2020 05 06 Журнал «Авторадио»: «Домашняя атмосфера и ароматный кофе»

СВЕТЛАНА СУРГАНОВА ОТКРЫВАЕТ В ПЕТЕРБУРГЕ АРТ-ПРОСТРАНСТВО «ПУШКИНРЯДОМ»

В начале прошлого года в эфире «Радио Зенит» певица объявила о том, что хочет открыть в родном Санкт-Петербурге новую артистическую площадку для своих, и не только для своих, литературно-музыкальных экспериментов. С этой целью она приобрела квартиру в историческом центре города. Прошел год, и сегодня одна из самых поэтичных рок-музыкантов нашего времени готова рассказать, когда площадка примет первых зрителей. Из Петербурга специально для «Авторадио» — Светлана Сурганова в рубрике «Звездный проект».

Арт-пространство с литературным уклоном — довольно неординарный проект для рок- музыканта. Почему не рок-клуб, например? Это и традиционнее, и с экономической точки зрения более выгодно.

Будет ли там отчетливо выраженный литературный уклон, я пока не могу сказать. А вопрос выгоды здесь, скорее, второстепенный. Место, которое мы назвали «Пушкинрядом», совсем скоро откроется в рабочем режиме. Буквально с месяца на месяц, со дня на день коммунальная квартира преобразится в арт-пространство. Оно совсем миниатюрное, прямо арт-точка. Маленькая, но функциональная. Здесь студия звукозаписи, репетиционная база и собственный концертный зальчик — можно проводить квартирники, мастер-классы, небольшие перфомансы, моноспектакли, выставки, видеоинсталляции, кинопоказы. С технической точки зрения возможности для всего этого есть. Я надеюсь, что мы сделаем и онлайн-трансляции. То есть те люди, которые не попадут непосредственно на мероприятия, смогут смотреть интересных для себя артистов онлайн.

Когда вам впервые пришла идея создания собственного арт-пространства?

Толчком для создания арт-пространства послужило то, что мы выросли из нашей предыдущей студии. Она тоже находилась в центре города и занимала совсем маленькую площадь — порядка 54 квадратных метров. Все альбомы, которые вы знаете, которые выходили под брендом «Сурганова и Оркестр», были записаны именно в этой, практически полудомашней, студии. Потом мы поняли, что в ней крайне сложно полноценно записать даже квартет, а тем более квинтеты или брасс-секцию. Нам нужно было расширить это пространство. Но мы не стали как-то радикально менять концепцию, приобретать какое-то очень большое помещение или покупать метражи в бывших заводских помещениях. Новая студия — тоже бывшая коммуналка, расселенная, но метраж уже не 54, а 125 метров. Для нас это, конечно, существенный прирост.

Изначально это была какая-то коммерческая история? Насколько для вас вообще важна финансовая сторона вопроса? Вы придаете значение монетизации своих проектов, своего творчества?

Мне важно, чтобы было интересно, чтобы меня от этого, позволю себе такое слово, — «пёрло». У меня должен быть кураж. Чтобы мне было приятно общаться с теми людьми, с которыми я буду находиться в этом пространстве. И, как показывает практика, когда ты делаешь что-то с удовольствием, это обязательно потом приносит доход. Поэтому в данном проекте я не думаю о монетизации, скорее о том, чтобы пространство было творческим, чтобы оно жило, чтобы там были интересные встречи, концерты и записи.

Почему была выбрана именно эта локация — набережная канала Грибоедова? И как родилась идея названия пространства?

Когда вопрос встал о выборе помещения, мой хороший друг Кира Левина, которая на тот момент искала себе квартиру, сказала мне: не хочешь посмотреть квартирку на канале Грибоедова? Это ведь Коломна, район очень мощный, энергетически заряжен креативными людьми, которые там проживали. Композиторы, художники, поэты, музыканты. Относительно недалеко находится, между прочим, Кировский театр — нынешняя Мариинка. Когда на соседнем здании я увидела табличку, что в этом доме с 1816 по 1818 год жил Александр Сергеевич Пушкин, это меня, конечно, сразу вдохновило. Я увидела в таком факте определенный знак. А когда номер квартиры, которую впоследствии мы выкупили, оказался 68, а это мой год рождения, тут все встало на свои места.

Как проходила работа над дизайн-проектом площадки? Вы лично принимали в ней участие? Какая концепция в итоге победила?

