Примитивное искусство

5 марта 2018

Новая Апрельская легенда — это рассказ, объясняющий и объединяющий некоторые известные факты и артефакты Снайперской истории. Книжки «Дрянь» и «Цель». Кассета «Квартирник 1996». Ольга Гусева. Светлана Голубева. Светлана Лосева. Презентация альбома «Капля/Бочка». Песня «Ночью на поляне». Все это и многое другое в интервью с нашим сегодняшним героем.

Знакомьтесь: Михаил Старый. Основатель Сообщества Примитивного Искусства «ДЕДЪ» (сокращенно СПИ ДЕДЪ) и музыкальной группы «Савок». Поэт, музыкант, художник… организатор книжного и музыкального самиздата. Друг Дианы и Светы и свидетель становления «Ночных Снайперов» в самый неизвестный и самый интересный период 1996-1998 годов.

1. ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СПИ ДЕДЪ

— Что представляет собой ваша организация «Спи Дед»? В какие годы она существовала?

— Она и по сей день существует. В следующем году выйдет большая толстая книжка, антология, посвященная и организации в целом, и нашим авторам, и каким-то другим, причастным к этому людям. За все годы существования этого сообщества, в особенности — раннего периода. А возникло оно давно… в середине 80-х, так скажем. Когда мы из подросткового возраста вышли.

Пока думаю, о чем написать в предисловии — ведь в одну страницу все вместить сложно, хочется охватить большой период.

Когда мы начинали, перед нами было еще очень много людей, еще с 70-х годов. Когда мы еще в первых классах были, они играли в школах на дискотеках, и о них тоже ничего не известно… хочется охватить и этот пласт, хотя бы перечислить имена, кто чем занимался.

— То есть, к тому моменту, как вы познакомились с «Ночными Снайперами», это была вполне раскрученная неформальная система?

— Широко известная в узких кругах, скажем так. Это был пик активности нашего сообщества. Просто ряд людей, у которых были общие интересы. Довольно узкая тусовка, где многие были были друзьями с детства. Мы в то время писали музыку и делали домашние концерты, квартирники. В те времена была такая квартира большая…

— Того самого Ольста?

— Да. Есть набор фотографий оттуда… как раз с первого концерта там Снайперов.

Квартирник у Ольста и Крота. 22 февраля 1996 года

Мы аппаратуру брали в клубе «Романтика», в простонародье — «Ромашка». Это был детский клуб, со всякими секциями, а мы были в хороших отношениях с его заведующей, Аллой Филипповной. Она нам дала в безвозмездное пользование аудиторию, мы там, как правило, репетировали, и пользовались техникой. А впоследствии техника была уже своя. Фиговенькая, но достаточная для проведения культурных мероприятий.

— А связаны ли с вашим сообществом какие-то еще люди из питерского рока, и не только рока — известные в широких кругах имена? Не обязательно музыканты — художники, поэты, писатели…

— Нет, у нас такое, местечковое все было. Мы к славе не стремились.

— Кстати, вот эта книга большая, которую вы готовите на следующий год — там будет что-то о Снайперах?

— Возможно, там будет по страничке на каждого автора, обзорно. В начале там будет — страниц на 10 эссе по поводу всего происходящего.

— А собираетесь ли вы об этом сообщить самим Диане и Свете?

— Приду на концерт, закину на сцену книжку (смеется). Теперь до них по-другому не добраться.

— Ну почему, администрация же на связи у обеих, прямые телефоны директоров указаны…

— Не пытался. Незачем пока было. Хотя может, интересно бы было пообщаться.

2. ЗНАКОМСТВО

— А историю знакомства с Дианой и Светой можете вспомнить?

— Это было, наверное, в 1995 году, осенью. У нас была общая знакомая — Ольга Гусева. Она тогда пыталась учиться в этом «кульке» маленьком — училище актерское (Прим.: сейчас — Ленинградский областной колледж культуры и искусства).

— И вы познакомились с ней в этом училище?

