2018 01 20 Телеканал 78: «Горожане. Знакомые лица»

Ведущие: Феликс Невелев и Даша Александрова.
Феликс: Добрый вечер, друзья. По крайней мере, мы надеемся, что этот вечер добрый. А если что не так, то мы сделаем его таким. Кстати, сразу вопрос: Даша, очки выдать тебе? …Нужны тебе очки, чтобы участвовать на равных в битве очкариков?
Даша: Нет, я буду выделяться.
Феликс: Тогда с радостью представляем гостя: в «Знакомых лицах» сегодня у нас Светлана Сурганова. Ну, уж не снимайте, Света, очки, наденьте обратно. Очень рады мы Вас видеть.
Даша: Добрый вечер.
Светлана: Хотела Дарью поддержать без очков. Или Вас поддержать?
Даша: А можно померить Ваши очки? Спасибо (примеряет)
Феликс: Как было сказано, Света, для того, чтобы носить очки, недостаточно иметь интеллигентное лицо, надо еще плохо видеть. С прошедшими Вас праздниками.
Светлана: Спасибо большое, взаимно. Как Вы?
Феликс: Мы держимся. Скажите, пожалуйста, первый вопрос, естественный, актерам задаваемый, а также актрисам и певицам и музыкантам: Новый год для Вас это отдых или работа? Вы больше работаете в эти дни или все-таки можете позволить себе?
Светлана: Я уже много лет мечтаю в Новый год работать, работать и работать. Но вот в чем парадокс: наш коллектив, какой-то он не корпоративный. Слишком серьезные, видать, песни. И поэтому нас никто не приглашает на веселые всякие вечеринки: новогодние, восьмимартовские, двадцатитрехфевральские и т.д. и т.д.
Даша: Подождите, а речь про сам Новый год? Про новогоднюю ночь? Или накануне тоже не зовут?
Светлана: И накануне, и после, и во время почему-то не зовут.
Феликс: Огорчает?
Светлана: Огорчает ужасно! Я думаю, надо что-то в нашей творческой жизни менять.
Даша: Вам нужно дуэтом с Монатиком что-нибудь исполнить или с Мотом.
Феликс: Я прошу прощения, слово «монатик» кому-то, кроме Даши, понятно было сейчас в нашей аудитории и нам, очкарикам?
Светлана: Это пока не очень известные для меня…
Даша: Это модные популярные исполнители, в дуэте с которыми сейчас модно исполнять песни.
Феликс: Среди Даши эти исполнители модные)
Светлана: Среди даш… (смеются)
Феликс Даше: Давай так: ты с Монатиком сама споешь, а все-таки Светлане мы подберем другого кандидата в дуэты….
Светлана: Феликс, Вы не поете?
Феликс: Готов. Если что… Для такого случая.
Светлана: Отлично, выход найден.
Феликс: Все, Монатик отстал.
Даша: А вот скажите действительно, если прямо 31 числа Вам бы позвонили и сказали: «Светлана, давайте…там… с 12.30 до 2 часов ночи…»
Светлана: Дала бы! (смеются)
Феликс: А вопрос прейскуранта, он в данном случае обсуждался бы особо, или Вы на радостях, что ну хоть кто-то зовет, согласились бы на средние условия?
Светлана: А вот эти все вопросы обсудила бы наша Леночка, директор.
Феликс: Ну, это понятно, я имею в виду в принципе, что по состоянию, по настроению: здесь важно работать или важно зарабатывать?
Светлана: Хорошо бы, чтобы это сочеталось. Чтобы, во-первых, работа была – а), б) – чтобы она в общем неплохо оплачивалась, или так скажем, адекватно.
Феликс: Ну хорошо, давайте новогоднюю тему оставим в покое, хотя я не могу забыть историю, когда колоссально известного артиста, Фаррелла из Бони М, покойного, в свое время позвали на католическое Рождество, попеть в одной нашей корпорации, и он сказал: «Я слишком стар, чтобы работать в Рождество». И я тогда подумал: «Как бы я мечтал дожить до этого времени, чтобы так кому-нибудь ответить». Ладно, закрыли тему работы во время праздников. Давайте говорить о том, прежде чем мы пойдем в прошлое, потому что все из детства, мы же знаем, давайте про наступивший, про 2018 год. 15 лет! 15 лет «Сургановой и Оркестру». Обоим по 15 (смеются).
Даша: Вы когда слышите цифру нам 15, Вы какие эмоции испытываете?
Светлана: Такой зрелый пубертат, 14-15 лет. Ты молод, ты полон сил, полон идей…
Даша: Ну и еще все впереди?
