как начало высока…» (уф, ностальгия накатила). Зачем я так подробно об этом пишу… Наверно, чтобы объяснить, почему меня так зацепила музыка НС. Она оказалась именно тем, что нужно, идеально соединив всё, что я искала среди многообразия жанров и исполнителей. Два обожаемых мной инструмента – скрипка и гитара, мелодии, в которых было что-то от рока (антипопсы), что-то от романса, что-то от бардовской песни, и классическое, полюбившееся с детства, с музыкальной школы; необычные, цепляющие тексты, в которые хотелось вслушиваться, разбирать по словам и обдумывать; и, конечно же, женский вокал, женский взгляд – то, чего мне так не хватало у Шевчука, Бутусова, Кипелова и пр. Плюс оригинальный, запоминающийся голос солистки (вначале я не знала, что их две) – у меня пунктик на низкие женские голоса, западаю с пол-оборота. Конечно же, я поспешила выяснить, что это за группа («как Земфира, только круче!»), и при первой же возможности, вернувшись домой, устроила набег на музыкальный киоск. А там на мое счастье нашлись и Рубеж, и Капля-Бочка. На кассетах (наши дети уже не знают, что это такое), не самого лучшего качества, возможно даже пиратские (не разбираюсь в этих тонкостях). По такому случаю был даже реанимирован и привезен от родителей магнитофон (наши дети тоже уже не знают…). Потом мне привезли из Москвы Детский Лепет. Эти кассеты я заслушала до дыр. Я выучила наизусть все песни. Я влюбилась в них. Нелюбимых не было, были просто чуть более любимые песни и чуть менее любимые. Причем сначала я же даже не поняла, что там две девушки поют, в альбоме Рубеж голос Светы почти не слышен, и даже обложка кассеты у меня не вызвала подозрений. А вот когда я услышала Каплю-Бочку, я поняла, что их две! Это же еще круче. Но почему-то одна поет намного меньше. А, она оказывается играет на скрипке. И как играет! Скрипка меня покорила, но я хотела больше слышать её голос. Судя по нескольким сольным песням, поёт она не хуже другой девушки. Тут во мне проснулось мое обостренное чувство справедливости, которое выражается в том, что я всегда «болею» не за победителей, а за тех, кто проигрывает, кто слабее, кто в меньшинстве, кто менее прав, менее популярен, менее симпатичен. Чую, что эти слова применительно к Свете могут кого-то покоробить, но таким было мое восприятие: Света представлялась мне несправедливо обиженной (а не слабой и ни в коем случае не менее талантливой), поскольку что её в дуэте было «меньше». Компьютера и доступа в интернет у меня на тот момент не было, я ходила в интернет-салоны (наши дети и представить себе не могут, я сама уже с трудом верю, что такое было) и там читала снайперский сайт, я помню его самый первый, довольно мрачненький интерфэйс))), помню как переписывала тексты песен оттуда (было не очень удобно). Из интернета я узнала, что каждая исполняет свои песни, песен Дианы больше на альбомах, поэтому она поёт больше. Ну ок, пусть так. Они мне нравились обе. И как вместе поют, и как по отдельности. Я нашла музыку себе по душе. Потом был Цунами. «Розы» по радио. Клипы (телевизора у нас не было, но были друзья с телевизорами). Снайперы стали популярны и в нашей провинции. Мои друзья тоже прониклись (хотя под гитару мы по-прежнему пели «Муравейник живет» и «Ты летящий в даль, в ДААААЛЬ ангел»). А потом разрыв, о котором я узнала не сразу и не сразу оценила весь трагизм этого события. Очень много тогда происходило в моей жизни. В 2004 был концерт в нашем городе, говорят очень крутой концерт, но для меня этот период был ознаменован другими событиями, и песни, те, «дораспадные» песни дуэта, были саундтреком моей жизни, актуальным до боли, отзывавшемся каждой строчкой. Я не искала новых песен, меня не интересовала история группы, личности участников, их личная жизнь, даже причины разрыва. Неправильный фанат)) Я просто слушала песни. Но в этом я была неизменна и преданна. Вообще я человек достаточно консервативный, и как я уже упоминала, не меломан. Но зато у меня был друг с похожими вкусами, но более продвинутый и следящий за новинками. И он периодически снабжал меня новой и свежей музыкой. Благодаря ему в моем плейлисте (тогда у меня появился мр3 плейер) появлялись новые и старые: Мара, Белая гвардия, Бумбокс, Океан