2016 06 21 Звуки.Ру: «Правильная тональность внутреннего диалога»

Светлана Сурганова — о своей работе в театре, академической музыке и направлении, в котором надо выходить из зоны комфорта.

7 июня Светлана Сурганова стала лауреатом художественной премии «Петрополь». Питерская певица была награждена «за тонкую интерпретацию мировой поэзии в музыкальных альбомах разных лет». «Тонкая интерпретация» — это вообще про Сурганову: рок-музыканта, умеющего деликатно и точно работать с классикой, разносторонне образованного и умного человека.
В конце прошлого года группа Сурганова и оркестр выпустила новый альбом #МируМир — первый полноценный релиз после «Увидимся скоро» (2011). Последние пять лет значительную часть творческой жизни Светланы занимают сценические эксперименты: поставлен и сыгран спектакль по поэме Шарля Бодлера «Плавание» в переводе Марины Цветаевой, проходят поэтические чтения в сопровождении то камерного оркестра, то театра теней. Сегодня Сурганова как актриса принимает участие в моноспектакле «Моя счастливая жизнь» по пьесе Елены Ерпылевой «Диалоги по поводу американского джаза».

Звуки: Моноспектакль подразумевает одного актера, и он, вернее она, там есть — это актриса Светлана Иванникова. А что там делаете Вы?
Светлана: Я не стою на сцене, не бренчу. Не пою громким голосом. Но эта рок-н-ролльная начинка все равно прорывается. Каждый раз я задумываюсь, как бы мне появиться. Я не появляюсь как актриса из-за кулис. Были разные варианты — и по канату спуститься, например.

С позволения автора пьесы мы отошли от текста, вывели на сцену подругу главной героини — Соню. Получился интересный альянс: рижская актриса и русская рок-певица. Самое зерно этого спектакля в том, что мы — это мы, наша внутренняя история. Мы знакомы более 10 лет. Света мне очень помогла в послеоперационный момент, я ей по гроб жизни благодарна. Если говорить о смысловой нагрузке текста, то тут никаких противоречий и сложностей не было, потому что это, в лучшем смысле слова, «отсебятина». Это реальные факты, но они там — как изюминки, фонарики, нюансы, которые, может быть, и у зрителей вызовут свои ассоциации. Из этих историй складывается мой текст, который должен отрезвить главную героиню и вернуть её к жизни.

Звуки: Спектакль женский?
Светлана: Мужчин там нет. О них идёт речь, они упоминаются – и супруг фигурирует, и возлюбленный-буддист. Но, конечно, он очень женский, и в то же время — очень полезен для мужчин. Выслушав эти монологи, поняв героиню, многие зрители лучше поймут психологию своих жён, возлюбленных, подруг. И, может быть, в чём-то они изменят своё поведение, взаимоотношение. Хотелось бы, чтобы мужчины и женщины чаще делали приятные пассы и реверансы друг другу.

Звуки: А что с альбомом #МируМир? Он для Вас еще актуален?
Светлана: Я еще не пережила его выход и каждый раз с удовольствием исполняю.

Звуки: Вы говорили, что это значимый для Вас альбом, что Вы считаете его новой важной ступенью в творчестве, выходом на новый уровень. А какие еще альбомы были для Вас важны как жизненные события?
Светлана: Совершенно четко — это альбом «Соль» . Тогда в моей жизни произошла очень серьезная потеря, утрата. И годы ничего не меняют — вот уже 10 лет прошло, а ничего не изменилось, ни боль, ни степень ее. И совершенно четко знаковый альбом — «Увидимся скоро». Это работа в Гамбурге, наша работа на выезде, за рубежом. Это новый гитарист, обновленный состав, новые ребятки. Новый музыкальный, технический момент. Новая рабочая атмосфера. Хотя если я не упомяну «Игра в классики», то этот список будет неполным. Это просто наш эксперимент, со струнной аранжировкой Марии Савкиной, попробовать аранжировать песни в струнном варианте и вот так подать. И конечно конферанс совершенно удивительный. Каждый из них — детище, в каждый из них много привнесено. Это ступенька развития, они все очень мной любимы и как-то даже обидно назвать один и не назвать другой. Да, вот эти альбомы были знаковыми.

Звуки: По совокупности этих альбомов трудно проследить четкий музыкальный путь, общее направление. Куда вы двигаетесь?
Светлана: Мы все еще мечемся. Пытаемся объять необъятное, потому что интересно и то, и другое, и третье. Я вот сейчас мечусь между диско-фанком и электронщиной типа Depeche Mode. Практически за две репетиции мы создали еще одну новую программу Unplugged — старые песни в очень необычной аранжировке. Первые попытки сыграть такую программу были еще года 3 или 4 назад в Киеве. Пробовали создать акустику, и решили порадовать наших слушателей не обычным электрическим саундом, а таким очень лаунжевым звучанием. Это породило, в свою очередь, очень интересные аранжировочные находки, которые, я даже думаю, мы где-нибудь зафиксируем, запишем и может быть бонусом-треком в какой-нибудь сингл или альбом. Состав традиционный, но вместо электрической гитары звучит акустическая, вместо клавишных доминирует фортепианный звук. То есть совсем другой саунд, максимально облегченный, с измененными ритмическими фактурами и рисунками, с расширениями гармонии до неузнаваемости. Я даже позволила себе пошутить: ну, теперь за коллектив я спокойна, нас можно приглашать в ресторан, украшать любую вечеринку нашей ненавязчивой тихой музЫкой.

