2013 04 12 ТВР-Панорама: «Светлана Сурганова: про любовь, благодарности и стихи»

Петрозаводск посетила Светлана Сурганова со своим «оркестром». Эксклюзивное интервью «ТВР-Панорамы».

Петрозаводск посетила Светлана Сурганова со своим «оркестром». В столицу Карелии коллектив привез не только свои композиции, но и песни на слова великих поэтов — Ахматовой, Цветаевой, Бродского. Между песнями со сцены звучали стихи. Всё действо получило название «Редкий концерт» и никого не оставило равнодушным.
А после выступления Светлана нашла время ответить на несколько вопросов «ТВР-Панорамы».

Про город

— Добрый день! Давайте начнем традиционно — с вопросов про Петрозаводск. Я знаю, что вы сегодня утром ходили гулять по городу. Что получилось увидеть, какие мысли посетили?
Я прогулялась по набережной Онежского озера — мне сказали, что там есть забавные памятники. Первая картина, которая меня привлекла – это выжженное дерево, на котором висит табличка «Прошепчи одно желание». И ухо прямо в дереве. Но это я потом все прочитала и увидела, а сначала я приближалась к памятнику и не могла понять, что под ним лежит — то ли мешок, то ли еще что-то. Потом увидела, что это человек, который стоит на коленях спиной ко мне и как в глубокой молитве яростно что-то нашептывает. Эта картина меня поразила. Видимо, человек действительно чего-то страстно хотел и так припал к этому дереву…
Второе впечатление – это ажурный, легкий памятник. Мужчина и женщина из арматуры, очень изящно сделанные, запускают в небо то ли змея, то ли дельтаплан.(Светлана имела в виду «Рыбаков» — прим. Ред.) Чудесно, в общем. Ну и кошелек, конечно. Я не могла пройти мимо, сфотографировала.
Здесь энергетика настоящего севера, очень мощная. Я вспомнила строчки из Динкиной песни (песни Дианы Арбениной из группы «Ночные снайперы — прим. Ред.») «Север во мне как вдохновенье». Нахлынули воспоминания про Магадан – что-то общее есть.

Про благодарности

— Вы вспомнили Диану. Уже прошло 10 лет с тех пор, как вы ушли из «Ночных Снайперов» из-за творческих разногласий с Арбениной. Сейчас о времени в том коллективе вы как вспоминаете?
— С хорошими, очень теплыми эмоциями. Бешеное, сумасшедшее время было, не знаю, как мы выжили (смеется). Просто, наверное, были силы, потому что мы были молоды, многого не знали. В неведении сила, правда. Очень хорошие были годы. Конечно, такое никогда не повторится и никогда не забудется.
-А есть сожаления, что все закончилось?
Есть сожаление, что не случилось нормального человеческого общения. А так… Люди прощаются, люди встречаются. Но все равно надо находить в себе силы прощаться светло и с благодарностью за то, что было во время совместной деятельности, совместного проживания. С моей стороны – только слова благодарности.
— Я видела ролик в интернете, где вы вышли на сцену во время концерта «Ночных снайперов» с букетом роз для Дианы…
— Это было три года назад уже. Как раз тогда у Дианы родились детишки. Для нее, конечно, неожиданным было это мое появление на сцене. Мы так обе растерялись, и я поняла, что она не готова взять у меня этот букет, а я не готова с ним уйти со сцены (смеется). И я совершила этот красивый жест – преподнесла цветы к ее ногам.
— Вы во всем видите свет. Только хорошее, только благодарности. А есть что-то, что вас всерьез раздражает?
— Меня, например, сегодня очень «раздражил» факт отсутствия шейкера (музыкальный инструмент — прим. Ред.) на выступлении. Какие-то мелочи иногда просто бесят, выводят из себя. Но я на сцене, я не имею права высказывать свое недовольство. Коллектив, он же когда один за всех и все за одного. Все должны нести ответственность за определенные вещи. И когда появляется даже небольшая расхлябанность, невнимательность, она меня, конечно, досадует. На себя я, бывает злюсь. По тем же самым причинам, когда я к чему-то неспособна, когда проявляю душевную слабость.