— Нет. Ольга Гусева — она была такая активная девочка. И она в одном из детских муниципальных садиков вела какую-то развлекательную программу. И звала туда всех, кого знала — программу культурную надо было детям представлять. И почему-то ей казалось, что такие дядьки и тетки для детей в самый раз будут)) Хотя ничего детского у нас и не было. Тем не менее, как-то раз мы туда пришли, и там были Диана со Светой.

— Они тоже выступали на этом детском утреннике?

— Нет, они не выступали… хотя может быть и выступали; просто мы позже приехали, когда у них уже был междусобойчик в каких-то служебных помещениях.

— Итак: вы как представитель той компании пришли на этот детский утренник…

— Только там уже не утренник был… «вечерник».

— Да, такое «афтепати»))) И там, помимо Ольги Гусевой, оказались Диана и Света?

— В том детском саду они несколько песенок сыграли под гитару перед малой аудиторией, «для выживших». На тот момент мне все это понравилось. Предложил им устроить концерт.

— То есть, буквально с первого знакомства вы решили пригласить их в ту самую квартиру, устроить квартирник?

— Да, проблем здесь не было никаких.

3. КВАРТИРНИК 22.02.1996

— Он сохранился в достаточно высоком качестве. Нам редко попадаются записи Снайперов 90-х годов настолько хорошо записанные. Это и был первый в вашем сообщества Снайперский квартирник — тот самый, что был записан? Или до него были другие?

— По-моему, вот этот, 22 февраля 1996 года, который был записан на тех кассетах, и есть первый.

— А на концерте присутствовали какие-то посторонние люди, или это все только узкая тусовка друзей?

— Первый концерт — да, узкая была тусовка. Не больше 10 человек, включая самих выступающих.

— Концерт был достаточно продолжительный, там песен под 30… Как люди реагировали? Какое впечатление они произвели? Насколько они выделялись из общего уровня исполнителей того круга?

— Хорошо их приняли. Женских коллективов у нас в те времена вообще не было. А с учетом того, что из нашего сообщества буквально у одного человека было какое-то представление о музыкальной теории, то на нашем фоне — Света, которая и нотную грамоту знает, и может записывать… Хотя главное, в общем-то, была энергетика.


— Итак, прошел квартирник, и появились эти вот кассеты. Как пришла идея вот так их издать, с оформлением? Они пошли в продажу, или это было единичное издание?

— Нет, продаж никаких не было, кассеты просто передавались, переписывались друг у друга. А оформление кассеты — это было уже позже. Когда после того концерта стали плотнее общаться, куда-то ходили, в гостях у них я бывал частенько. Дизайн обложки — это мой рисунок, и собственно, само написание названия «Ночные Снайперы» — то что и сейчас, до сих пор используется как основа логотипа группы — тоже моя разработка.

4. ДРУГИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

— А вообще Снайперы часто у вас пели на квартирниках, или это были скорее разовые какие-то акции?

— Разовые, да. 3-4 концерта, наверное, было.

— Это в течение 96 года, или позже?

— 1997, 1998… Бобины еще лежат, ждут оцифровки.

— И среди них есть еще что-то снайперское, или это все записи вашей компании?

— Еще что-то есть. Я уже приобрел для оцифровки аппаратуру — два «гроба» таких. Один концертник был — но к сожалению, дубль был записан с какого-то фигового микрофона. Микрофоны были от советской эпохи еще доставшиеся. Дубль писался на бобины, и качество звука, конечно, фиговое. А то что на мастер-кассету писалось, кто-то попросил послушать — и не вернул. А там была отличная запись.

— А на разного рода сборных мероприятиях у снайперов продолжительность сетов была какая? Они в основном пели по 2-3 песни? Или концерты на часок?

— Были большие, полноценные концерты. Как и у остальных. Мы же сами все устраивали, и каждый участник, вне зависимости от его популярности, мог петь сколько хочет.