Звуки: Из андеграунда вышли, но в поп-музыку не пришли. —
Светлана: Застряли где-то между.

Звуки: Как вам между форматами?
Светлана: Хорошо очень, просторно, мы можем себе позволять все, что мы хотим. Все-таки рамки и формат — кому-то это уютно, спокойно, есть проторенная дорожка, и они по ней идут. А нам интересно и там побывать, и тут. И на Таити, и на Мальдивах, и в Магадане. Наши песню ротируются и на «Авторадио», и на «Русском радио», и хотелось бы, чтоб на «Радио Эрмитаж» попали. «Морская» в «Чартовой дюжине» звучит. Вот это по-настоящему интересно — когда на рок-радиостанции звучат стихи Бродского и Цветаевой, это очень правильно и хорошо. Вот что интересно: старые песни, старые альбомы, старый саунд тоже имеют свое очарование, я не отказываюсь от него. Некоторые артисты говорят: «Нет-нет-нет, я не могу это слышать, прямо совсем стыдно за это». Мне не стыдно. Потому что в этом есть своя ценность, даже в каких-то совсем юных прощупываниях почвы, экспериментах музыкальных, гармонике, звуке. Я вам больше скажу: в ранних работах была большая степень свободы. Сейчас как-то более форматно и более мейнстримово получается, но тоже интересно. Поэтому каждая ступенька, каждый этап развития — я от него не отказываюсь, я ему благодарна. И мне очень интересно, куда эта дорога заведет нас дальше.

Звуки: Кто поставщик нового музыкального контента?
Светлана: Много идей музыкальных у ребят. Если раньше они как-то стеснялись их показывать, то теперь, в более плотном диалоге, они с удовольствием участвуют. Моя задача даже больше их отслушать, понять, с чем я действительно смогу работать, что, на мой взгляд, уместно под брендом «Сурганова и оркестр» — и дальше уже на них пишутся тексты, они редактируются, приобретают форму: куплет, припев, проигрыш, и так далее. Многие креативные музыкальные зерна сейчас именно от ребят исходят: от Дениса Сусина, Никиты Межевича,- они, конечно, совершенно полноценные сейчас соавторы. Если раньше я приносила готовый материал, сейчас это происходит коллективно, совместно.

Это эволюция взаимоотношений, мы развиваемся, становимся ближе, лучше начинаем слышать и понимать друг друга, и это нас раскрепощает в плане творческом, в смысле доверия. Раньше было много недовольства, критики, я старалась ребят убедить, что нужно учиться слышать друг друга. Сначала выслушать идею коллеги, а потом привносить конструктивную критику. Поначалу, конечно, искрило много. Но сейчас пришли мы в очень такую правильную тональность внутреннего диалога. И это сразу же дало результат.

Звуки: Над чем еще предстоит работать?
Светлана: Нужно больше работать, конечно, над интонацией, над артикуляцией, над владением вокалом — это всегда. Но тут выше головы не прыгнешь, хотя некий прогресс есть даже в этом смысле. У меня есть специфика моего голосового и связочного аппарата — так скажем, Господь Бог не наделил,- и мне приходится из него выжимать по-максимуму. Это очень тяжелая работа. Просто кому-то это дается легко, мне дается крайне сложно, просто нету данных! Но моя задача — максимально раскрыть этот аппарат, научиться им владеть. Конечно, этот путь мог быть быстрее и эффективнее, если бы я брала частные уроки. От классического вокала тоже можно было бы взять что-то в плане владения дыханием.
Саморазвитием по этому вопросу я, конечно, занимаюсь — использую школу Сатерикса. Я прослушала аудиокнигу, я занималась по его методикам, упражнениям,- это, конечно, в свое время мне очень помогло. В чем мой недостаток — я это делаю какими-то «нахлестами». Вот предстоит тур — и я начинаю заниматься голосовым аппаратом, а это надо делать, конечно, постоянно, изо дня в день, как скрипач все время разыгрывается и тренирует свои пальцы, так и выступающий со сцены и работающий голосом артист должен его тренировать и репетировать постоянно.

А так я с большим удовольствием слушаю классическую музыку. В туре отыграл концерт, садишься в автобус, могу слушать только классику. Благо у меня с собой подборка: Бах, Моцарт, Бетховен, Дебюсси, Гендель, Прокофьев, конечно Чайковский, восстанавливаюсь благодаря ей. Она колоссальное гармонизирующее воздействие оказывает. Особенно в наше непростое время, когда многое, кажется, стремится к саморазрушению. Я вот считаю: если хочешь выйти из зоны комфорта — иди, поработай в морг, хоспис, дом престарелых, детский онкологический диспансер, где умирающие дети. Почему надо бессмысленно рисковать, если можно выйти из зоны комфорта и при этом принести массу пользы для окружающих? Такой посыл: «миру — мир». Как название нового альбома группы «Сурганова и оркестр».

Мария ЛАЩЕВА