Однажды мы были на гастролях в городе Ижевске, и я зашла в одну кофейню. Мне очень понравился ее интерьер, и у местных ребят я спросила, кто делал проект этого кафе. Они мне рассказали, что в их прекрасном городе живет дизайнер Екатерина Лабинская. Она в свое время училась в Лондоне, а сейчас у нее уже есть ряд замечательных работ не только в Ижевске, а по всей стране и даже за рубежом. Я связалась с ней, она любезно приняла приглашение сотрудничать, и вместе с нашим креативным директором Александром Карениным мы придумали концепцию арт-пространства «Пушкинрядом». К сожалению, не все идеи реально воплотить, как любит говорить моя мама: жизнь вносит свои коррективы. Но, думаю, мы со строителями все-таки сумеем реализовать то, что нам предложили дизайнеры.

Как бы вы охарактеризовали интерьер?

Знаете, вот сейчас есть модный проект музыкальный телеканал NPR, который вещает в Вашингтоне. Это такое полуофисное, полубиблиотечное помещение, куда приглашаются разные музыканты, которые играют для небольшого количества зрителей в студии. Вот этот дух очень уютного непосредственного общения музыкантов со зрителями, я думаю, будет и у нас присутствовать. И в интерьере это тоже отразится, такая полудомашняя атмосфера.

Бытует мнение, что ремонт — это стихийное бедствие. Как вам удалось пережить это бедствие? Как долго он длился?

Ну, в этом помещении надо было учесть очень много технических задач: поканальная, качественная запись звука, веб-трансляция, видеопоказы и живые концерты. Четыре в одном. Конечно, сделать это было непросто, и мы до сих пор находимся в процессе решения всех этих задач, но уже виден свет в конце тоннеля. Отделочные работы скоро будут завершены. Оборудование уже закупается, протянуты все необходимые провода, коммуникации. Я сама прямо «бью копытом», жду, когда же можно будет протереть пыль и поставить мою любимую кофемашину. Кстати, все посетители, которые придут сюда поработать или просто послушать концерты, смогут насладиться очень качественным кофе абсолютно бесплатно.

В соцсетях вы анонсировали открытие площадки этой весной. Дата уже определена?

По поводу даты открытия… Может, я погорячилась насчет весны. Я склонна сейчас думать, что надо дать возможность этому арт-пространству пожить в тестовом режиме. Первые концерты и записи будут сделаны в узком кругу друзей-музыкантов. Так скажем, не для широкой аудитории. Вот когда мы поймем, что тестовый период прошел благополучно, мы будем уже рассказывать об открытии на всю планету.

Какой программой откроется «Пушкинрядом»? Как часто планируете проводить мероприятия на его площадке, и кого из артистов вы видите на сцене своего арт-пространства?

О подробном трек-листе, как я сказала, речи еще не идет. Работа, которую только предстоит проделать — это договориться с музыкантами, со многими интересными нам людьми, готовыми сотрудничать и выступать в нашем арт-пространстве и поддержать его, особенно на старте. У нас будет работать сайт, где мы обязательно анонсируем всю эту программу, когда ее сформируем. Но еще раз говорю: для начала это будет в тестовом режиме. Я, конечно, приглашу людей, которых хорошо знаю и очень люблю, творчество которых очень уважаю, и оно мне интересно. Это и Валерий Тхай, и Никита Межевич, и Кира Левина, и Елена Нуриева, и Екатерина Шимилева, и Петр Малаховский.

Потом арт-пространство будет открыто для любого зрителя? Билеты на мероприятия появятся в свободной продаже?

Кто сможет посещать «Пушкинрядом»? Сначала я хотела сделать клуб, но сейчас, наверное, больше склоняюсь к мысли, что все-таки это будет пространство, доступное для всех желающих. Как будет происходить оплата? У меня в какой-то момент даже была идея сделать вход свободным, и кто какой суммой сочтет возможным поддержать этот проект, тот сможет прямо при входе оставлять деньги либо перечислять на определенный счет.

Ваша любимая актриса — Алиса Фрейндлих. Планируете ли пригласить Алису Бруновну для участия в литературных проектах на новой площадке?

Дай бог ей здоровья и хорошего самочувствия, настроения. Конечно, в числе первых я хотела бы пригласить именно Алису Бруновну Фрейндлих. Если это случится, я тогда смогу сказать, что моя жизнь прожита не зря.