— Сколько же продолжались такие концерты? Если несколько исполнителей, у каждого по часу…

— Вот например, «Похороны Савка» — где-то 4 часа были. 5 исполнителей. Заранее ничего не согласовывалось, плейлистов не было, все спонтанно. Как было: назначается дата, давайте поиграем. Надоест — заканчиваем.

— А у Снайперов на протяжении вашего знакомства — программа выступлений сильно изменялась? Был костяк песен, которые исполнялись постоянно, или каждый раз что-то новое?

— Костяк каких-то основных песен все время был. Плюс-минус песни новые. В том промежутке, когда я участвовал, несколько песен новых появилось.

— То есть, в основном это была наработанная программа?

— Конечно, как иначе.

— Песен-то у них к тому моменту уже было много, пара сотен.

— Но публика всегда жаждет хитов. В любом случае, надо исполнять песни, которые нравятся.

5. ПОХОРОНЫ САВКА

— «Похороны Савка» — когда произошли? Дело в том, что у меня сохранился отсканированный флаер с этим названием и датой — 7 декабря 1996 года. Но кто-то мне сказал, что это было название целого ряда мероприятий.

— Нет, одно. До «Спи Деда» существовала группа «Савок». Через «А». Тогда был большой концерт сборный. Такое помещение — как школьный класс примерно. Там, кстати, довольно известные наши друзья играли. «Вибратор» группа была, панки такие. Еще человек с шикарными песнями про лося, например… Концерт записан, кстати, даже есть видео Снайперов. Правда, наш оператор был пьяный в хлам, поэтому периодически камера вот так падала вниз. А поначалу были художественные экзерсисы, камера «гуляла», плюс еще со светом проблемы… тень падала от микрофона прямо на лицо.

— Но видео того времени ценно в любом формате! А есть ли шансы его оцифровать и опубликовать?

— Да, я насобирал сейчас кучу старой техники — аудиокассетные и видеомагнитофоны. Займусь, как соберусь с мыслями.

6. НОЧЬЮ НА ПОЛЯНЕ

Об этом — одна наша недавняя история: «Ночью на поляне»

— Еще одна запись аудио была выложена — кажется, у Ольста — там где была песня «Ночью на поляне». Что это было за мероприятие?

— Это уже после «Похорон». Потому что тогда мы уже пришли к выводу, что есть такое понятие — хэдлайнеры. Которые выступают перед знаменитостями.

— Нет, хэдлайнер — это же как раз главная звезда; например, хэдлайнер «Нашествия» — тот кто завершает день.

— Значит наоборот, «на разогреве», так сказать. И по опыту разных концертов, до конца доживают не все. Из-за употребления алкоголя и прочего. А мы, как хэдлайнеры, всегда выступали последними… и со временем поняли, что нельзя выступать последними. Надо выступать первыми. Чтобы пока все еще живы, послушали, и хоть что-то адекватно восприняли. Собственно, тогда мы выступали первыми. А Снайперы были под конец. Поэтому они уже были, так сказать, в пьяном угаре… хотя по-моему, очень даже ничего получилось!

— Да замечательно! Кстати, я как-то распечатала этот текст, передала его Диане… она абсолютно его не помнит.

— Так песенка эта наша, кстати. Просто они нашу песню спели. Это, видимо, вообще была спонтанная импровизация. Песня-то у нас, между собой, была известная.

— А дата этого мероприятия хотя бы приблизительно известна?

— Это точно после «Похорон Совка». Потому что у них в то время уже появились директора и прочее. Мы-то с ними общались по-прежнему напрямую, но тем не менее, на тех или иных мероприятиях уже появлялись люди, которые отвечали за что-то еще.

7. КВАРТИРНИК ОСЕНИ 1998

— Помимо выпуска «Антологии», я хочу еще и сайт сделать.

— Сайт, посвященный всей этой вашей организации?

— Да. И про «Снайперов» тоже туда поставим… хотя сейчас, наверное, опасно. Потому что — помню, один из последних концертов, большой… там, кстати, был известный писатель Кивинов. Который «Улицы разбитых фонарей». И я тогда работал в издательском доме «Калейдоскоп» и делал такой журнальчик попсовый, назывался «Тусовочка». Там была одна статья…

— Да, и скан этой статьи у меня есть! С фотографией Светы.