Эльзи, Ольга Арефьева, Флёр, Сплин, Земфира, Юта, Обе две… такой вот разброс по годам и жанрам)) ну и конечно НС. И – самое главное в этом списке – благодаря этому другу меломану я открыла для себя группу Сурганова и оркестр. Помнится, это был 2005 год, альбом ННЯ. Я наконец услышала голос, ставший уже родным, в новых песнях, где наконец его было «много». Что еще нужно для счастья? В последующие годы голоса Дианы и Светы неизменно звучали в моем плейлисте, старые песни вперемешку с более новыми, старые песни дуэтом, новые песни отдельно, голос Светы чередуясь с голосом Дианы. Не зная обстоятельств и перипетий их взаимоотношений, творческих и личных, и не испытывая потребности выяснять, я просто слушала их музыку и не делила их, воспринимая как единое целое и две взаимодополняющие половины – НС и СиО. Я не следила за их карьерами и выпуском новых альбомов, новых песен, хотя кое-что до меня доходило и добавлялось в плейлист. Потом был период, когда я вообще практически не слушала ничего, кроме релакс FM в машине и детских песенок))).
А потом, однажды, хороший человечек из моего прошлого, помнящий, как мне угодить, подарил мне билет на концерт СиО в нашем городе. Помню, что сперва я растерялась. Во-первых, я очень давно, лет 10, не следила за творчеством Сургановой, новых песен не знала… вдруг всё будет мне не знакомо и я почувствую себя белой вороной. Во-вторых, я стараюсь избегать шумных массовых мероприятий (у всех свои тараканы и фобии…), но тут вроде хорошо знакомый мне концертный зал филармонии, только сидячие места, всё должно быть чинно, выдержу решила я. Не буду здесь подробно описывать сам концерт… Мне и сравнить тогда еще было не с чем. Вкратце: мне ооочень понравилось. Напрасно я боялась, что буду не в теме: большинство песен были всё те же знакомые и любимые, выученные наизусть, только в незнакомых концертных аранжировках, и вживую, со сцены, с прекрасным звуком (зал не подвел), с оркестровым многоголосием инструментов они звучали необычно и круто. Жаль, что подпевать в полный голос я не решилась, как-то соседи не располагали, действительно очень чинно было. Света была прекрасна, очаровательна, пела, брала гитару, скрипку (жалко что мало, скрипки мне всегда мало), говорила с залом, шутила, улыбалась, принимала цветы и подарки — подарков было много, очень порадовали фанаты (я ощутила гордость за свой город), и был традиционный (как позже выяснилось) Мураками на бис. Я вышла с концерта очарованная Светой, причем уже не только Светой-музыкантом, но и Светой-личностью, о которой я почти ничего не знала. И как водится, я полезла в интернет восполнять пробелы. За нескольких дней я посмотрела интервью разных лет, я поняла, что слушать, как Света говорит, ничуть не менее приятно, чем слушать, как она играет и поет. Но и узнала я много такого, что меня шокировало и наполнило болью за Свету. Раскрывшаяся тайна удочерения, болезнь (некоторые моменты до сих пор не укладываются в голове), и конечно, история ночных снайперов и её уход из группы. И в этой истории, восстановленной по интервью и заметкам в СМИ (какие уж попались на тот момент) второй участник – Диана – выглядел скажем так весьма неблаговидно. Помню, что в какой-то момент я решила остановиться и «не копать» дальше, чтобы не разочаровываться. Я все-таки стараюсь разделять творчество и творца. И творчество Дианы мне нравилось очень. И песни, и стихи. Я вообще люблю стихи, но не всё подряд. Тех, кто складывает рифмованные строчки, много, но интересных, самобытных, цепляющих, среди них – раз-два. А стихи Дианы меня цепляли. Помнится, я как-то с пеной у рта пыталась разъяснить одному своему знакомому, в чём гениальность и необычность стихов Дианы, что там может не быть рифмы, но нет ни одного случайного слова, и что, чтобы понять их, надо расшифровать её фразы-образы, — на примере стихотворения «Я опускаю ружье». Короче говоря, на тот момент я решила закрыть тему разрыва снайперов. И закрыла так плотно, что легендарные дуэтные сэты 2018-2019 гг прошли мимо меня, я о них не слышала, телевизор не смотрю, радио не слушаю, интернет не читаю, живу в лесу (шутка)… На самом деле кое-какая информация до меня доходила: что 25 лет, и будут юбилейные