2014 04 04 Москва 24: «В юности не слушала рок-музыку»

«За обедом»: Светлана Сурганова — об одиночестве.

Певица и музыкант Светлана Сурганова в интервью телеканалу «Москва 24» рассказала, как научилась играть на гитаре, почему поступила в педиатрический институт и за что полюбила песни Аллы Пугачевой.

— Светлана, в Москву вы приезжаете только по работе?

— Как правило, да. Честно говоря, робею перед Москвой. Это слишком большой для меня город, слишком энергичный. Всем сердцем, в хорошем смысле слова, сочувствую москвичам, которые терпят натиск огромного количества приезжих. И ведь Москва – это центр политической, экономической жизни страны. Я понимаю, как от этого можно устать. В Москву приезжаю работать, но живу, отдыхаю, творю в моем родном Питере.

— По образованию вы медик. А вообще много ли музыкантов-медиков?

— Группа «Ундервуд». Кто-то из них педиатр, а кто-то то ли невропатолог, то ли психолог.

— А вы?

— Заканчивала педиатрический медицинский институт. Потом он стал академией. На тот момент, когда был закончен институт, я была совершенно инфантильной, не чувствовала, что готова работать по специальности.

— Почему пошли в педиатрию?

— Случайность. Как выяснилось позже, похлопотала насчет поступления в педиатрический институт моя мама. И это связано с историей моего появления в семье. В 25 лет я выяснила, что являюсь приемным ребенком. И первые три года жизни меня выхаживали именно в педиатрическом институте. Мамуля у меня блокадница. Так случилось, что после 30 лет она не могла иметь детей. Было принято решение взять ребенка из детского дома. Маме посоветовали заглянуть в педиатрический институт.

Позже, когда речь зашла о моем образовании, мама вспомнила про педиатрический институт, пришла туда и рассказала декану мою удивительную историю. Думаю, это стало решающим моментом.

— Какую музыку вы слушали в юности?

— На выбор повлияла музыкальная школа. Там преподавалась классика. Тем более, моя специальность — скрипка. Когда стала старше, слушала эстрадные песни — Аллу Борисовну Пугачеву. Помню, сильнейшее потрясение оказала песня в ее исполнении на стихи Марины Цветаевой. Еще слушала Наутилус Помпилиус «Я хочу быть с тобой», Оркестр Поля Мориа. Потом в мое сознание пришел Александр Градский с мюзиклом на стихи Артюра Рембо. И при этом был минимум рок-музыки.

— Творческому человеку нужны переживания?

— Творчество – это рефлексия.

— Переживания могут быть не жизненными, а исключительно культурными?

— Для меня в меньшей степени. В плане творчества я абсолютный эгоист. Поэтому у меня не получается писать стихи или песни по каким-то поводам: политическим, культурным. В последнее время появились тенденции более философские.

— Вы интроверт?

— Интроверт, мне кажется, не с особой охотой являет себя внешнему миру и предпочитает сидеть в собственной ракушке.

— Подпитываетесь энергией от других людей?

— Чем больше я одна, тем больше ко мне приходит идей, мыслей.

— В школе вы стихи писали?

— В выпускных классах, в 13-14 лет.

— Перечитывали их потом?

— Я их до сих пор иногда исполняю на концертах. Это были не стихи как таковые, я сразу начала писать песни. Страшная зависть меня душила – сосед по парте играл на гитаре. И я тоже научилась. Моя природная леность не давала усидчивости, терпения, чтобы изучать песни Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого. Мне было проще самой написать песню.

— Бывает, что не пишется? Сколько может продлиться такой застойный период?

— Чем старше, тем длиннее становятся такие периоды. Одно время я нервничала по этому поводу. Сейчас тоже нервничаю, но меньше. Это либо период накопления, либо остановка в пути, за которой последует шаг.

— У вас сейчас такой период?

— Новые песни появляются редко. Но летом у меня случилось чудо, родилась песня. Может быть, я предложу ее исполнить на «Евровидении».

— Что произошло с вами перед тем, как вы ее написали?

— Я осталась одна, позволила себе оставить любимый город, уехать, ни с кем не общаться. Выключила телефон, купила немножко вина, белого сыра, взяла гитару в руки и написала песню.

— А скука провоцирует на творчество?

— Слово «скука» не из моего лексикона.

— Что является вашей творческой движущей силой?

— Одиночество.