— Да… я тогда не фотографировал, но собралось там народу довольно много. И у Снайперов был уже какой-то коммерческий задел, и один из каких-то персонажей прибежал, сказал: «Что это вы тут записываете?»

Это была статья про квартирники как явление. В те времена нельзя было упоминать никого, периодически. Были свои нюансы. Когда пишется статья, нужно упоминание названия группы согласовывать. Тем не менее, название «Ночные Снайперы» тут все-таки проскочило, хотя они тогда были практически неизвестны широкой публике.

8. КНИЖКИ «ДРЯНЬ» И «ЦЕЛЬ»

И вот, наконец, мы подошли к самой главной части — к тем артефактам, благодаря которым нам и стало когда-то известно это загадочное название «СПИ ДЕДЪ». К самым древним и редким книжкам Ночных Снайперов, которых никто «живьем» не видел, но о которых все знают…

— Про книжки хотелось бы поподробнее: как возникла идея, с чего началось, весь процесс.

— Началось с того, что такие маленькие книжечки мы и до Снайперов делали, своих авторов. Там где-то на задней обложке есть список. Каждый из них, по страничке, будет представлен в той «Антологии», которую мы планируем выпустить.

Причем были авторы, которых невозможно уговорить. Даже у Снайперов была такая девушка — мы там к ней в ночи на такси сорвались, поехали — уговорить ее издать свое… сделать такую книжечку. Никак не соглашалась, каверзные вопросы задавала. «Зачем-почему-с какой целью…» Как на допросе прямо.

— А она выступала вместе со Снайперами в то время?

— Да, они в Зоопарке были тогда.

(Прим.: вероятно, речь идет о Светлане Голубевой)

— И в какое время шла подготовка? На протяжении 1996 года, и в конце года они были изданы?

— Да, это было в течение года. Как производство книжек идет? Сначала набирается текст, распечатывается, вычитывается на предмет ошибок.

— Кстати, они охотно на это согласились, или пришлось поуговаривать?

— Охотно. И активно принимали участие. Мы к тому времени с ними уже подружились по-человечески, довольно быстро нашли общий язык. В гостях у них я бывал уже не только из-за книжки, например.

— Они тогда где жили — в Рыбацком?

— Нет, на Бульваре Красных Зорь. Рядом со станцией «Сортировочная». Буквально дом выходил на эту станцию, где куча железнодорожных путей. А так как мы в ночи обычно сидели у них, то бэкграунд звуковой был просто потрясающий. Вагоны, которые спускают, чтобы составить их в составы, постоянные разговоры диспетчеров… Весьма колоритный звуковой ряд — мне все хотелось прийти и записать его. Там, на Бульваре Красных Зорь, мы эту книжку фактически и сделали.

— Как возникли названия — именно «Дрянь» и «Цель»? «Цель» еще можно понять: потому что «Снайперы», а «Дрянь» откуда взялась? У них ведь это слово не используется.

— «Цель» — это были песни. А «Дрянь» — стихи. Это надо вкупе смотреть. Две книжки рядом поставить, и получится: «цель тире дрянь».

— Они вышли одновременно, или через какую-то паузу?

— Одновременно. Это были как бы две противоположности. Песни это одно, стихи другое… как день и ночь.

— А для других книг обложки были — тоже ваше творчество, или каждый автор свои предоставлял? Вы кому-то кроме Снайперов рисовали?

— По-разному было. Еще для кого-то тоже рисовал.

фото из книжки «Цель»

— Еще на суперобложке представлены их фотографии. Это была какая-то специальная фотосессия? Она сохранилась?

— Да. Сохранилась даже пленка. Аналоговое, так сказать, качество. Их можно будет тоже со временем оцифровать. Для этого дела я уже специальный сканер приобрел — для копирования с негативов пленки.