туры… А я ждала очередной концерт СиО, билет купила очень заранее, как только появились. Про то, чтоб пойти на концерт НС, я почему-то даже не думала. За творчеством Дианы я ведь тоже давно не следила, мне хватало для счастья её старых песен, и я была не в курсе тех больших перемен, которые произошли с ней и с группой. И как сейчас помню свои эмоции (в первую очередь недоумение), когда услышала по какому-то широкомассовому радио песню Раскалённые. Если бы не сказали, что это НС… Нет, Диану я бы всё равно узнала, конечно. Эти интонации, это своеобразное арбенинское произношение, которое кого-то раздражает, а я от него тащусь, этот голос… вроде её, но какой-то странный, как будто искаженный эфиром… и текст какой-то странный чужой, у неё же в текстах практически не бывает адресатов мужского рода… Похоже, я многое пропустила… А потом я увидела по музыкальному каналу тот самый пресловутый клип и опять с трудом узнала Диану. В моем представлении она ведь осталась примерно такой, как в клипе Асфальт, такую Диану я рисовала себе, слушая её песни. А тут… Блондинистые волосы, шелковая сорочка-платье, татухи, катание по земле, про сцены с поцелуями вообще молчу… Я никогда не задумывалась особо о её ориентации, и даже мне, человеку непредвзятому и незаинтересованному, вне стереотипов и предубеждений, было очевидно, что платья и поцелуи с мужчинами с ней не монтируются ну вообще никак, не верю, как говорится. Я немного расстроилась, конечно. Но не так уж сильно. Ну изменилась, всё меняется, я сама виновата, что так отстала от жизни. Решение пойти на концерт НС пришло ко мне после посещения концерта СиО. Я вдруг почувствовала, что надо сходить. Что я должна, что нельзя пропустить эту знаменательную дату, я же столько лет слушаю песни снайперов, что все домашние называют их «твои снайперы». Я купила билет на хорошее место в партере – я же была зеленым новичком, ничего не знала, первый раз на концерт такого формата. Этот первый мой концерт НС оказался полон открытий и сюрпризов. Начиная с того, что я встретила множество старых знакомых, которые, как и я, пришли на юбилейный концерт, чтобы отдать дань совей молодости. Но они, в отличие от меня, были более прошаренные и купили билеты на танцпол. Так что я без сожаления оставила свое козырное место и весь концерт провела стоя в фан-зоне, почти у самой сцены, в тесной толпе пританцовывающих, возбужденных, заряженных людей, а ведь это же кошмар-кошмар для меня, интроверта-социофоба! И в этом был второй сюрприз-открытие. Я поймала кайф, драйв, волну, как ни назови, мне было хорошо, мне было то что надо. Я стала частью этой толпы, я захотела стать ее частью, влиться в неё на время, позволить ей поглотить меня. Я танцевала, пела, махала руками. Было много незнакомых новых песен, тех самых, непривычных для меня и не совсем в моём вкусе (мой вкус –это старая классика снайперов), но, стоя посреди толпы у самой сцены, видя Диану так близко, живьём, слыша ее голос живьём (любимый, кайфовый, несмотря ни на что), вибрируя вместе с толпой от исходящего от нее энергетического поля, я поймала себя на мысли, что в такие моменты вообще не важно, что она поёт. Она «качает». Миниатюрная, легкая, упругая, она скакала по сцене, «чесала» на гитаре, жонглировала микрофонной стойкой, не останавливаясь ни на секунду (а я смотрела на неё и думала: откуда у нее столько энергии, я на 10 лет младше и у меня и 10 лет назад не было столько сил и энергии! И переживала за неё), сбегала в зрительный зал (тогда я единственный раз пожалела, что покинула свое козырное место – Диана, похоже, прошла бы как раз мимо меня, а пробраться к ней из плотной толпы танцпола было нереально). А потом она села за клавиши и случился третий, или какой там по счету, сюрприз-открытие. Она спела сначала Помолчим (я быстро включилась, что надо зажигать фонарик на телефоне, как все), потом через сколько-то песен опять за клавишами Короны. Короны меня окончательно добили. Это же было оно, то самое, что я любила больше всего в прежних Ночных снайперах, больше чем рОковое тынц-тынц. Тогда я поняла, что история снайперов не закончилась, несмотря на все перемены, она продолжается. Жаль, что следующего приезда с концертом ждать целый год.