Про женское и детское

— Женщин на рок-сцене меньше, чем мужчин. Отличаете мужскую музыку от женской?
— Все отличается. Есть взрослая, есть детская музыка. Есть мужская, есть женская. От этого никуда не деться, нас такими Бог создал, наделив всяческими отличиями. Естественно, это не может не сказываться и на музыке в том числе. Мы все разные. Мужчины по-мужски мыслят, женщины по-женски. Но это не исключает того, что мужчины способны очень тонко чувствовать женскую поэзию и проникаться женской сущностью. Так же и наоборот. Это делает нас ближе, улучшает взаимопонимание. Поэтому музыка должна быть… Музыка должна быть. Точка. Второе – музыка должна быть, конечно, хорошей. Талантливой. А мужской или женской – это уже, наверное, не так важно. Наверное, даже нет большого смысла акцентировать на этом внимание.
— А жизнь рок-н-ролльная подходит женщинам?
— Есть целые кочевые народности, которые не могут сидеть на месте. Им в кайф все время перемещаться, они иначе жить не могут. В каждом музыканте, наверное, есть что-то от кочевника. Я очень люблю путешествовать и очень люблю дом. С огромным удовольствием я приезжаю домой и с не меньшим снова пускаюсь во все тяжкие (смеется). Если удачно выстроен график и есть время отдохнуть, то в принципе, переутомления нет. Можно с этим жить, но, конечно, по домашним скучаешь.
— Недавно прочитала, что вы думаете о том, чтобы в вашем доме появились дети. На какой стадии эти мысли?
— Дети – это, конечно, космические существа. Я по-прежнему не знаю, что с ними делать, как надо общаться, хотя вроде бы сама была ребенком. Я очень легко находила язык со сверстниками, с детишками помладше, а потом как будто какой-то тумблер сработал. Занавес упал, и я потеряла вот эту взаимосвязь, детство стало для меня какой-то совершенно недосягаемой тайной. Конечно, это страшно. Потому что с годами еще и эта дурацкая степень ответственности возрастает. Все, конечно, нужно делать вовремя и когда ты еще ничего не понимаешь. Когда начинаешь понимать, появляется больше каких-то комплексов, страхов. Но я, пожалуй, готова преодолеть в себе эти страхи. Главное, появился сейчас рядом человек, который готов их преодолеть вместе со мной.
— А какими вы видите своих будущих детей?
Главное, чтобы они были здоровыми и с нормальными, человеческими понятиями о мире. Чтобы они были открытыми, незажатыми, незакомплексованными, чтобы они не боялись общаться ни со сверстниками, ни со взрослыми. Я, на самом деле, сейчас говорю про себя. У меня в детстве было множество камней преткновения. Я росла крайне замкнутым ребенком с огромным количеством комплексов. И чего мне стоило все это преодолеть… Это ежедневный, постоянный труд. Потные ладошки, красные пятна на щеках без конца. Все время какая-то внутренняя борьба, диалог с собой. Конечно, находились люди, которые мне очень помогали по жизни. Помогали некоторые книги, фильмы, актеры – тут все вместе меня наконец раскрыло. Но проделан был серьезный путь.

Про любовь и поэзию

— Вы много поете о любви. Что вкладываете в это слово?
— Любовь – это дар, талант. Огромное счастье. Мне кажется, Бог меня наделил этой способностью. Любовь – это СОпереживать, СОчувствовать. Видеть человека, пусть и в своей палитре. Может, это и самообман, может, это только ты его таким воспринимаешь. Все глубоко субъективно. Но тем не менее, любовь это в том числе и желание – очаровываться человеком, видеть в нем что-то прекрасное. А еще – способность трепетать, когда все поджилки трясутся, когда бледнеешь, краснеешь, забываешь слова. Когда готов на дурацкие поступки. Любовь – это чудо. То, что нас очеловечивает, то, что сохраняет в нас людские черты, а может даже жизнь на планете и саму планету.
— Про любовь написано много и у поэтов, песни на чьи стихи вы поете. Как появилась идея сделать программу из песен на стихи русских мастеров слова?
— Сподвиг нас на это юбилей Марины Ивановны Цветаевой. Изначально была идея создать поэтический спектакль-диалог по стихам, прозе, письмам Марины Ивановны. Даже был написан сценарий, там должны были участвовать два человека: Алиса Бруновна Фрейндлих и ваша покорная слуга. Теоретически все было готово, согласие было получено, но не срослось из-за графиков Алисы Бруновны, наших разъездов. Тогда эта идея переродилась в создание просто поэтического спектакля и моей напарницей стала Кира Левина, питерский поэт, автор стихотворения «Я теряю тебя», на которое потом была написана наша песня. Мы скомпилировали программу из моих и ее любимых поэтов, назвали ее «Вначале было слово» и презентовали этот спектакль на малой сцене театра Ленсовета. И оттуда появилась идея включать стихи в нашу концертную программу.
— Сейчас много говорят о том, что люди перестали читать. Как вы думаете, это так?
— Почему же, читают по-прежнему, просто носители другие. С айпадов больше, с телефонов. Но даже если какой-то небольшой упадок и случился, то, мне кажется, это увлечение пройдет и тяга эта, потребность к печатному слову, никуда не денется. Э то же как медитация, погружение. Ты должен иметь силы подготовиться и окунуться в материал. Сейчас многое нас отвлекает: информации огромное количество, нужно уметь концентрироваться, отсекать все лишнее. Я сама очень люблю вот эти устройства – телефоны, компьютеры. Это ужасно интересно. Но мы сейчас как дети – наиграемся, а потом уже научимся понимать, что для нас главное, а что второстепенное.

Досье «ТВР-Панорамы»

«Сурганова и Оркестр» — российская рок-группа. Основана в 2003 году в результате объединения творческих усилий Светланы Сургановой (до 2002 года — участницы группы «Ночные Снайперы») и музыкального коллектива «Север Комбо». Основу репертуара группы составляют песни, написанные Светланой Сургановой. Также исполняется ряд композиций на стихи классических поэтов (И. Бродский, Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Цветаева,О. Мандельштам, Ф.Г.Лорка, Ж. Беранже) и современных авторов.