фото из книжки «Дрянь»

— Как отбирался материал для книг? Что-то отсеивалось, или все подряд, что у них было на тот момент?

— Я думаю, все подряд, потому что материала было довольно много. Там и сами книжки довольно толстые получились. Другие наши авторы скромнее были, по 40-50 страниц, а у них — 100 с лишним (Прим.: «Дрянь» — 60 стр., «Цель» — 108 стр.). В общем, это было на порядок больше, чем у всех остальных.

— Так их же двое)) А как пришла идея использовать для иллюстраций их картинки, «героическую живопись»? Это традиционно для ваших изданий, когда автор предоставляет еще и иллюстрации? И картинки у них уже были сделаны — или они их рисовали специально для книжек?

— Да, это традиционно. И картинки уже были. Может, что-то и специально рисовали, но я не помню такого.

— Еще что касается иллюстраций к книжкам. Эти рисунки — как вы их оцениваете, это что-то серьезное или скорее шутки? И как они сами относились к своим живописным опытам?

— С трепетом. Серьезно в любом случае. Любое творчество, современное искусство, нужно рассматривать не только как визуальный или звуковой ряд, а как текстовое сопровождение. Манифест, грубо говоря. Иначе никто ничего не поймет. Нарисовал вот такую линию кривую на 45 градусов — обоснуй. Сейчас есть целые спектакли, которые идут, грубо говоря, с переводом голосовым, в котором описывается, что происходит на сцене. У китайцев и японцев весьма распространено. И стихами можно обосновать картинки.

— А то что они представляли в этой книжке — они это каким-то образом увязывали? Данное изображение идет с данным текстом? Или произвольно располагалось?

— Какие-то — да. Точно какие именно, я уже не помню, но по атмосфере — были разговоры, что «эту картинку нужно поставить именно в это место, а не какое-то другое». Потому что она должна соответствовать настроению текста.

— Вот например у Светы большинство картинок датировано одной и той же датой…

— Может, она специально все и нарисовала. Я сам так нарисовал за ночь к какому-то концерту десяток рисунков для оформления выступления.

— Эти две книжки, которые вышли, они имели коммерческое хождение? То есть, они продавались, или это была сувенирная продукция, которая раздавалась по своим, по друзьям? И какой был тираж?

— Тираж стандартный: 10 штук, которые я делал бесплатно, а потом — каждая книжка стоила доллар. Символически. Диане я штук 30, кажется, сделал… но свои «30 сребреников» так и не получил (смеется). Уже проценты накапали, как коммерческим стал их бренд.

— И куда ушли эти 30 экземпляров? Раздавались друзьям?

— Да, все раздается.

— Даже у самой Дианы их не было… Знаю, год назад с вами встречалась одна девочка, которой вы передавали экземпляр для нее.

— Я ей просто отдал два — еще тогда изданных экземпляра. И был какой-то творческий вечер, их передали Диане… она их увидела, схватила, и у нее из рук уже было невозможно выдернуть.


— А как возник формат таких вот маленьких книжечек — из экономии, или по каким причинам?

— Просто удобно: в карман сунул, удобно распространять. И экономно, это же все были некоммерческие издания.

— Эти маленькие книжки — до какого времени вы издавали? Или и сейчас продолжаете?

— Сейчас уже нет. Где-то до 2000 года примерно. А всего их вышло… 25 точно было, может и больше. И еще огромный архив лежит неизданного. Где-то даже имена авторов не сохранились. То, что по какой-то причине не пошло в печать: может, времени не хватало.

9. ДРУГИЕ КОНЦЕРТЫ НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ

— С Лосевой я впервые пересекся в Зоопарке. Там было какое-то мероприятие… выступало много народу, в том числе и я.

— Может быть, это была презентация их альбома? Они на презентацию в Зоопарке пригласили всех своих товарищей, включая и Голубеву, и Петра Малаховского, и Венлиг…

— Малаховский там точно был. С синтезатором наперевес.

