Колыбельная по-снайперски. Все, чего мы не знали

01 июля 2018

Первый официальный клип «Ночных Снайперов» — «Колыбельная по-снайперски». Простой, некоммерческий, любимый многими за ту неповторимую атмосферу, что была присуща Снайперам в «до-рубежный» период, до того, как их узнала вся страна…

Долгое время нам практически ничего не было известно об этой видеоработе. Вот лишь несколько сухих фактов:

— снимался осенью 1999 года в Петербурге;

— режиссер — Наталья Крусанова;

— телепремьера — в «Программе А» на канале РТР.

Пожалуй и все… добавим к этому краткий отзыв Дианы Арбениной о клипе, высказанный в одной из телепередач 2008 года:

Но сегодня мы постараемся максимально восстановить для истории все, что только можно узнать об этой видеоработе… причем информация была получена непосредственно из первых рук.

Итак:

впервые на Апреле! Интервью с режиссером первого официального снайперского видеоклипа — Натальей Крусановой!

***

Напасть на след мне удалось, как водится, случайно. Знакомое всем снайперистам имя я увидела… в одной из «фейсбучных» дискуссий, посвященных недавней премьере фильма Кирилла Серебренникова «Лето». Как оказалось, первый Снайперский режиссер (а в начале 80-х годов — просто студентка факультета журналистики ЛГУ) Наташа Крусанова — была близко знакома и дружна с двумя ярчайшими легендами русского рока — Виктором Цоем и Майком Науменко! Вот как она рассказывает об этом в интервью порталу THE INSIDER:

На фото: свадьба Майка Науменко на квартире у Крусановых. Слева направо — Наташа Крусанова, Павел Крусанов, Михаил Науменко, Дмитрий «Рыжий черт» Гусев, кусочек Наташи Науменко. Фото из личного архива.

«Я не знаю, был ли Майк знаком с Виктором до… но я была свидетелем, когда он впервые услышал его песни. Это было у нас дома! На улице Димитрова в Купчино мы с моим мужем Павлом снимали квартиру. Почти каждый день у нас бывали Майк и Игорь Гудков (Панкер). Паша и Панкер работали в Театральном институте на Моховой и, естественно, знали всех студентов-актеров. Однажды к нам пришел студент Максим Пашков с двумя друзьями. Это были Витя Цой и Олег Валинский (…) Витя спел три песни – «Когда-то ты был битником», «Мои друзья идут по жизни маршем», третью песню, я, к сожалению, не помню… Но помню, что у меня карты выпали из рук, играть мы прекратили… Настолько это было неожиданно и свежо. После этого Майк церемонно предложил Виктору заходить в гости».

Читать полностью: THE INSIDER.

Вот с таким легендарным человеком довелось поработать когда-то Диане и Свете! К моменту их знакомства Наталья работала телевизионным режиссером, поэтому к ней и обратилась Светлана Лосева… Однако, все по порядку.

***

— Можете ли Вы вспомнить, когда и при каких обстоятельствах впервые услышали о «Ночных Снайперах»? Вы увидели их на каком-то концерте, или рассказал кто-то из общих знакомых? Как возникла идея сотрудничества?

— Насчёт Снайперов… Я их не слышала и не была знакома. В 1999 году ко мне обратилась Света Лосева (бывший директор «Ноля») с просьбой снять клип для «хороших девчонок».

— Почему выбор пал именно на песню «Колыбельная»? Кто выбрал именно ее, предлагались ли еще какие-то варианты песен?

— Светлана приехала с тремя песнями. Две из них были очень длинными, а это плохо для первого знакомства с неизвестными музыкантами. Я выбрала «Колыбельную по-снайперски» — она была короткая и перекликалась с названием группы.

— Вы выступали только в качестве режиссера клипа, или также и в других функциях? Кто еще принимал участие в подготовке и съемке клипа?

— Я уговорила оператора Серёжу Славнитского и осветителя Костю Исаева помочь мне. А потом — своего любимого монтажера Костю Стафеева — смонтировать клип. Вообще, это было всё на энтузиазме: денег, естественно, не было, ну то есть, был самый минимум. Кстати, монтаж был бесплатный, мне мой оператор Миша Зельдин, который к тому времени эмигрировал в Германию, отдал монтаж, который какая-то контора была ему должна. Мы с Костей ездили на какое-то предприятие.