Но год пролетел быстро, наступил очередной весенний тур, и кто ж знал заранее, что случится такое… Концерт СиО «запрыгнул в последний вагон», успев отыграться у нас до карантина. Помню, как Света со сцены желала здоровья и позитивного настроя, который эффективнее любых масок от всех болезней. А вот НС отыграть свой концерт у нас не успели. И дальше было странное лето, странная осень, многое стало по-другому. В мире воцарилась тишина, и мне захотелось заполнить её музыкой. Я реанимировала свои старые увлечения и попробовала поискать что-то новое себе по вкусу, поиски привели меня на Ютюб, до того времени незаслуженно мной игнорируемый. Ютюб оказался сокровищницей. Оказалось, что песни можно не только слушать, но и смотреть. И вот так однажды я набрела на запись с выступлений дуэта. Какой именно, какого года это был концерт, я не помню, многие из них были потом пересмотрены мной не один раз. Я, как говорят, запала. Я попала)) Я по-новому открыла для себя ночных снайперов и заново влюбилась в них, таких молодых, свободных, настоящих. Как два диких полевых цветка, как две свободные лесные птахи. Света: её невероятные пассажи на скрипке (устоять невозможно, но тут я не могу быть объективной – я просто очень люблю скрипку), её неподражаемое чувство юмора, её неповторимые и неповторяющиеся импровизации и вставки в песнях (которые в последующих аранжировках этих песен неистребимо звучат в голове поклонников дуэтного звучания), её заигрывание и обаяние, под которое попадали все вокруг одушевленные и неодушевленные, и её неизменная улыбка, за которой едва ли можно было разгадать, что на самом деле творится у неё на душе и в мыслях. Диана почти ребенок, очаровательный в своей нескладности и угловатости, старающаяся казаться серьезной и строгой, где-то даже жесткой (но если уж она улыбалась, это было как радуга после дождя), и с совершенно не по-детски глубокими текстами, а какой у неё тогда голос был! «Непоставленный» и не всегда умелый, мощный и необузданный, у меня он ассоциируется с чем-то первобытным, диким, неприрученным, это стихия, это просто секс, чего уж там (устоять невозможно, но тут я тоже не могу быть объективной – просто люблю такой тембр голоса). Вот тут-то меня и накрыло осознание того, что этого волшебного дуэта уже нет. Добралась я и до записей из Олимпийского и Ледового. Даже поплакала,а кто бы смог удержаться! Прочитала километры (лажи) комментариев. В основной массе которых (или мне такие попадались), если вкратце, были Ангел и Дьявол (тут можно не объяснять). И тут снова сработало мое чувство справедливости, только теперь уже в другую сторону. Теперь слабой и несправедливо обиженной стороной мне представлялась Диана. И я захотела защитить её, оправдать её, в первую очередь для себя самой. Разобраться, что же случилось на самом деле.
