2014 11 05 Серебряный дождь: «Мы даем концерт для скрипки с оркестром!»

Сергей Васильев: Еще раз добрый день или добрый вечер, родной Красноярск! В рамках проекта «Люди дождя», у нас сегодня в гостях замечательный человек, который не был у нас, к сожалению, уже 2 года и наконец-то добрался до нас. Я надеюсь, что вы все узнали этого замечательного человека. Это музыкант, автор исполнитель – Светлана Сурганова. И приехала она к нам в гости не просто так. Дело в том, что сегодня в Красноярском музыкальном театре в 19:00 состоится, для Красноярска уж точно, большая премьера под название «Игра в классики». Светлана, еще раз Добрый день!

Светлана Сурганова: Добрый день, Красноярск! Добрый день, милый ведущий и все присутствующие в этой солнечной студии.

Сергей Васильев: Вячеслав Шакуров за пультом, Сергей Васильев у микрофона. В общем, все стандартно. Очень приятно видеть вас, очень приятно, что добрались. Жалко, что в прошлом году не получилось. Я понимаю, что болезнь, а она никогда не спрашивает – с горлом что-то случилось, приболели, не смогли приехать. Слава Богу, что добрались с новой программой к нам. Ну и, соответственно, самый первый вопрос: с чего началась игра в классики? Я понимаю, что существует официальная версия ответа, что вы на концертах брали скрипку (вас просили) и вот вы доросли до этого момента. А вот неофициальная версия? Откуда идея появилась?

Светлана Сурганова: Откуда все появилась? Я думаю, с музыкальной школы, которую я закончила 35 лет назад. Но вот эта любовь к классической музыке, которую все-таки смогли привить мне педагоги музыкальной школы, она до сих пор во мне жива, и эта идея теплилась все эти годы. Под конец я как-то устала от тяжелого электрического саунда и решила сделать такую разрядку акустическую по саунду, плюс я не люблю оставаться в должниках. А я до этого момента, до выпуска альбома «Игра в классики», была должницей перед своей аудиторией, перед своей многоуважаемой публикой, потому что я обещала выпустить вторую часть «Проверено временем»…Такой вот альбом ранее неизданных песен, и томила ожиданием, если не 4 года… в общем, около 4-х лет томила ожиданием. И вот, наконец, я свое обещание выполнила. Просто решила все эти оставшиеся, неизданные песни свои и своих очень близких людей подать в такой струнной аранжировке. Приоритет был сделан на квинтете, который записан был у нас в студии, и аранжировки все струйные придумала сама Мария Савкина. Помимо того, что она прекрасный музыкант, она еще является лидером своего собственного проекта под названием «Планета Vэ». Вот, кто не поленится и сможет в сетях найти эту информацию, будет приятно удивлен. Таким образом, две составляющие: любовь к классической музыке (с времен еще музыкальной школы) и давнейшее мое обещание — выпустить в свет 2-ю часть «Проверено временем» (ранее невыпущенных песен). Вот, собственно, что из этого получилось, вы можете сегодня увидеть в музыкальном театре.

Сергей Васильев: Я думаю, что найдется немалое количество красноярцев, которые хотят это увидеть. А откуда появилась барышня в красном бархате? Здесь-то понятно, что неизданные песни. Хотя и песни есть, которые сдавались. Как подбирался музыкальный материал? По какому принципу? Не Маша же сама?

Светлана Сурганова: Разумеется. Селекцию материала производила я, причем песен было намного больше. Вообще, была идея двойник сделать — двойной альбом. Но взмолился Михаил Тебеньков (саундпродюсер этого альбома), сказал, что лучше сделать одну пластинку. Чтобы и по времени успеть, и выдержать концепцию. У нас в загашнике есть еще материал, но это пойдет в следующий альбом, поэтому то, что до сих пор актуально — то, что мне самой приятно петь. Вот, собственно, эталон и принцип выборки песен. Я пою, и мне их приятно петь. Я их до сих пор пою, они актуальны, эти песни.

Сергей Васильев: А вот откуда этот пример классического конферанса?

