2017 06 03 ГТРК Псков: Светлана Сурганова на Пушкинском фестивале

Интервью Светланы Сургановой после выступления на фестивале Пушкинской поэзии в Михайловском

— Вы бывали уже в Пушкинских горах?
Светлана: Правильнее будет сказать нет
— Как Ваши впечатления сейчас?
Светлана: Впечатление такое, что я абсолютно убеждена, что я сюда должна вернуться и не однократно. Совершенно уникальное место. Я, конечно, побывала в разных точках планеты Земля, но вот это вот что-то совершенно удивительное. Жаль, что мы, наверное, этого недооцениваем. Причем, это в общем-то совсем рядом, можно сказать, под носом у нас. Что под носом у Москвы, что под носом у нас, питерцев (смеется). Это то место, совершенно благословенное. И я вот еще о чем подумала: конечно, влияние ауры семьи Пушкиных благотворно сказывается и до сих пор. Совершенная утонченность во всем: начиная с самой природы, с благоухания, с этого потрясающего вкусного воздуха, до чистых обочин. Такое бережное, деликатное отношение ко всему, что здесь есть. Это уникальное место. Я абсолютно очарована им. Я абсолютно очарована местом, где мы остановились. Это база отдыха «Арина Р.» (не в рамках рекламы, но рекомендую – смеется). И как-то все так замечательно сложилось: совершенно удивительный водитель, который нас провез по некоторым местам… Мы, конечно, посетили и могилу Александра Сергеевича… В общем, одним словом, ходить не переходить. Поэтому сюда нужно вернуться, и я это сделаю.
— Вот это место, которое может вдохновлять?
Светлана: Абсолютно точно. Вот это место, Пушкинские горы и Ясная Поляна. Но я вам должна сказать, что, пожалуй, вот это по энергии, (отмахиваясь) комаров так точно, намного сильнее.
— У Вас много песен вообще на стихи различных поэтов. Ждать ли нам теперь песню на стихи Александра Сергеевича?
Светлана: Александра Сергеевича? Ух! Замахнуться на «наше все»? Ну, признаться, Вы меня сейчас вдохновили таким предложением, и теперь я, наверное, буду предметно об этом думать.
— Вы говорили, что через месяц будет премьера сразу двух новых композиций. Раскройте нам интригу, хотя бы о чем они будут? Какое настроение передают?
Светлана: Вот напишем (смеется)… У нас как раз есть немножко времени для того, чтобы их все-таки сочинить, написать, и тогда вот и узнаем о чем они. Естественно, я Вам не смогу открыть никакой интриги, потому что это настолько еще эскизно, настолько еще такая вот прозрачная акварель, что я прямо боюсь на нее дышать.
— Вы сразу согласились на выступление здесь, на Пушкинском празднике поэзии?
Светлана: Да! Прямо даже вообще не обсуждалось. Просто вот, во-первых, поставили перед фактом, а, во-вторых, я этому факту очень обрадовалась.
— А почему именно эту программу исполняли? (прим.: программа «Игра в классики»)
Светлана: А вот это уже было пожелание. Пожелание, по всей видимости, Министерства Культуры. И, конечно, мы сейчас другие песни исполняем, и другая программа, но, тем не менее, это всегда очень полезно – вспомнить то, что игралось несколько лет тому назад. И, судя по откликам, судя по тому, сколько раз ее крутили по ОТР, эту программу, по всей видимости, она как-то полюбилась публике, и мы, конечно, ее вспомнили, восстановили и сегодня с удовольствием исполнили.
— Еще раз, возвращаясь к стихотворениям: как Вы вообще выбираете тот стихотворный текст, который будет в последствии песней?
Светлана: Это то, чтобы я сказала, но меня опередили. И явно сказали лучше меня. И это просто подтверждение моим размышлениям, это мое очарование, и я просто это транслирую.
— Вы также и читаете просто стихотворение, например, вот вместе с поклонниками читаете Сказ про Федота-Стрельца?
Светлана: О! Гениальное произведение! Совершенно гениальное! Фантастическое чувство юмора!
— Почему именно его выбрали?
Светлана: Люблю с детства. Давно мечтала его «поразговаривать» (смеется). Это же просто ходячий цитатник: что ни четверостишье, что ни куплет, то… «Съешь осиновой коры и взбодришься до поры. Чай не химия какая, чай природные дары» (цитирует Федота, смеется).