Светлана: Да, еще все спереди, как говорит одна моя знакомая. Мы молоды, у нас все спереди. (смеются)
Феликс: 2003 год… Ведь то, что происходит в 2002- 2003 году, время не простое. Ну, уж мы не можем не коснуться этой темы: расставание с Дианой Арбениной, с Ночными Снайперами это было болезненно, неожиданно или ожидаемо или… ай и ладно, пойду попою сама?
Светлана: Это было неожиданно, но ожидаемо. Это был, конечно, стресс. Это, конечно, выбита почва из-под ног. Это стартовая точка. Надо было все начинать с нуля. Ну как с нуля? Свой проект…
Феликс: А как это? Просто встретились вы с Дианой, и она сказала: «Что-то я не помню тебе хотела сказать… то ли ты суп пере…. А! слушай, извини, до свиданья!» Вот как это произошло?
Светлана: Вы подглядывали, Феликс?
Феликс: Нет, я предполагаю, фантазирую на эту тему.
Светлана: Удачно весьма (смеется) Ну примерно так оно и было, да. В каком-то кафе сидели за чашечкой коньячка, разговаривали, почти так, между делом… Ну, поставили перед фактом. То есть это не обсуждалось.
Феликс: То есть это не было обсуждением, что надо что-то менять, а это было, что мы все поменяли?
Светлана: Да
Даша: Светлана, а Вы скучаете по Ночным Снайперам?
Светлана: Я с благодарностью вспоминаю это время. Конечно, это невозможно забыть. И если бы этого времени не было, не было бы, наверное, «Сургановой и Оркестра», много чего бы не было. Вот. Но так чтобы вот как-то … Ну, по каким-то эпизодам, по каким-то бесшабашным вечеринкам… Я поняла откуда вообще баттл взялся, у нас, по крайней мере, в стране. Мы, на самом деле этим занимались как раз вот, начиная с 1993 года с Дианой Сергеевной. У нас было одно из любимейших занятий сидеть и выдавать какие-то импровизации в стихотворной форме, еще и под гитару, такие песенно-речитативные, при скоплении какого-то количества друзей.
Феликс: А где-то существует документальное, фиксированное подтверждение?
Светлана: Да наверняка какая-то диктофонная запись есть, потому что наверняка кто-то из-под полы записывал.
Феликс: А Вы сейчас общаетесь с Дианой Сергеевной?
Светлана: Иногда переписываемся в ватсапе…
Феликс: Ну, то есть Вы не переходите на другую сторону улицы, если видите вдалеке друг друга?
Светлана: Нет, ну я, по крайней мере, точно нет.
Даша: А так всегда было? Или прошло просто много времени и уже Вы подумали: ай, ладно, что было, то было. Давай переписываться в ватсапе.
Светлана: Это не ко мне, поверьте, вопрос. Потому что моя готовность общаться, она была всегда. У Дианки настроения менялись. И опять же, какое я имею право сейчас за нее отвечать. Это лучше спросить у нее. Но, по моим субъективным ощущениям, как-то теплее стала относится. То есть, да, была какая-то дистанция, она держала эту дистанцию достаточно много лет. И очевидно сейчас, мне кажется, как-то все повзрослее, потеплее стало.
Феликс: А в какой-то момент Вы поняли или, скажем так, согласились с тем, что все, что ни делается, делается к лучшему? И что нужно было пережить этот 2002-03 год, чтобы сегодня готовится к 15-летию сольной карьеры?
Светлана: Конечно, стоило. И вообще, все, что ни делается, все делается к лучшему. Просто надо, во-первых, никогда не злиться на ситуацию; принять ее, рассмотреть ее со всех сторон и максимальную выгоду… максимально светлые стороны найти в ней.
Даша: Ну, ведь это так тяжело…
Феликс: Даша, вот ты говоришь, что это тяжело, а Света говорит как надо. И у меня такое впечатление, что она говорит это на личном опыте, что называется, на полученном опыте. И у меня есть ощущение, что это опыт битого и пережившего, если это не теория, прочитанная в книжках.
Светлана: Мало читаю книг, вот тут нечем мне похвастаться, поэтому я – практик. Я — не теоретик, я – практик.
Феликс: То есть первая версия?
Светлана: Да.
Даша: Хорошо, тогда можно я спрошу. Я человек, у которого с принятием большие проблемы. Мне всегда кажется, что …
Феликс Даше: Это ты сейчас про что говоришь? Принятие? Все подумали, что ты была пьющая. (смеются)
Даша: Принятие ситуации. Мне всегда хочется что-то изменить. Если мне говорят «нет», то мне кажется, что сейчас вы все узнаете, что на самом деле «да». Вот это вот Ваше принятие оно сформировалось постепенно, сразу же? Вы всегда такая положительная были? Или действительно вот Вас жизнь побила, и поэтому Вы теперь такие говорите вещи?