Светлана Сурганова: Альбом построен по принципу программы, т.е. программа и альбом — это одно и то же, за исключением того, что в концертной программе есть этот удивительный конферанс. Тут это наша улыбка, наша легкая ирония, да простят нас все любители классической музыки, кто посещает классические концерты… Конферанс — это какая-то отстраненность, пафосность вот этих дам, которые выплывают на сцену всякий раз и очень хорошо поставленным, где-то отстраненным, холодным голосом объявляют вот эти следующие произведения, которые прозвучат. У меня всегда это вызывало страх и иронию одновременно. Я решила такой элемент в шоу ввести, вот этого персонажа (дама такая фигуристая, наполненная формами и, конечно, содержанием). За текст не стыдно, кстати, текст нам придумал Юрий Горошевский – наш очень близкий друг и товарищ. Смысл вот этого конферанса (персонажа) в том, что она с каждым выходом (выходит она 5 раз, объявляет такие маленькие подчасти концерта), она становится более человечной и человечной, как бы приближается к своему нормальному облику. В конце звучит очень лирическое стихотворение, которое…вот сколько мы проехали городов, всегда в конце сопровождается с очень бурными, теплыми аплодисментами. В общем, мы смогли даже эту строгую даму очеловечить.

Сергей Васильев: Мне кажется удивительная находка! И самое главное, что она не размазывает всю серьезность программы. Потому что программа, на мой взгляд, она такая неожиданно серьезная, несмотря на легкость песен. Вот хотел еще спросить, про квинтет. Я не специалист большой в этой области, квинтетом дирижируют? Если да, то кто в данном случае исполняет роли дирижёра?

Светлана Сурганова: Ну, я играю дирижёра. Делаю вид, что дирижирую. На самом деле, всеми дирижирует Никита Межевич, который сидит за роялем, либо за прекрасным синтезатором в виде рояля. Он как бы задает темп, и как бы отправная точка каждого произведения идет от него. Дальше просто моя эмоциональная подпитка, и тут я импровизирую как могу. Меня всегда с детства завораживала работа дирижера. Сначала я ее глубоко не понимала: «стоят бездельники, в основном мужчины, в руке палочка тоненькая и машут. Чего машут-то? От кого мух отгоняют»? Я была уверенна, что абсолютно точно эти музыканты, которые сидят перед ними, прекрасно без него справятся. Он тупо суету какую-то наводит. А на само деле, это абсолютно не так! И дирижер — это эмоциональная нюансировка каждого произведения. Я даже заметила, когда я активно принимаю участие в дирижировании вот этих песен – ребята более вдохновенно играют.

Сергей Васильев: А вот еще один момент, связанный с музыкантами. Я слышал, что в записи программы в студии принимала участие одна группа, а в тур вы поехали с другой группой. Насколько тяжело найти хорошего музыканта? Втянулись ребята? Все хорошо?

Светлана Сурганова: Удивительно! Мне очень повезло! Та же Машенька Савкина и те музыканты, которые не смогли поехать, они очень помогли и нашли себе замену. Удивительно легко сложились взаимоотношения. Было всего 4 или 5 репетиций. Для такого объёма, как 21 песня + еще небольшой блок на бис, это конечно, крайне мало. Но настолько все оказались собранными, очень талантливыми, дисциплинированными! Был составлен акустический материал, немного сами занимались. Даже где-то между городами, мы собирались, дорабатывали. В процессе тура были репетиции. И на самом деле, что приятно, ребятам нравится, и ребята все с консерваторским образованием, многие уже самостоятельно работают в различных солидных оркестрах. Например, первая скрипка у нас — Григорий Татаев, стал лауреатом международного конкурса скрипачей в своей возрастной категории. Если уж говорить, говорить обо всех, Мария Савкина, она — полифонист, она удивительно слышит гармонию и способна ее расписать. Это ее был первый опыт расписания полифонической аранжировки струнных. Антон Шестаков — альтист. Удивительно заботливый молодой человек. Такой вот прям мужчина, с ним как за каменной стеной. С прекрасным звукоизвлечением. Очень плотный такой, очень круглый, если можно сказать — звук. Игорь Батвин — виолончелист. У него настолько широкий музыкальный диапазон, что он может играть все. От классики до рок-н-ролла. Причем это струнка какого-то внутреннего драйва. Она чувствуется, даже когда он воспроизводит какие-то лирические композиции. Он тоже очень украшает программу. Я могу петь дифирамбы каждому из участников коллектива. Я купаюсь в положительных каких-то эмоциях

Сергей Васильев: Значит человек хороший, если рядом хорошие люди. Мне кажется как-то так. Еще раз приглашаем всех красноярцев сегодня вечером в Музыкальный театр в 19:00. «Игра в классики» Светлана Сурганова с оркестром и струнным квинтетом. Все правильно?