— И они все исполняли как свои песни, так и перепевали некоторые Снайперские — в качестве такого презентационного мероприятия по поводу издания альбома «Капля дегтя в бочке меда».

— И я там тоже пару песен спел.

— А с этого мероприятия аудио-видеозаписи сохранились? У нас есть какие-то небольшие фрагменты…

— Нет. Там-то мы были не хозяева, а приглашенные, поэтому не писали. В те времена Света Лосева бдила. Она стояла на входе и считала каждую копейку. Поэтому, когда заваливаются шесть человек на халяву… это не входило в ее коммерческие планы. Хотя по тем временам, снять концертный зал в Зоопарке — было довольно дешево.

Тот концерт когда отыграли, все пошли — рядом с Зоопарком было какой-то кафе ресторанного типа. Все там посидели, разошлись, помню, оттуда я ушел с бокалом вина.

— Кстати, много они пили в то время?

— Нет.

— Просто Диана иногда, рассказывая о своем прошлом, говорила, что это совершенно оторванное состояние было, когда она и пила, и наркотиками баловалась…

— Возможно, но не при мне. Все что они себе позволяли, это пару бутылочек пива.

— Значит, алкоголь тоже был преувеличением.

— Конечно, но преувеличивать и надо, из этого и рождаются легенды. Иначе все было бы слишком просто и прозаично.

Было у нас еще совместное выступление в Доме актеров. Не помню, что за мероприятие, но там тоже были все упомянутые выше персонажи, и Ольга Гусева выступала как соорганизатор. Малаховский точно был со своей группой… Снайперы там тоже играли, и мы лучик света задали. Интересное было событие.

— Кстати, а на живые их концерты вы давно не ходили?

— Последний раз я был… — мы с ними тогда пересеклись — был клуб такой «Молоко», на Старо-Невском.

— Это скорее всего 2000 год? Или 2001?

— Да, какой-то такой.

— Последний раз они там выступали, когда у них была презентация альбома «Рубеж». Этот концерт, или более ранние, акустические?

— Тематику концертов я вообще не помню, но это был уже электрический. Помещение было маленькое. Что они там пели, я тоже не помню. В любом случае, концертное восприятие музыки — несколько иначе. Это в любом случае интереснее, чем слушать запись.

— Кстати, а виделись вы с Дианой и Светой уже не на концертах, а просто — пересекались ли уже после того как они оказались «в звездном статусе»?

— Нет.

— То есть, тот концерт в «Молоке» — это была последняя встреча?

— Да. Мы как-то пытались «сесть им на хвост», но у них уже была группа своя, другие интересы, в которые мы уже не вписывались.

До этого на еще один их концерт я ходил — «Чернышевский» что ли… какое-то кафе.

— «Достоевский».

— Арт-кафе, небольшое заведение, и вечерами там всегда кто-то играл. В качестве гостя я как-то посетил этот их концерт.

— Это акустический был концерт?

— Да, электричество я застал только тот, в «Молоке», и на этом наши пути разошлись. Еще мы пересекались у товарища Житинского. «Снайперов» он тогда пытался раскрутить. Житинский — он вообще такой, медийный писатель. Даже не знаю, как они пересеклись…

— Это как раз известно: у них был концерт 12 июня 1998 года в галерее «Борей», там он их впервые увидел, написал о них статью на сайте «Русские кружева», и с тех пор старался приглашать их на литературные мероприятия.

— Да, и многие мероприятия проходили у него на квартире — на первой линии Васильевского острова — кстати, это они с ним меня и познакомили. Я потом у Житинского некоторое время работал, книжки всякие ему делал. Практически бесплатно, но зато можно было пользоваться различной техникой и интересно проводить время. Там собиралось много всякого народу… Борис Борисыч приходил. Была какая-то презентация, где тоже Снайперы играли. А там такие были помещения, арочные проходы, довольно низкие, где все лоб разбивали.

— Кажется, у меня есть фотографии с этого мероприятия… это 1999 примерно год, вручение какой-то литературной премии.