Светлана: Господи, страшное какое слово: положительная, не положительная. Я, наверное, слабая. Мне проще, наверное, принять ситуацию. Я, может быть, в какой-то степени не борец. Или философ. Что-то одно из двух. Ну, просто пару-тройку ситуаций серьезных были таких, что ну вот действительно ты ничего поделать не можешь. Вот просто жизненная ситуация тебя ставит в такую прямо не очень приятную, удобную позу, и ты понимаешь, что в общем надо как-то из этой позы выкарабкиваться. Просто изменить саму ситуацию ты не можешь. Ты можешь изменить собственную позу.
Даша: И отношение.
Светлана: И отношение к ситуации, к происходящему.
Феликс: И отношение к этой позе.
Светлана: (смеется) в том числе.
Феликс: Давайте от пубертатного периода Вашей сольной карьеры перейдем к Вашему пубертатному периоду. 14-15 лет – это же время первых песен. Что это за время? Что это за состояние? Какая эта 14-15-летняя Света Сурганова?
Светлана: Школьница, которая заканчивает или уже закончила на тот момент или еще училась в старших классах музыкальной школы по классу скрипки.
Даша: С удовольствием, кстати, Света учится в музыкальной школе?
Светлана: В музыкальной школе Света с удовольствием учится именно по классу скрипки. А вот сольфеджио как-то не давалось, и до сих пор какая-то китайская грамота для меня. Хотя вот сейчас недостачу информационную чувствую. Очень жаль, что этот предмет так и остался для меня загадкой. А скрипку очень любила. Был один момент, один острый момент, где-то как раз выпускной класс седьмой. И где-то в начале седьмого класса сказала: «Мама, все, я бросаю музыкальную школу». И очень в этот момент мудро Лия Давыдовна поступила. Она говорит: «Свет, давай я ничего не буду говорить ни за, ни против, но вот запомни одну вещь. Вот если это дело, которое ты когда-то начала, ты его не закончишь, это вот так и будет на тебе висеть вот этим грузом неоконченного дела. Давай мы сделаем паузу. Давай договоримся с преподавателями, давай ты отдохнешь месяц, полтора. Потом наверстаешь. Не бросай, радикально не бросай, а просто отдохни. И потом уже решишь заканчивать или нет». И в итоге была сделана пауза, пошли навстречу в музыкальной школе. И потом это правило я стараюсь использовать и по жизни дальше. То есть если что-то начал, конечно, надо заканчивать.
Феликс: Как говорилось в фильме «Львиная доля»: нет ничего хуже незаконченных дел. А сколько было девочке Свете, когда она выбрала скрипку, потому что ее легче носить в музыкальную школу, чем контрабас? (смеются)
Светлана: Шесть лет
Феликс: Почему в шесть лет ребенок выбирает скрипку, когда столько прекрасных инструментов?
Светлана: Удивительно. Я не помню, что-то я, то ли по телевизору увидела, то ли услышала по радио. Но я была совершенно очарована этим инструментом, и когда спросили на каком инструменте ты хочешь играть (а там в общем-то выбор не большой: если из струнных там оставались какие-то народные инструменты, ну или фортепьяно обычно) однозначно сказала – на скрипке. И когда мне принесли эту восьмушечку, самую маленькую скрипочку, это было мое все. И кукла, которую я укладывала рядом с собой спать; и инструмент, на котором я начала заниматься; и вообще нечто, через что я начинала познавать мир.
Феликс: А появлялась когда-то мечта-идея сыграть на скрипке Страдивари?
Светлана: Ой, ну хотя бы подержать в руках…Хотя бы вот так посмотреть на расстоянии вытянутой руки…
Феликс: А вот что это для скрипача – коснуться скрипки Страдивари? Потому что я только помню анекдот на эту тему. Когда возвращаются еще в советское время с международного конкурса два скрипача. Один занял второе место, другой – семьдесят второе. И тот, который занял семьдесят второе, говорит: «Ну чего ты убиваешься? Нормально, второе, ты — герой», а тот говорит: «Да ты не понимаешь, за первое место давали поиграть на скрипке Страдивари. Ну как бы тебе объяснить… Ну это то же самое, что для тебя пострелять из пистолета Дзержинского». (смеются). Ну, это в советское время было, когда иначе не выезжали. Так вот что такое для скрипача коснуться скрипки Страдивари?
Светлана: Мне кажется, что это как для верующего человека прикоснуться к мощам. Я такую только параллель могу провести.
Феликс: Она совершенно внятная, я бы сказал.
Даша: А это нереально, да? Я сразу вспоминаю Эдвина Мартона, замечательного музыканта, который ездит по всеми миру, рядом с ним охранник, который охраняет не Эдвина Мартона, а скрипку, в белых перчатках достает, дает ему… Мне кажется, она бы Вам больше пошла. Я к этому.