В эфире «Авторадио» вы сказали, что летом берете творческую паузу на год. Гастролей не будет. Театр и поэзия победили в вас музыканта? Или вы просто устали?

Объяснюсь подробнее, чтобы поклонники не волновались. На год я приостанавливаю афишные концерты, то есть те, которые мы сейчас во время тура «На контрасте» играем. Но это не отменяет нашего участия в фестивалях, днях городов, корпоративных выступлениях. В этой создавшейся паузе я как раз хочу поработать над арт-пространством, чтобы оно начало функционировать, зажило, и чтобы у нас народились музыкальные, текстовые идеи, чтобы мы записали новый материал на нашей студии.

С каким новым проектом вы планируете вернуться после творческого отпуска?

Раскрывать свои творческие планы не буду, потому что я в этом смысле человек суеверный. У меня есть задумки, но подробно расшифровывать я их сейчас, конечно, не стану.

От каких проектов, в которых ранее вы принимали участие, сегодня бы отказались?

Ни от каких проектов не отказалась бы. Все было очень органично, и я в своем прошлом ничего переписывать не хочу.

В одном из недавних интервью вы признались, что не любите ленивых людей. При этом довольно часто говорите, что вам самой свойственна природная лень. Как объяснить это противоречие?

Люди чаще всего не любят в других то, чем сами обладают.

Светлана, что для вас свобода выбора? И свободны ли вы сейчас в своем творческом выборе?

Сейчас как никогда свободна в своем выборе.

Близка ли вам история песен на заказ? Вынуть, как вы говорили, текст из себя, но не без гарантий, что песня раскрутится, или же срифмовать определенный набор слов, который стопроцентно будет востребован и медиа, и публикой? Перед вами хоть раз стоял такой выбор?

Я когда рифмую, то никогда не думаю о выгоде и о конъюнктуре. Это игра слов, все равно ее платформу предопределяют мои какие-то душевные и искренние, истинные внутренние переживания. То есть вот чистая игра в бисер… — я так не умею. Наверное, к сожалению. Так бы песен было в разы больше.

Что сегодня вас вдохновляет?

Как и прежде: любовь, влюбленность. Но к этому добавились некоторые философские переосмысления жизни, аллегории и друзья.

В каких проектах в год 75-летия Победы, приуроченных к этой дате, вы примете участие?

У меня был дебют: в этом году я выступила в качестве диктора. Я озвучила фильм, посвященный «Дороге жизни» — Ладоге, он вышел на телеканале «Мир». В сети уже можно посмотреть «Письма Победы» с Максимом Виторганом. В серии с моим участием речь идет о Ленинграде в период блокады. Еще один проект намечается — спектакль о военных днях, режиссером которого, скорее всего, будет Вениамин Смехов.

В феврале этого года вышла автобиография певицы «Все сначала»
Светлана Сурганова о книге:

«…Мне поступило предложение от издательства написать книгу о себе, но для меня оно было удивительным. Казалось, говорить не о чем. Но если писать, то о каких-то важных моментах в моей биографии и, в первую очередь — о семье, которая меня воспитала и приняла.
Работа проходила в несколько этапов. Сначала была идея проанализировать несметное количество данных мной интервью за последние годы и сделать выжимку из них, скомпилировав самое интересное. Но этого было бы недостаточно. Потом появилась идея ввести дневниковые записи. На это мало кто отваживался, будучи в добром здравии. Это потребовало от меня определенной смелости. Но мне не стыдно за эти записи. Это какие-то мои рефлексии, впечатления о тех людях и событиях, которые меня сформировали, такая антология моей души. Это то, из чего сформировалась Светлана Сурганова, которая сейчас перед вами. Потом, конечно, сюда вошли фотоальбомы, истории моей мамы и бабушки, которые мне хотелось увековечить.
Дневники пришлось адаптировать. Некоторые моменты я опускала: они либо утратили свою актуальность, либо мешали динамике книги. Для меня это был интересный опыт, я окунулась в себя же саму 30-летней давности. И поначалу психологически это было непросто. Даже были моменты, когда я была не готова к встрече с собой образца, скажем, 1986 года. Я боялась работы над книгой, иногда хотелось бросить. Но я человек слова, значит, должна была выполнить обещанное. Когда был напечатан последний лист, я испытала облегчение. Я как будто отпустила большой промежуток своей жизни, поняла, что без этого, наверное, не было бы возможно творчество в моей судьбе».