Светлана Сурганова: Совершенно.

Сергей Васильев: Немножечко отходя в сторону от этой премьеры к премьере, для нас по крайне мере недавней, «Плавание с Бодлером, Троцким и Цветаевой»… и красноярцы тоже, к сожалению, были лишены момента лицезреть это. Во-первых, что это за проект? Во-вторых, сможем ли мы его увидеть?

Светлана Сурганова: Я бы этого очень хотела, чтобы этот спектакль прокатился по городам нашей необъятной Родины. Идея возникла у Ильи Мащицкого — у режиссера спектакля. Цель — объединить необъединяемое. Каркасом служат произведения Бодлера «Цветы зла», «Плаванье», «Век перевода» Марины Цветаевой. И все это сдабривает моими ранними песнями, в совершенно оригинальных аранжировках (не в тех, в каких мы обычно поем на концертах). Аранжировки сделал Дмитрий Сарацкий, который живет в городе Киеве. Мне очень понравилось его музыкальное оформление. Он подал песни совершенно с другого ракурса. Я их с трудом узнавала. Это такое музыкальное, поэтическое шоу. Это не совсем спектакль в традиционном понимании. Это некое действо, где есть и музыка и песни, и пластика, и стихи. Мне в этом спектакле тоже очень уютно. Это новый опыт.

Сергей Васильев: Вы — участник этого действа?

Светлана Сурганова: Непосредственно. И очень талантливые актеры меня окружают.

Сергей Васильев: Вам понравилось самой?

Светлана Сурганова: Да, мне понравилось! По крайне мере, что от меня зависит, я сделаю все, чтобы этот спектакль жил! И чтобы этот спектакль увидели другие города страны…

Сергей Васильев: В спектакли участие принимали, саундтреки писали, с коллективом сольно выступали на сцене, мультфильмы озвучивали… Что бы хотелось еще попробовать? На что не хватает времени?

Светлана Сурганова: В аэротрубе полетать!

Сергей Васильев: А если возвращаться к творчеству?

Светлана Сурганова: Даже не знаю, за что еще схватиться!

Сергей Васильев: Полноценно подирижировать хотелось бы?

Светлана Сурганова: Ну, хотя бы прикоснуться. Одной жизни, к сожалению, не хватит на все. На самом деле, хочется вплотную заняться новым материалом. Я теперь понимаю, что не смогу отказаться от симфонического звучания. Вот эту сторону мне хотелось бы развивать. Но и я, конечно же, вернусь в электричество. Сейчас, прокатившись по 13-ти городам, немножко понимаю, что иногда хочется пошуметь. Где-то в душе, я рок-н-рольная дива.

Сергей Васильев: Больше нравится, когда ваша аудитория сидит или стоит? Или это настолько разные блюда на вкус, что нельзя их сравнивать?

Светлана Сурганова: По-разному! Мне нравятся и клубные истории, и сидячие залы.

Сергей Васильев: Не смазывается ли к концу тура самое яркое положительное впечатление и самое яркое отрицательное впечатление? Есть такие? Или они потом смазываются в одну дорогу длинную?

Светлана Сурганова: Ну, сейчас немножко рано подводить итоги и все-таки еще сегодня концерт, и Иркутск. Я даже не знаю. Я пока отрицательных эмоций ни одной не могу найти, пока все только положительно. Беда нашего коллектива — нам нечего рассказать. Все гладко тьфу-тьфу-тьфу.

Сергей Васильев: Вы знаете, я готов слушать всю вашу биографию, но, к сожалению, время эфира заканчивается. Перед тем, как перейдем к песне анонсированной, последний вопрос. Который я задаю всем гостям. С кем бы вы хотели спеть дуэтом?

Светлана Сурганова: Мне бы хотелось с Тиной Тернер и Фредди Меркьюри.

Сергей Васильев: Супер! Светлана, спасибо огромное! Ждем с нетерпением сегодняшний концерт! Еще раз напомню, Светлана Сурганова была у нас сегодня в гостях. «Игра в классики» состоится сегодня — замечательная премьера, приглашаем всех в музыкальный театр. Света, спасибо огромное!

Светлана Сурганова: Спасибо, Сережа. Спасибо всем!