Светлана: Да спасибо, конечно, это чудесный комплимент. Опять же: где охранника брать? Нанимать, деньги ему платить… Знаете, все это как-то сложно (смеются)
Феликс: Обычная, простая скрипка или какая-то своеобразная? Сколько стоит скрипка, на которой играет Светлана Сурганова?
Светлана: Сейчас у меня чешский инструмент. Он современный. Автор — Комар, это фамилия чешского мастера (не комАр, а кОмар). Авторская работа, чешская, современный автор. Она на тот момент стоила, по-моему, тысяч восемь евро. Это такая средняя, не сверхъестественная…
Феликс: Но не гитара за 15 рублей, на которой мы все мечтали поиграть в детстве, с другой стороны. А как Вам электроскрипки?
Светлана: Хороший тренажер и отличная возможность репетировать в гостиничных номерах. Ее не слышно, если не подключишь к комбику. И ты никому не мешаешь из соседей.
Феликс: То есть это вот возможно, но не для выступлений на сцене?
Светлана: Нет, почему. Я практиковала, и у меня до сих пор есть инструмент, но все равно я в итоге пришла к естественному звучанию, именно скрипичному. А так я изначально, даже когда мы с Динкой играли, играла через басовый октавер, скрипка у меня и рычала и ревела, такой устрашающего был звука, очень низкого, брутального.
Феликс: Где-то читал, что когда Вас спрашивают о любимых праздниках (а мы пока еще продолжаем вспоминать и разговаривать о праздниках), Вы называли День Рождения, Новый год, день Пограничника и день Конституции.
Светлана: Это кто это? Когда это? С какого перепуга? Нет, значит, журналисты перепутали – День Победы, а не день Конституции, это точно (смеется).
Даша: А меня больше волнует вопрос, почему Вам День Рождения нравится отмечать? Нам же, женщинам, вроде как… совсем не наш праздник?
Феликс Даше: Это Вам, пожилым женщинам, а нам молодым еще в самый раз. (смеются)
Светлана: С какого-то момента я отменила празднование Дня рождения как такового: праздник там, застолье, с приглашениями друзей, знакомых…Я это объявила Всемирным Днем Искусств. И те, кто меня знают давно, они не обижаются и приходят, просто знают эту дату – именно 14 ноября, они просто приходят в гости, если я в России, если я дома, если живы, здоровы все. И мы устраиваем какой-нибудь прямо вот импровизированный концерт. Потому что, конечно, в числе знакомых много талантливых ребят, музыкантов и поэтов. И мы просто сидим, приятно развлекаем друг друга творчеством.
Феликс: А как например, если вдруг случаются круглые даты, юбилеи, серьезные события? Вы особенно подходите к ним или планируете подходить? Либо как обычно концерт, просто может быть более в Колонном зале?
Светлана: Более в Колонном? (смеются). Есть идея по поводу наших юбилеев, их несколько. Вообще 2018-й год какой-то он получился юбилейный: 15 лет «Сургановой и Оркестру», 25 лет «Ночным Снайперам», 50 лет, собственно, Вашей покорной слуге… Такие круглые, полукруглые даты…
Даша: Это невероятно, Светлана! Мы не верим! Кто-то Вам подписал 10 лет в паспорте! Не верю!
Феликс: Подписать 10 лет только прокурор может (смеются)
Светлана: Ну, конечно, хочется порадовать зрителей какими-то необычными фишками, какими-то нарядными концертами юбилейными. Москва, Питер – это как само собой разумеется. Потом, может быть, эту программу прокатим по большим городам и весям нашей необъятной Родины.
Феликс: То есть такой объединенный тур, посвященный всем юбилеям текущего года?
Светлана: Да
Даша: А Диану Арбенину позовете?
Светлана: Обязательно
Даша: Придет?
Светлана: Не теряю надежды (смеются)
Феликс: Давайте снова вернемся от творчества в жизнь. Хотя где заканчивается одно и начинается другое, по-моему, никому не ведомо. Вы назвали, когда мы общались до рекламы, маму по имени отчеству. Изменились ли отношения с мамой, когда Вы узнали, что она, безусловно, мама, но не родная?
Светлана: Безусловно, отношения стали теплей. Улучшились, безусловно. Потому что, конечно, в воздухе висели вопросы разные, на каком-то интуитивном уровне. И когда пришла информация, как будто все пазлы сложились, как будто все встало на свои места.
