Чукотское детство Дианы Арбениной

23 марта 2009

— Какое самое яркое детское воспоминание?
— Север. Чукотка. Я постоянно хочу туда.
Диана Арбенина

Ещё пару лет назад мне очень захотелось подробнее узнать о жизни Дианы на Чукотке. Почему именно на Чукотке? Во-первых, потому, что я сама большую часть жизни прожила на Чукотке, более того, моё детство прошло в том же посёлке Лаврентия и городе Анадыре, что и у Дианы. Во-вторых, одним из своих интервью Диана помогла мне понять, что в кое-чём на детскую память можно положиться, но об этом чуть позже. В-третьих, просто захотелось хоть чуточку расширить свои знания о детском периоде жизни Дианы. Думать-то я думала, но так и не действовала, т.к. просто не знала с чего же начать. Ведь у меня нет знакомых, которые в то время лично знали Диану или её родителей и могли рассказать что-то интересное.
Всё изменилось в декабре 2008 года, когда к нам на работу устроилась женщина, живущая до этого в Лаврентия. По радио заиграла песня «Прекрасных дней» и моя новая коллега вдруг озвучивает: «А вот моя лаврентьевская знакомая училась в одном классе с Дианой Арбениной. Она и фотографии показывала». Это стало первым толчком к действию. Вторым толчком стали слова Ивана Иволги, на которые я совершенно случайно натолкнулась в Интернете: «В 1984-м году мы семьей переехали на Чукотку, где я прожил 4 года, где в 1987-м году закончил музыкальную школу, а годом позже среднюю». Вот те раз, мало того, что Главный снайпер жил на Чукотке, так ещё и старейший снайперский гитарист частичку жизни провёл в этом суровом крае. Ну, как тут не попытаться хоть что-то узнать?
Я решила пособирать по Интернету высказывания Дианы о Чукотке и попробовать подкрепить их фотографиями, чтобы передать дух того времени и показать, как выглядели те населенные пункты, в которых проживала маленькая Дина Кулаченко, но походу нашлось несколько интересных снимков.

Всем известен факт, что Диану в 3-летнем возрасте родители-журналисты Галина Анисимовна и Сергей Иванович Кулаченко привезли на Чукотку, где прошёл кусок её детства. «Несмотря на то, что пришлось поменять несколько школ, у меня было хорошее детство. Я помню эти бескрайние сопки, бесконечную тайгу и евражек», — говорит Диана.

Тайга – это уже воспоминания о Колыме, на Чукотке тайги нет (есть лесотундра, но в населенных пунктах типа Билибино, Марково Диана судя по всему не была). А вот бескрайние сопки и евражки — наше всё.

Итак, из интервью Дианы точно известно, что вместе с родителями она проживала в посёлке Нагорный Беринговского района, посёлке Лаврентия Чукотского района и в столице Чукотки городе Анадыре (в то время Чукотка входила в состав Магаданской области). Возможно, были ещё какие-то чукотские посёлки, но о них упоминания я не нашла.

Посёлок НАГОРНЫЙ Беринговского района

Маленький посёлок, который находится на возвышенности (на горе), от этого и получил своё название. Известен тем, что там находится шахта «Нагорная», в которой добывают уголь.
В начале 80-х Нагорный выглядел так.

 

В процессе поиска фотографий посёлка, в Интернете просматривала разнообразные фотографии, в том числе и школьные. И какова же была моя радость, когда под одной из них я увидела комментарий Жени Гончарова: «Дина Кулаченко — это никто иная как Диана Арбенина, солистка «Ночных Снайперов». На днях в яндех.ру решил поискать фотографии Нагорного: набрал в поиске Нагорный Чукотка и нажал кнопку «Все фото». Там штук 7 фотографий Нагорного и одна фото девчушки… до боли знакомая… с Чукотки… жму на фото а линк ведет на какую-то страницу где фото этого нет… а у меня под рукой папка с некоторыми старыми фотографиями пылится (я ее на работу принес чтобы сканировать Чукотские фотографии для друзей). Тяну руку к папке этой и вытаскиваю детсадoвское фото… ну вот! я же говорил что что-то знакомое… Дина Кулаченко, она!».

Тем фото, как я понимаю, был вот этот маленький снимочек, представленный мамой Дианы для газеты «Родной город», ибо других фотографий девчушек, если набрать в Яндексе «Нагорный Чукотка» как не было, так и нет. :- )

Из воспоминаний Дианы: «Отдали меня в детский садик на последний год, чтобы было с кем пойти в школу. Я пошла в школу с абсолютно милыми ребятками».
А вот и фото-подтверждение. 07 ноября 1980 года, детский сад посёлка Нагорный. Нашли знакомое личико? :- ))))

А это уже школьная фотография. Нагорненская средняя школа, 1 «А» класс. Наша Дина третья слева во втором ряду. Узнали? :- )))

Первая учительница — Руфина Борисовна Юрченко. Я думаю, это о ней говорила Галина Анисимовна: «На утреннике в честь окончания детского сада первая учительница, выхватив Диану взглядом из толпы, сказала: «Вот этот ребенок далеко пойдет!» Смотрела в корень!