— Еще одна тема, обсуждаемая с Вашим творчеством, это, конечно, клип на песню «Весна», и ее такое полное новое изложение. С чем это связано? Старый вариант уже не приемлем? Или какие-то изменения во взгляде на эту композицию?
Светлана: Да, какие-то родились новые подтексты, коннотации смысловые. Признаться, вот в этом варианте она тоже абсолютно отражает тот смысл, который в ней заложен: текстовой, энергетивный. Он, может быть, такой взрослый, на сдержанном, может быть, более тонком, изящном уровне. Идея аранжировки родилась у ребят – у Никиты Межевича и Михаила Тебенькова. Я просто поддержала их идею. Идея клипа тоже принадлежит ребятам. Сначала это была идея просто такого концертного видео, но потом как-то она разрослась, и как-то вот появились.. как это сказать? Съемки, когда в интерьере? Правильней будет сказать, интерьерные съемки. У нас крайне мало видеоклипов, и я подумала, что нам не помешает видео. Тем более, мне очень хотелось, опять же, поддержать инициативу, идею Никиты. Он молодец. Я прямо ему за это очень благодарна, за его инициативу, за его идеи. Может быть, какие-то цитаты там у него присутствуют, и по этому поводу тоже было много обсуждений. Но я не так хорошо знаю мировое клиповое творчество, поэтому для меня это было как с чистого листа, tabula rasa, мне все это было в новинку, интересно, завораживающе. И за это я ему, безусловно, благодарна. За то, что он для меня некий ликбез осуществил. И в этом направлении тоже.
— Читая комментарии как раз под клипом, многие люди пишут: не понимаю, как содержание, картинка в клипе связана с содержанием песни? Можете пояснить?
Светлана: Клип не должен, мне кажется, или не обязательно должен быть видеоподтекстом, видеоподстрочником клипа. Причем, я пересматриваю клипы многих зарубежных исполнителей, и убеждаюсь в том, что это просто какой-то отдельный, параллельно существующий мир. Это то, что позволяет нам расширить впечатления, новые какие-то грани найти в песне. Собственно больше по этому поводу ничего не могу сказать. Это именно дается для расширения количества граней восприятия самой песни, текста, каких-то подтекстов.
— Еще одним направлением Вашего творчества является театр. Как Вы к этому пришли? Не хватает уже музыкальной сферы? Больше эмоций или хочется какого-то другого выражения?
Светлана: Это моя давняя, давняя, сокровенная, какая-то потаенная, я бы даже сказала, мечта. И такой какой-то колоссальный пиетет, мое очарование. И то, что есть буквально несколько опытов стояния (смеется) на театральной сцене…Нет, конечно, я никакая не актриса, ни драматургическая, и вообще ни какая… Но… Я поняла одну вещь: если что-то очень трепетно и долго любишь, это обязательно к тебе придет в твою жизнь. Или ты обязательно как-то соприкоснешься с этим.
— Кроме театра, ждать нам, может быть, еще фильмов? Картины? Или еще какая-то область творчества?
Светлана: Поживем увидим)
— Хотелось еще спросить, есть у нас такая тема про молодых музыкантов…
Светлана: Это четыре вопроса, да? Хорошо. (смеются)
— Не могу остановиться) Можете ли Вы в завершении дать какие-то советы молодым музыкантам
Светлана: Советы молодым музыкантам. Слушайте, очень серьезная ситуация, молодые музыканты, товарищи. Проблем в чем? В том, что мир и космос ускоряется. Количество информации увеличивается, за всем не поспеть. Поэтому не пытайтесь. Торьте свой путь, совершенно не торопясь, очень осмысленно, почти медитативно. Просто вот подышите, пообщайтесь, найдите с Ним диалог, услышьте Его (показывает на небо). Он все сделает, Он обязательно вам поможет. И, конечно, старайтесь поменьше думать о деньгах и о творчестве, как о работе, хотя вам многие наверное будут говорить обратные вещи.
— Можно еще последний все-таки вопрос. Вот, вернувшись к фестивалю: Пушкинский праздник поэзии и группа «Сурганова и Оркестр»…
Светлана: Где взаимосвязь, да? Я тоже совершенно не понимаю) Я даже Пушкина ничего не читаю… Там, Цветаеву читаю, Пастернака читаю, Бродского читаю, Ахматову читаю, Лорку читаю… Пушкина не читаю) Вот теперь, наверное, начну. (Цитирует) «Я к Вам пишу, чего же боле, что я еще могу сказать, теперь я знаю, в Вашей воле меня презреньем наказать»)
— Спасибо

распечатка — Tina_bu