Феликс: Так она пришла-то не со стороны, а, собственно говоря…
Светлана: Она пришла прямо вот со стороны Лии Давыдовны. Прямо в лоб. Мне было 25 лет. Тоже помню вот это интересное ощущение, состояние… Знаете, прямо как вот говорят, ушат холодной воды на тебя выливают, а тут ушат кипятка на тебя вылили. Вот такое я помню ощущение. Но я очень ей благодарна за эту информацию. Потому что реально многие вещи для меня стали понятны…
Феликс: А какие вещи стали понятны?
Светлана: Ну, я не буду это сейчас рассказывать, потому что это такие очень частные личные ситуации, информация мало будет интересна для широкого круга зрителей.
Феликс: А почему? Как произошло, что 25 лет молчала мама, и вдруг (я так быстро считаю в уме) в год, когда начались Снайперы? Это 1993 год? И вдруг как бы случайно сболтнула? Или готовилась, потому что вот, Света, тебе уже 25, и ты должна знать?
Светлана: Фактически на следующий год. Я думаю, что что-то накипело в ней. По всей видимости, ее не очень устраивало то, как я живу; то, чем я занимаюсь; то, с кем я дружу; то, с кем я общаюсь. И вот, по всей видимости, вот это вот накипело, накипело… Это было, конечно, в состоянии аффекта сказано. Я думаю, что она не планировала…
Даша: То есть это не был серьезный разговор?
Светлана: Да, это был какой-то порыв, это была такая эмоциональная какая-то встряска…
Феликс: Но это вас сблизило эмоционально, получается?
Светлана: Да, это изменило мое отношение к ней, потому что мне стало все понятно.
Даша: А Вы не пробовали обижаться на нее? Знаете, интуитивно? Как же так, почему я об этом не знала так долго? Бывает такая реакция.
Светлана: Боже упаси (смеется) Я вообще крайне редко обижаюсь. Тем более уж на родителей, по-моему, вообще грех обижаться. Какими бы они ни были: родные, не родные, приемные, отъемные… (смеется) Это родители.
Феликс: Про медицинскую ипостась Вашу. Кроме того, что мы со скрипкой разобрались, у Вас еще медицинское училище и академия, педиатрическая.
Светлана: Ну да, тогда еще был Медицинский Педиатрический Институт. ЛПМИ.
Даша: Ныне Педиатрическая Академия. Правильно я понимаю?
Светлана: Да, на Литовской, а на Зайцева – это у меня училище было.
Феликс: А я рядом с Зайцева как раз жил в то время. А между ЛПМИ и ЛГПИ я в тот момент выбирал.
Светлана: Да что вы?!
Феликс: Я готовился поступать в педиатрический, и в марте понял, что пойду в учителя и пошел соответственно в ЛГПИ. В Герцена. На тот самый факультет, который потом стал юридическим, куда Вы собирались поступать позже.
Светлана: Очень хорошо, что не поступила. Опять же очередное подтверждение того, что все что ни делается, делается к лучшему.
Феликс: Давайте так: закончилась история о моей жизни и началась медицинская биография Светланы Сургановой.
Даша: Почему Вы не стали врачом? Педиатром? Так круто! Я бы Вам своих детей доверила.
Светлана: Вот это, конечно, Вы сказали это не подумав (смеются). Ну не взяла на себя такую ответственность. Хотя, в общем-то неплохо училась, с интересом и даже кое-что помню до сих пор. А не отважилась. И я дезертировала в музыку. Потому что плохим врачом… лучше не быть вообще никаким врачом. А тем более педиатром. Врачи педиатры, мне кажется, это люди просто от Бога. Это или есть или нет. Вот. Брать ответственность там за жизнь взрослого, еще куда ни шло, но за жизнь ребенка… Вот я поняла, что я совсем к этому не готова. Ну, я бы просто свихнулась при первой какой-то там неудачной развязке, не дай Бог. И поэтому вот у меня была альтернатива музыкальная, и я так шмыг туда и улизнула.
Феликс: Ну, так можно было наверное как-то перекочевать в смежные специальности и к взрослым прикоснуться, в конце концов?
Светлана: Знаете, я последние лет 15-20 очень плотно прикасаюсь к взрослым. Вернее, к взрослой, к моей вышеупомянутой дорогой Лии Давыдовне, моей маме. Она не дает мне забыть медицину. Вот, я из педиатров переквалифицировалась в геронтологи. И как-то стараюсь поддерживать ее. А там есть букетик, который в общем надо расцвечивать …
Феликс: То есть, есть, где практиковаться?
Светлана: Да, есть где практиковаться. Дай Бог ей здоровья, долгих лет счастливых.
Феликс: Всем нашим родителям здоровья и долгих лет.
Даша: А правда, что мама Вас инопланетянкой называет или называла?
Светлана: Да, пару раз было такое
Даша: А как Вы думаете, почему? За что?
Феликс: Перепутала с Агузаровой .