Из воспоминаний Дианы: «В поселке Нагорный на Чукотке я получила первую в своей жизни травму – мама бросила папу. Представьте ситуацию: вас серьезно повысили по работе. Вы уезжаете в Магадан осваивать новое место, чтобы потом забрать жену и семилетнего ребенка. А спустя два месяца получаете письмо: «Я тебя больше не люблю и никуда не поеду». Помню, как папа, вернувшись из Магадана, стоял на кухне и плакал. Видеть мужские слезы, особенно отцовские, ужасно! Во втором классе у меня появился второй отец, хирург…. После маминого второго замужества началась наша миграция по всему Северу».

Следующим местом жительства стал посёлок Лаврентия.

Посёлок ЛАВРЕНТИЯ Чукотского района

«Я несколько лет прожила в Магадане, Анадыре, Лаврентии — самом маленьком поселке. Немного не добралась до Аляски, так как наш населенный пункт стоял на границе, где обрывается Чукотка и начинается Америка, — говорит Диана.

Всё верно, только не соглашусь с тем, что Лаврентия самый маленький поселок. Он был не большим, но и не маленьким. В том же Чукотском районе есть совсем крохотные, как Лорино, Нешкан, Уэлен и Лаврентия по сравнению с ними огромный.

 

Лаврентия 80-х годов.


«На Чукотке, например, очень сильные ветры и морозы — где-то около 25 градусов. Ветер там настолько мощный, что отец, когда водил меня в садик, держал за ворот крытика (достаточно суровая куртка на меху), иначе я бы просто улетела», — вспоминает Диана.
Про ветер все жители Чукотки, а в особенности Лаврентия знают непонаслышке. Там действительно редко бывала температура ниже 20-25 градусов, но зимой были постоянные ветрища. Диана вспоминает о Нагорном (ведь в садик она ходила именно там), но к Лаврентия ветра, а точнее пурги имеют самое прямое отношение. Пурги в Лаврентия бывали такие, что на расстоянии вытянутой руки ничего не видно, сплошная белая пелена. Диану водили в садик, держа за край крытика, меня водили в сад, придерживая за шарф. :- )

Здесь видно часть посёлка, в том числе и начальную школу (средняя находилась в другом здании), которую посещала и живущая в Лаврентии Диана.

Предполагаю, что именно в этом здании, сельском Доме культуры (отмечен зеленой стрелочкой), и прошли первые Дианины концерты. :- ) Был ещё Дом пионеров и музыкальная школа, но они были не большие по площади и масштабных концертов, насколько я помню, в них не проводилось.

Из воспоминаний Галины Анисимовны: Телевидения там (в Лаврентия – прим. авт.) не было, и досуг жителей сводился к масштабным концертам художественной самодеятельности. Однажды Диана (ей тогда было восемь лет) заявила: «Я хочу там петь!» Пела Диана под собственный аккомпанемент на фортепьяно песенку «Зонтики».

Так выглядит Дом культуры с. Лаврентия сейчас. Вообщем-то не сильно изменился :- )

Одним из первых моих воспоминаний о Лаврентия являются рассказы о маленьком белом медвежонке, который забрел в посёлок, видимо, лишившись матери, о том, как его дети кормили сгущенным молоком, а потом он был перенаправлен в какой-то заграничный зоопарк. Я не видела это медвежонка, мы приехали в Лаврентия уже после этого события, но это было, пожалуй, моё первое впечатление о посёлке, о котором где-то через год я с восторгом рассказывала своим друзьям «на материке» (расхожее северное выражение). Мой рассказ дети принимали на «ура». :- ) Спустя какое-то количество лет я была в Московском зоопарке и, увидев там белого медведя, спросила родителей: «А вот помните историю, как по Лаврентия ходил медвежонок, а потом его в заграничный зоопарк отправили?». Родители не помнили, как и не слышали об этом лаврентьевские знакомые, которые переехали туда в самом конце 80-х годов. У меня на долгие годы появилась мысль, что всю эту историю с медвежонком я выдумала, т.к. никто её не подтверждал. Медведи, конечно, заходили во многие чукотские посёлки, но чтобы их кормили сгущенным молоком, а потом перенаправили за границу — никто этого не помнил, т.к. обычно медведей просто отгоняли обратно в тундру. Но тут читаю интервью Дианы, в котором она вспоминает Лаврентия: «Помню, однажды к нам в поселок забрел маленький медвежонок. Потом он сидел в клетке и ждал, когда его отправят за границу (сейчас медведь находится во Франции)». Вот оно!!! Она тоже помнит, да и сама, скорее всего, видела этого медвежонка, т.к. жила в Лаврентия именно в тот период. Детская память избирательная, но такое событие не могла не запомнить. А я реабилитирована, а то уж думала, что рассказывала своим друзьям сказки.:- )