— Да, наверное. Премия «Тенета». Житинский же, кстати, и издал их альбом «Капля дегтя». Помню, ребята, которые там работали, сидели и писали эти диски на болванки.

10. ОБЩИЕ МЫСЛИ О СНАЙПЕРАХ

— Собственно, сидя на их кухне, некоторые песни я слышал впервые исполненными. «Алмазный британец», например. Песня «Где ты?» А уже позднее, когда я у них бывал на квартире за Казанским, они поставили мне какой-то свой… типа ремикса на какую-то песню, и она мне дико понравилась. Я даже подумал, что они начнут в каком-то таком направлении развиваться. такой полуэлектронный-полуроковый… на мой взгляд, было интересно. Больше я его нигде не слышал.

— Несколько ремиксов они издавали… на 31 весну, на Кошку, на Питерскую…

— Нет, это уже позже. Тогда у них еще не было возможности опубликовать.

Им нужно было продвигаться, поэтому масса людей, масса направлений… параллельно с самыми разными тусовками водили знакомство.

— Они вообще какими были в то время — достаточно общительными, или более замкнутыми?

— Общительными. Положение обязывает. Замкнутые люди, как правило остаются неизвестными.

— Уже тогда было заметно, что они собираются идти дальше и выше?

— Да, конечно.

— А в чем это, например, проявлялось? Если сравнить их с теми музыкантами, что были в вашей тусовке и около?

— Ну как сказать… 99% гения — это упорный труд. Чтобы чего-то добиться, надо постоянно работать. Иначе ничего не получится. И нужно только этим и заниматься, по большому счету: либо ты занимаешься конкретно музыкой, либо чем-то другим.

— Просто наш сайт брал интервью уже у целого ряда людей, так или иначе знакомых со Снайперами в те далекие 90-е годы… Журналисты, концертные организаторы, или просто их друзья. И некоторые говорят, что да, по ним была сразу видна эта их целеустремленность, нацеленность на успех, на продвижение в первые ряды. А другие говорят: да нет, были обычные девчонки, тусили просто со всеми… Вот хотелось бы знать, кто более прав в этом диалоге.

— Обычные… что значит, обычные? Тоже такой вопрос…

— Был ли виден звездный потенциал?

— Смотря что считать звездами. Я знаю кучу людей, которые стихи пишут в стол. Я даже предлагал книжку сделать, те стихи, что удалось вытащить под покровом ночи — шикарные, бесподобные. А чем вот сейчас Диана занимается? В принципе, коммерческая музыка. В те годы, в Питере — она цели ставила перед собой.

Со временем просто уже неинтересно стало — ни музыка, ни тексты… Последний альбом — даже уже не помню, какой у Дианы? Сингл какой-то вышел?

— Сингл вышел, вот буквально месяца не прошло, в начале ноября — «Грустные люди». (Прим.: интервью состоялось в ноябре 2017 года) До этого вышел сингл «Цой». А последний альбом у нее вышел в прошлом феврале — «Выживут только влюбленные».

— Не произвел вообще никакого впечатления. Последний альбом, который мне понравился — это где песенка… как-то «…мы уходим в леса…»

— «Ухожу в леса»: «Земляничная». Альбом «Бонни и Клайд», 2007 год. 10 лет назад.

— Да, он более-менее. А потом… качаю, слушаю для информации.

— А по тем временам — кто казался ведущим, направляющим в дуэте, или был абсолютный паритет, на равных?

— Поровну. Смотря с какой стороны подходить.

— Ну, например, с музыкальной, исполнительской, поэтической. С разных. Пусть даже при подготовке книжки: кто был более активен?

— Дело в другом. Кто-то соглашается быть ведущим, кто-то ведомым.

— И кто из них соглашался? На тот момент.

— Да и по сей день, я думаю. Диана более импульсивная, Света более мягкая.

— Она ее сдерживала? Или в чем эта мягкость выражалась?