Светлана: Феликс, Вы тоже из тех же (смеется) У меня иногда у самой, то есть даже тут независимо от того, называет или называла меня мама инопланетянкой, я частенько чувствую себя как-то в чужой калоше, не отсюда немножко. И от этого у меня иногда немножко чувство неловкости или, ну вот реально, как не в своей тарелке.
Даша: Находясь в смысле в этом мире?
Светлана: Да, в этом мире.
Феликс: Вы не в своей тарелке, потому что Вам кажется, что у Вас все в порядке, а мир такой странный? Потому что у меня периодически именно такое впечатление. Либо Вы понимаете, что мир устроен так, что он просто Вам не подходит? Вы пытаетесь притереться к нему, но иногда этого не хочется делать?
Светлана: Я никак не могу адаптироваться в нем, научиться быть в нем. Как все. Я очень многих вещей боюсь, мне кажется, я совершенно как-то не состоятельна, не самостоятельна. Начиная с каких-то бытовых вопросов, заканчивая…
Даша: Послушайте, стоп. Света, Вы дом построили! Какие могут быть вопросы?
Светлана: Ну, это мелочи (смеется)
Даша: Нет, Вы видели этот дом, вообще? Это огромный… Феликс подсказывает: двенадцатиэтажный (смеются) Даша: ну практически, трехэтажный… И Вы говорите, что Вы не от мира сего? Ну не каждая хрупкая женщина может построить дом.
Светлана: Ну, это, конечно, наверное, авантюра была. Не знаю, со страху, наверное. Ну, и слава Богу, были и есть люди, которые помогали это делать и помогают.
Даша: А это была мечта иметь свой дом?
Светлана: Да, конечно, это была мечта еще с коммуналки: какого-то своего … не то что там своей комнатки, какого-то такого угла… Многие годы этого я была лишена, и потом, конечно, очень хотелось. И мечта сбылась.
Даша: Сколько лет Вашему дому?
Светлана: Вот четыре года, кстати, отметили.
Феликс: Взрослый уже. Скоро в школу пойдет (смеются)
Светлана: Уже разговаривает, твердо стоит на ногах.
Даша: И Вы живете за городом? И мотаетесь по стране по миру…
Светлана: Да, и возвращаюсь теперь во Всеволожск, вот в этот дом.
Феликс: А, живя за городом, Вы не чувствуете себя скучающей по городу?
Светлана: Скучаю.
Феликс: Потому что Вы мотаетесь по стране, бываете за рубежом, потом за городом. Это прекрасно, потому что это лучший релакс, нежели чем в каменные джунгли погрузиться и ждать, что тебя восстановит воздух, от асфальта идущий. Но, уезжая за город, Вы себя все-таки лишаете нахождения в городе, который либо душит, либо подпитывает. Вас, кстати, Питер душит или подпитывает?
Светлана: Подпитывает, это однозначно. И теперь, конечно, каждый выезд в город – это для меня праздник, событие. Я совершенно другими уже смотрю на него глазами, на архитектуру, на набережные. А то глаз замылился немножко, а сейчас я его кстати освежила. Так что опять же, все к лучшему.
Феликс: А есть какое-то место силы? Когда Вы приходите и знаете, что мне будет там неважно, и Бродский, например, на Васильевский остров метил, а Вы придете в свое место, где вам будет хорошо, и Вы постоите там и поедете обратно.
Светлана: Вы будете удивлены, но у меня есть именно пунктум пункторум – точка, буквально до размеров как квадратный метр. Это как ни странно, это именно Кавалергардская, это мое место, где я выросла. Вот эта городская квартира, где мама семьдесят лет прожила. Коммуналка, потом она стала отдельной квартирой. Это вот дальняя моя комната, вот я прямо знаю это место. Я прихожу туда, там, реально, наверное какой-то портал, надо какого-нибудь медиума вызвать, я мечтаю, чтобы человек с какой-нибудь этой вот штучкой походил и все мне про это место рассказал. Реально!
Феликс: А там сейчас что?
Светлана: Это квартира, наша с мамой. Мы ее расселили. Но мамульку я перевезла, конечно, во Всеволожск. Она со мной, потому что ей одной уже тяжеловато жить.
Даша: Но мама кстати не сразу согласилась?
Светлана: Она не сразу согласилась, борьба шла все, можно сказать, три года. Но вроде бы как я ее уговорила. Мы теперь на Кавалергардскую приезжаем, просто навещаем эту квартиру. Сдавать даже не хотим, потому что это что-то такое, заповедное. И вот каждый раз я приезжаю в эту квартиру, реально… Во-первых, это место, где я впервые начала писать песни. Это тоже, наверное, неспроста. Это то место, куда я приезжаю, и какие-то приходят интересные идеи, мысли. Я просто люблю там сидеть, читать… Наслаждаюсь этим моментом.