Из воспоминаний Дианы: «Во втором классе мы с мамой жили на Чукотке в доме, в котором не были ни душа, ни ванной. Как, собственно, у всех в этом маленьком поселке. Как-то раз мы пошли в баню, и маме там стало плохо с сердцем. Я впервые в жизни сильно испугалась. По счастливой случайности в бане оказались медики, которые приехали из соседнего поселка. Они схватили расческу, выдрали оттуда зубчик и стали колоть маме пальцы, в нужные при таком случае точки. Именно это поставило ее на ноги. Когда мы пошли обратно домой, над нами разлилось северное сияние. Все это я помню до сих пор в мельчайших подробностях. Такое не забывается».
Второй класс, значит Лаврентия. Почему у всех не было «ни душа, ни ванной» не могу сказать, по-моему, у всех был, по крайней мере, я не помню, чтобы у кого-то из моих знакомых их не было, но баня-таки пользовалась популярность всегда. А северное сияние…ну, чтобы вы могли представить, о чем говорит Диана, оно выглядит примерно так:

Мои попытки найти школьные фотографии Дианы времён жизни в Лаврентия не увенчались успехом. Но тут мне в какой-то степени помогла мама Дианы своим рассказом газете «Родной город»:

«1984 г. Чукотка. Поселок Лаврентия. К нам приезжали члены экипажа «Челюскин», это годовщина их спасения. Диана берет у них автограф, пока еще не зная, что через некоторое время автографы будут брать уже у нее».

Я решила поискать фотографии того времени, всё-таки событие для Лаврентия было, как мне казалось, значительным, в Лаврентия даже была улица Челюскинцев (или Челюскина, точно не помню название). И на сайте http://foto.chukotken.ru чудесным образом нашлось 2 фотографии со встречи с экипажем «Челюскин».

И то ли у меня уже крыша едет, то ли на этой фотографии прямо в объектив смотрит Диана???

В заключение своего лаврентьевского описания процитирую Диану: «В Лаврентии удивительные люди, которые рассчитывают только на себя. У них, может быть, нет обилия информации из внешнего мира, но они необычайно богаты внутренне». Гы, правда там сейчас всё обилие внешнего мира, как мне кажется, на лицо.

АНАДЫРЬ

К сожалению о жизни Дианы в Анадыре я не нашла никаких подтверждений, кроме её слов, что она там жила. Неизвестно, в какие годы это было, и как долго это длилось.

Анадырь середины 80-х годов. Таким его видела Диана.

«Вот только недавно получилось попасть туда (на Чукотку – прим. авт.). В этом году (апрель 2002 год – прим. авт.) мы ездили в Анадырь с концертом. И я поняла, что все забыла за эти годы. Приехала и не догадалась, что нужно одеться потеплее. Мы с друзьями подумали: «Ну что такое 25 градусов мороза — ерунда!» Но там отличные люди, которые, увидев нас, поняли, что вот таких маленьких, «зеленых» нужно как-то спасать, иначе они замерзнут. И женщина, курировавшая нашу группу, достала из своих закромов и кладовок большие лисьи шапки и собачьи шубы. Это была очень трогательная поездка».

Летний Анадырь в наши дни.

К сожалению, именно в Анадыре случилась гнусная история с бутылкой, которую какой-то урод, будучи, мягко говоря, в нетрезвом состоянии кинул на сцену. Диана говорит об этом событии: «И я прекрасно понимаю человека, который кинул бутылку. Это же произошло на Чукотке. Там публику сначала держали на улице при минус 25, а потом запустили в Ледовый дворец, где было уже плюс 25. Разумеется, на улице они пили водку, грелись — так делают все нормальные люди. Понятно, чувака в тепле развезло.
В этом конкретном случае я осуждаю людей, которые продавали алкоголь в стекле. Поэтому, когда к нам пришел следователь, мы решили парня освободить. И это правильно».

Умница она, что тут ещё скажешь. Фотографий с концерта, который проходил в рамках Корфеста (праздник рыбы корюшки — Корюшкин фестиваль) я найти не могу, хотя ещё года 2 назад их очень много висело на анадырском сайте, но из-за его реконструкции половина фотоальбомов исчезла, но я не оставлю попыток их разыскать.

В конце хочется просто процитировать Диану, ведь лучше чем она и не скажешь:
«Во мне есть какая-то вакцина, которая голову на месте держит. Север опять-таки.
— Что, закаляет тело и дух?
— А то! Это хорда. Я очень благодарна родителям за Север».

И ещё эта фраза: «У меня есть строчка: «Мой Север — как вдохновение». Так оно и есть, ведь человек всегда помнит свои истоки, корни. И если их ценить, то они очень помогают в жизни».

Хочется выразить огромную благодарность участникам сайта http://www.chukotken.ru , на котором мною были найдены старые фотографии. Фотографии Нагорного выложены Женей Гончаровым и Анатолием Янченко.

Школьная и детсадовская фотография, на которой можно увидеть Диану, выложены одногруппником и одноклассником Дианы Женей Гончаровым (хотела попросить их у него официально, но на моё письмо ответа не получила, но думаю, что он не против, что я их взяла, т.к. сам поклонник «Ночных Снайперов», да и все копирайты я, вроде, соблюла).

Фотографии со встречи с челюскинцами выложены o’key.

Автор — Северная