— Какова была роль самих Дианы и Светы в подготовке к съемках — участвовали ли они в создании сценария, или соглашались с предложенными идеями?

— С Дианой, Светой мы встретились, обсудили. Было ясно, что снимать надо быстро и в течение светового дня. Диана и Света мне полностью доверились.

— Что можно вспомнить о самих съемках? Какие адреса и места Петербурга «задействованы» в видео? Может быть, вспомните дату съемок? Какие-нибудь интересные факты и истории из рабочего процесса?

Клип снимался в районе под названием Коломна. Места съёмок мы подобрали рядом, чтобы передвигаться пешком.

Много чего можно вспомнить… Я стремилась, чтобы в кадре вообще не было людей. Мы подпольно, пока не разобралась охрана, снимали около заброшенного дворца на набережной Мойки. Проникли незаконно в парадную, где снимали эпизод с лестницей, и так далее. Залезли на башню, уговорив каких-то людей нас туда провести…

— Это финальный кадр — где они на крыше стоят? Что это за башня, кстати?

— Это пожарная башня в том же районе, на многих старых домах есть такие. Просто мы и в башне снимали, а это экстремально — залезть туда с камерой. Но эти кадры в клип не вошли.

Хочу ещё отметить подвиг оператора Серёжи: он сидел с тяжеленной камерой на багажнике велосипеда и снимал. И ещё…. Проход Светы от закрытой двери дома с колоннами снят, как с крана!!!! У Серёжи очень сильные и точные руки и глаза!

Костя Исаев приехал на своей машине и привез свой свет! А потом руками, держа лампу, делал мне всякие тени.

Хочу сказать, что мои дорогие мальчики — герои!

Режиссер монтажа Костя Стафеев — мой верный соратник, человек, который всегда готов!

Можно ещё упомянуть художника Таню Азовцеву за ценные советы!

— Помимо уличной съемки, в клипе представлены кадры с одного из выступлений группы — что это был за концерт?

— Видеозапись концерта тоже принесла Светлана Лосева — просто я понимала, что мне моих съёмок не хватит. Это был совместный концерт Снайперов с «Бригадой С».

— Это ДК Ленсовета, март 1999 года, насколько я помню. Их там еще бутылками закидали. А может быть, сохранилась какая-то более продолжительная его видеозапись, помимо тех секунд, что вошли в клип?

— Все материалы, если есть, то только у Светы Лосевой. Все кассеты были ее, и отснятый материал я тоже ей отдала.

— Известно, что телевизионная премьера клипа «Колыбельная» состоялась в ноябре 1999 года, в первом выпуске возрожденной на канале РТР «Программы А». И это стало первым появлением «Ночных Снайперов» на федеральном телевидении. Каким образом удалось пристроить клип в эту передачу, и вообще — выйти на такие телевизионные масштабы?

— Когда клип показали в «Программе А», я чуть сознание не потеряла! Я не знала, что с ним будет дальше, после того, как я отдала его Свете Лосевой. Самое интересное, что это была программа, где впервые показали и Земфиру.

— Интересно, а запись этой программы где-нибудь сохранилась? Там ведь еще и интервью Снайперов было…

— Я видела спустя много лет Гришу Шестакова, редактора «Программы А». Насколько я знаю, он все хранит.

— Продолжалось ли каким-то образом Ваше сотрудничество с «Ночными Снайперами» после этого клипа? Были ли еще какие-то совместные проекты, или просто общение? Интересны ли Вам их нынешние концерты, альбомы, другие проекты?

— После я видела Свету и Диану всего пару раз, уже после их расставания. Диану на «Алых парусах»; и ещё раз — в ДК Ленсовета во время какого-то сборного концерта (предположительно — это был концерт к 50-летнему юбилею Олега Гаркуши — ФК). Она мне показывала фото детей, им там года по 2 было.

А Света снималась недавно в серии документальных фильмов «Мое советское…» для петербургского «Пятого канала»: там были отсняты интервью с кучей людей на разные темы, а три режиссера, в том числе я, все это монтировали по темам.

С радостью слежу за их творчеством. Но у всех уже давно своя жизнь.