И вот тут я и встретилась с Апрелем-Августом. Архивный сайт, страничка в инсте, Ютюб-канал. Всё свободное время я проводила там. Читала. Смотрела. Перечитала почти весь архив форума, посмотрела… ну, не почти всё пока еще (к счастью – еще много открытий впереди), но достаточно много. Ну и помимо апрельских архивов были и другие источники. История ночных снайперов меня захватила просто. То, чего не случилось, когда мне было 20 лет (ну тогда у меня и не было доступа к такому изобилию информации), накрыло меня теперь, на четвертом десятке))) Я нашла тут больше, чем ответ на свой вопрос как, почему и кто виноват («виноватых будто нет, виноватых ровно два» ну и еще кое-кто и кое-что поспособствовало…). Да, после всего что я узнала, распад дуэта выглядел закономерно неизбежным и в перспективе положительным событием, но от этого не менее печальным. Но было и радостное. Я открыла для себя Диану, не только как поэта, музыканта, исполнителя, а как человека, личность. Я очень хотела понять её, разгадать, и мне кажется, что я смогла. Знаю, что это звучит субъективно и наивно, потому что невозможно полностью понять и узнать другого человека, но я именно так чувствую – что я её понимаю и могу объяснить. Мотивы ее поступков, взлеты и падения, победы и ошибки, искренность и притворство, силу и уязвимость, смелость и ранимость. И когда я её поняла, я её полюбила, не смогла не полюбить. Уже без всяких если, когда и если бы не. Не боясь разочароваться. Что касается Светы, она на данный момент остаётся для меня загадкой, тайной, и я пока не хочу её разгадывать, пусть будет так. Они очень разные, я не могу и не хочу их сравнивать. Люблю их обеих. Их совместные песни всё-таки остались для меня самыми любимыми, вершиной (отчасти наверно потому, что они возвращают меня в юность), но и среди «послераспадных» есть очень любимые (а сколько новых и старых, но незнакомых, шикарных песен я открыла для себя, когда заново влюбилась в снайперов!). В данный период жизни мне ближе творчество Дианы, пару лет назад было ближе творчество Светы, главное, что я всегда могу найти у них то, что мне нужно в конкретный период времени. И мне кажется (я надеюсь), что мне с ними ещё долго будет по пути.
Ну и в заключении… ура, добралась! Не знаю, зачем и для кого я накатала эту полубессвязную простыню текста, для себя наверно… спасибо тем, кто дочитал, и тем, кто не читал, и пришел сразу в конец, аккурат к раздаче благодарностей, тоже спасибо. Спасибо всем, кто был на Апреле все эти годы, кто писал отзывы о концертах, делился своими мыслями, чувствами и впечатлениями, кто обсуждал песни и стихи, выкладывал фотографии и видео. Я читала вас запоем. Я получила просто море удовольствия, честно. Омрачаемое лишь сожалением, что не могу включиться в дискуссию, написать свой комментарий, поставить лайк. Я опоздала лет эдак на десять-пятнадцать… Отдельное особое огромное СПАСИБО Фанни, хранителю. За то, что сохранили это всё, за то, что продолжаете собирать и хранить, поддерживать огонь в очаге. Это колоссальный труд, вызывающий огромное уважение. И ещё отдельное спасибо и уважение (не люблю слово респект) Вам за Вашу верность принципам и стойкость (хотя я по объективным и субъективным причинам разделяю не все Ваши убеждения, но уважаю безусловно). Жаль, что я не застала время, когда здесь кипела жизнь. Такое уже не повторится. Но история не закончилась, она же продолжается. И, судя по комментариям в интернете, у ночных снайперов которых всегда двое до сих пор появляются новообращенные поклонники. Я же пришла. Мне вот по старинке ближе и приятнее формат форума, чем инстаграм и прочее. Может быть и ещё кто-то подтянется. Буду рада пообщаться, у меня ещё столько вопросов, тем, которые хочется обсудить, эмоций, которыми хочется поделиться (вот только я очень медленными темпами преодолеваю стеснение). А нет так нет)) Во любом случае, я как минимум обязуюсь написать здесь отзывы на первый же посещённый концерт, надеюсь что уже скоро…
Ну и с приближающимся праздником всех причастных! Считайте эту бестолковую простыню текста поздравлением ко дню рождения НС ))) СНАЙПЕРИЗМ ЖИВ!