Феликс: А кто жил там раньше? Или что было там раньше?
Светлана: Ну это 1917 года дом. Небольшой флигель внутри двора. Рядом во время Великой Отечественной войны стоял дом, в него угодила бомба. Он был разрушен, а наш дом уцелел. Он перестраивался, был капитальный ремонт, по-моему, где-то в 1956 году, и тоже уцелел после капитального ремонта. Вот Зоя Михайловна (это бабушка) с Лией Давыдовной там жили с 1946 года. Сначала на Загородном жили, а после войны сразу переехали в этот дом. И всю дорогу жили в нем. Потом в их семье появилась я, в 1972 году, родившись в 1968, потому что еще три года я была в детском домике, в клинике. И так чудесно все сложилось и собственно вот, это моя вотчина. Кто до этого жил непосредственно в этой квартире… какие-то соседи… Но в доме напротив, который вот именно по Красной Коннице, какое-то количество лет жила Анна Андреевна Ахматова. Вот прямо я вот смотрю в ее окна.
Феликс: Поэтическое сосредоточение, если не на одном квадратном метре, но все равно на небольшой территории. И далее мы будем говорить о творчестве, о его разных составляющих. Светлана Сурганова – это не только скрипки, это не только замечательная лирика, это не только поэзия, это не только песни и концерты и обещанный в 2018 году мега тур; это еще разные формы творческого существования. И вдруг появляется соответственно идея выучить с фолловерами Федота Стрельца. (показывают фрагмент видео). Почему вдруг Филатов, почему сейчас? Что за проект? Что за идея? Это для разработки речевого аппарата? Для тренировки памяти? Для привыкания к хорошему языку?
Светлана: Как вообще приятно с Вами беседовать, Феликс. Вы просто отвечаете, задаете вопросы и тут же сами на него отвечаете (смеется). Вы не оставляете мне выбора, потому что все Ваши ответы правильны. Это, конечно, и разработка речевого аппарата, это и тренировка памяти, это одно из любимых произведений. Это моя давняя мечта какой-то сделать поэтический цикл. Так называемый, «детский цикл».
Феликс: Но это не детская вещица.
Светлана: Ну да, такая подача сказочная, поэтому я это конечно называю «детский» (показывает кавычки). В любой вообще сказке мало чего детского. А все началось с Беллы Ахмадулиной, ее произведения «Сказка о дожде»: «Со мной с утра не расставался дождь. О, отвяжись, — я говорила грубо. Он отступал, но преданно и грустно вновь шел за мной, как маленькая дочь». Мне очень понравилось это стихотворение, сказка. Я выучила ее, и потом подумала, вот следующим номером программы я бы хотела выучить вот Федота Стрельца, удалого молодца Леонида Филатова. И вот потихонечку начала. А поскольку мой директор меня терроризирует и говорит, что я совершенно не веду никакой медийной жизни, что надо как-то какие-то ролики, в инстаграме что-то… Надо о себе как-то заявлять…
Даша: Завтраки выкладывать….
Светлана: Я подумала, ну, завтраки не буду выкладывать
Феликс: а look в лифте? (смеются)
Светлана: Я решила, что ни look, ни в лифте, ни завтраки я выкладывать не буду, я лучше по маленькой главе буду разучивать и выкладывать в ютуб для просмотра. В первую очередь, я думала о наших поклонниках, собственно им я и предложила: давайте учить вместе. У нас еще параллельно с Валерием Тхаем, с музыкантом нашего замечательного Оркестра, собственно родоначальником этого коллектива «Сурганова и Оркестр», родилась идея создать цикл программ под названием «Ликбез». Ликвидируем безграмотность собственную, в первую очередь, ну и всех желающих. Причем Валеркина в основном идея. У него есть много интересных знакомых людей, музыкантов и не только, с которыми он хотел бы пообщаться на камеру, которые бы рассказали о своих каких-то профессиональны секретах, о своих музыкальных инструментах, которыми они владеют…
Феликс: Из чего скрипка сделана, например?
Светлана: Или Хаммонд, орган, удивительный, кстати, инструмент. И вот несколько сюжетиков мы отсняли и тоже выкладываем в наш ресурс. Там специальные термины присутствуют, но это … Вообще любому человеку, который так или иначе интересуется музыкой или нашим коллективом, это будет интересно.
Феликс: Вы только что, говоря о Валерии Тхае, сказали что это создатель вашей группы, которой в этом году 15 лет. А как? Прямо подошел к Вам Тхай и сказал: Слушай, есть отличная идея. Будет называться группа «Сурганова и Оркестр» Ты – Сурганова. Мы – Оркестр.
Даша: По рукам?