— Как мама о своем ребенке заботится. Ну она и по возрасту старше. В любом случае, если собираются более одного человека, им надо как-то жить друг с другом. Поэтому где-то один уступает, где-то другой. Просто Диана… у нее больше песен, например. Просто сейчас больше проходных песен, которые послушал и забыл. А на тот момент все их песни были как бы самостоятельными единицами. Их было слушать интересно, любую.

— Какие из песен Дианы и Светы вы выделяете как главные их шедевры?

— Например, первую песню того их концерта помню хорошо — вот тогда на запись не успел нажать. «Ты тоньше». Там первый куплет пропущен.

Одна из первых песен, которая впечатлила — это «В городе моем», которую они очень так задорно исполнили в том детском саду.

А из Светиных… что-то о том что «…хочу увидеть тебя на крыше». Хотя если детально рассматривать их тексты, там, конечно, много непонятного.

— И много суицидных мотивов, конечно, у них.

— Да-да, еще кстати, у Дианы хорошая песенка… где «полоска на шее»…

— Да, «Вечер в Крыму». Кстати, она ее до сих пор часто исполняет на концертах.

— Есть набор неубиваемых боеголовок.

— Что, на ваш взгляд, у Снайперов более ценное — стихи или песни? На тот момент.

— Для мероприятий, конечно, песни на первом месте. Чтобы стихи почитать — это еще надо что-то сделать с собой. Не каждый человек вообще отваживается читать. Песни можно как-то ассоциировать с собой. А стихи бывают настолько абстрактны…

11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый раз, когда мы берем интервью у людей из Снайперского прошлого, задаем вопрос: что бы вы сказали им, увидев из сегодня? Что-то пожелали, посоветовали? Какой привет из прошлого им можно бы было передать?

— Заняться чем-нибудь другим. А не тем, чем сейчас занимаются.

— Имеете в виду — отойти от коммерции?

— Почему нет.

— Например, как?

— Ну как… Просто берем гитары и играем.

— А кстати, как считаете, если ли шанс на их творческое воссоединение?

— Я как-то не особо в курсе, что между ними произошло.

— Даже если не затрагивать личные отношения, а чисто в творческом плане: насколько сохранилась их музыкальная общность? Сопоставимо ли то, что делает Света, с тем, что делает Диана? И ходят слухи о возможном совместном концерте к 25-летию… как считаете, это возможно?

— Почему нет. Было бы желание. Как минимум, отыграть старый материал по-новому, с учетом опыта. И побольше трэша, угара и панка. Вот это будет интересно.

— У нас на сайте это часто обсуждается — мы так себя позиционируем, что «Снайперов всегда будет двое» и мечтаем о совместном концерте. Но многие говорят, что это невозможно, потому что они уже совсем в разных жанрах играют.

— Что-то третье будет. Естественно, это не было бы чем-то либо Светиным, либо Дианиным. Надо взаимодействовать, учитывать интересы друг друга. Как и в любой среде — если с кем-то общаешься, нужно находить компромиссы.

Время изменилось. Кого-то обвинять в этом бессмысленно. Это понимание должно прийти, потому что борьба между добром и злом — это ерунда. Все мы люди со своими тараканами в голове.

ПОСТСКРИПТУМ

Маленькая сказка «НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ»

Жила-была лисичка. У нее были черные усики. она любила гулять под Пизанской башней. Потом за ней стали следить кролики и ей пришлось гулять под тучами.

У нее был друг — славный герой Сын Неба. Вдвоем им было хорошо. Они играли в прятки и щекотались колокольчиками.

Потом наступила ночь и они легли спать.

Конец.




ССЫЛКИ

Квартирник 22.02.1996 одним файлом  
Квартирник 22.02.1996, нарезка по трекам   
Скачать книгу ЦЕЛЬ  
Скачать книгу ДРЯНЬ  
Посмотреть скан страницы из журнала «Тусовочка»  
Квартирник осени 1998 («Ночью на поляне»)  
Сообщество ВКонтакте, посвященное истории и творчеству «СПИ ДЕДЪ»