Светлана: По рукам (смеются) Просто, когда я осталась в свободном плаванье…
Феликс: Это был еще свободный полет… До плаванья еще нужно было дойти…
Светлана: Да, до плаванья еще были годы. И, в общем, первый, кто меня тогда поддержал, к кому я обратилась, это был Валера. Который на тот момент очень был дружен с музыкантами коллектива «Север Комбо». Вот и собственно почти всем составом они перешли в коллектив «Сурганова и Оркестр», и первые альбомы были записаны как раз с ними. И вот эти аранжировки, и вот эта любовь к латиноамериканской стилистике… (комментирует видео): Боже мой, Мишка молодой, все такие молодые… Сашка!! Здорово!
Даша: Скажите, Светлана, а Вы руководитель Оркестра на сегодняшний день? Вы такой начальник, который принимает решения, что мы будем играть, в какой стилистике?
Светлана: Получается, да, на мне ответственность. Я как бы стрелочник, рулевой.
Феликс: Нет, стрелочник – это тот, кто отвечает за провал. А кто говорит: Значит так: поем вот здесь вот это, а вот это – не аранжировка, вот это ты сыграешь на даче своим друзьям, а мне, пожалуйста…
Светлана: Это Вы сейчас чью функцию описали? Руководителя? Ну, вот значит я – руководитель. Очень похоже, по симптоматике, да (смеется)
Даша: А тяжело руководить Оркестром, которому 15 лет?
Феликс: Мы этот вопрос готовили Гергиеву, но задаем Вам (смеются)
Светлана: Нет, не тяжело. Очень как-то приятно, обо всем можно договориться. Конечно, дисциплину надо держать, и как-то мотивировать приходится иногда. Но, что приятно: мы с годами становимся как-то все ближе, понимаем прямо уже с полувздоха. Парни удивительные у меня. У меня там будильник разрывается, мне пора уже идти вокал записывать, в студию ехать…
Феликс: Не внутренний будильник?
Светлана: Нет, в данный момент я слышу внешний будильник.
Феликс: Но, прежде чем мы отпустим Вас по зову будильника, Новый год Вы встречали отдельно от любимого коллектива? Какой у Вас это праздник и как Вы его провели?
Светлана: Ну, я верна традициям, поскольку в этот Новый год я была дома. Я вообще стараюсь каждый Новый год быть дома, и, конечно, с мамой. Для меня это ну, как талисман. Если мы с мамой, в компании с мамой и еще с друзьями, с близкими, празднуем Новый год, значит все будет хорошо, все будут живы и здоровы. Это как мое такое одно единственное огромное пожелание.
Даша: Ну и что Вы себе в этот год пожелали на целый год?
Феликс: Есть же традиция, когда бьют куранты и надо желание загадать…Есть такая традиция?
Светлана: Пишут записку, поджигают, съедают, выпивают (смеется). Да, на протяжении многих лет, конечно, и в этот год тоже сделали.
Феликс: Нельзя говорить, что загадали, чтобы сбылось.
Светлана: Не скажу и не пытайте.
Даша: Тогда до встречи через год, чтобы узнать сбылось или нет?
Светлана: А я предлагаю пораньше встретиться. Во-первых, я вас приглашаю, конечно, по крайней мере, на наш питерский юбилейный концерт. Это будет осенью. Даты уточню, скорее всего ноябрь, ближе к Дню рождения. Потому что там два в одном, где-то в районе 14 ноября. Может быть, это будет «Октябрьский», может «Ледовый», пока еще не решили. Посмотрим.
Даша: Разница-то большая.
Феликс: Ну, честно говоря, если бы меня спросили, я предпочел «Октябрьский»
Светлана: Вот! Удобнее и ближе. Более правильно. Удобнее для посетителей, в первую очередь. Для зрителей удобней.
Феликс: При всем уважении к хорошей площадке, хоккей – там во!, танцы – тоже, но поэзия и лирика, и Сурганова…. В общем, мы выбрали Вам «Октябрьский»
Светлана: Спасибо, фактически мы решили вопрос, который меня уже мучает некоторое время (смеются)
Даша и Феликс: Мы очень рады Вас видеть, спасибо Вам большое. И знаете, более того мы ведь придем. Вы вот так сболтнули, а мы возьмем и придем. Давайте встречаться не только по поводам, датам и событиям, а просто, потому что самая большая ценность – ценность человеческого общения.
Светлана: Слушайте, поехали ко мне в гости.
Даша: Сейчас?
Светлана: Да, хоть сейчас
Феликс: На ночь глядя?
Светлана: Да! Почему бы и нет? Приглашаю!
Феликс: Итак, мы начали дружить домами, небольшими трехэтажными. Ура! Это была Светлана Сурганова и программа «Знакомые лица».

распечатка — Tina_bu