2020 12 22 РИА Новости: «Аккуратнее с желаниями, потому что они сбываются»

корреспондент Ольга Распопова
 
В соцсетях 24 декабря будет транслироваться концерт «Звуки добра» (организатор — «Наше радио») в поддержку медицинских работников. В нем примут участие многие исполнители и группы, среди которых — «Сурганова и оркестр». В интервью РИА Новости экс-участница «Ночных снайперов» Светлана Сурганова рассказала, почему стоит быть осторожнее с запросами во Вселенную, как изменилась музыкальная индустрия за этот год и зачем нужно прыгать на месте по утрам.
 
— Вы регулярно принимаете участие в таких благотворительных мероприятиях, как «Звуки добра»? Как выбираете, с какими фондами сотрудничать?
 
— Достаточно часто. «Сурганова и оркестр» не первый год поддерживает и фонд Хабенского, и питерский благотворительный фонд «Шаг навстречу». В сегодняшней ситуации с пандемией COVID-19 мы с удовольствием приняли приглашение выступить, чтобы поддержать врачей, которым сейчас очень непросто.
— Читала, что вам, медику по образованию, приходилось в юности заниматься прививками манту — причем в Магадане. А будете сами делать прививку от COVID-19?
 
— Честно говоря, я пока в раздумьях. Надеюсь на ресурсы организма: рассчитываю, что иммунитет справится и без вакцины.
 
— Как слушатель — положительно, хотя иногда мне хочется по старинке. Есть своя прелесть в том, что музыка остается на физических носителях, а не в мифическом цифровом облаке. Мне нравится, когда композиция, вне зависимости от скорости и доступа интернета, у тебя под рукой: на флешке, компакт-диске, кассете, пластинке… Приятно же нажать на кнопку и послушать любимый трек, находясь где-нибудь в сторожке на Северном полюсе, где нет никакого вайфая.
 
 
— А для музыкантов такие изменения к лучшему?
 
— Музыкопроизводство, если так можно сказать, стало очень легким. И доступным — фактически каждому! Теперь легко записать трек у себя дома: не требуется дорогостоящего оборудования или специальной студии. При желании качественную «демку» нетрудно сделать хоть в мобильном приложении на телефоне или в планшете. Выложить ее в Сеть и за сутки прославиться, если там действительно что-то бомбическое. В этом плане все очень упростилось, порог доступа снизился. Но вот насколько это повлияло в целом на качество музыкального материала? Не знаю. Лично я этим путем не пошла. Для своей студии я приобрела парочку хороших аналоговых приборов и микрофонов, продумала акустику в помещении, чтобы писать живые инструменты, добиваясь максимальной сочности звука.
 
— У вас в инстаграме есть целая серия видео, где вы за рулем читаете стихи. Как появилась эта рубрика, по какому принципу в нее попадают тексты?
 
— Я часто езжу. И считаю, что время в пробках нужно проводить с пользой — для ума и для души. Так что в машине я слушаю аудиокниги или вспоминаю выученные стихи. Вообще, любые вещи освежать в памяти очень полезно. Методика у меня такая: сначала наговариваю на диктофон, потом уже начитываю на камеру. И мне хорошо, и подписчикам нравится, и пространство вокруг гармонизируется.
 
— В феврале вы говорили, что хотите этот год провести тихо: без больших гастролей, взять академический отпуск. Получилось так, как хотелось?
 
— Я загадывала отпуск, а в итоге остановилась вся планета! Честно — не думала о таком. Вообще, я тут про себя недавно поняла: стоит мне чего-то по-настоящему захотеть, как мои желания мало того что сбываются, а еще и в невероятных масштабах. Так что, наверное, надо быть поаккуратнее… Для меня, правда, в этом году все сложилось идеально. Я достроила студию, мы почти завершили работу над новым альбомом. Он даже двойной: ждите скорого релиза. В итоге 2020-й прошел очень продуктивно. Иногда, наверное, всем полезно делать такие паузы.
 
— Что изменилось у вас за этот непростой год: появились новые привычки?
 
— Продолжаю углубляться в ЗОЖ. Из недавних открытий: слушала на iTunes лекции психотерапевта Екатерины Сокальской. Приняла к сведению ее советы: пить теплую воду с крупицами соли, никакого чая и кофе сразу после приема пищи — нужно выдержать паузу в два часа. И еще такая чудесная привычка теперь у меня есть: утром, встав с кровати, хорошо потягиваюсь, а потом прыгаю на месте минуту-полторы — обязательно с улыбкой и с поднятыми руками. Такое нехитрое упражнение запускает лимфатическую систему, а лично меня еще и веселит. Я-то прыгаю одна, но представляю, что со мной еще целая толпа так же дурачится.
 
— Недавно вышла ваша автобиография «Все сначала!». Трудно ли было погружаться в воспоминания?
 
— Название книги говорит за себя: мне хотелось подвести итог определенного периода жизни. В данном случае — обозначить этапы своего становления. Первые главы посвящены истории нескольких поколений моей семьи — людей, которые меня удочерили (Светлана в 25 лет впервые узнала, что она приемная дочь. — Прим. ред.). Я много пишу об их подвигах во время блокады Ленинграда. Моя мама, например, не выносит шума бормашины и пылесоса, потому что эти звуки напоминают ей свист падающих бомб… Как дочь и внучка блокадниц цену фразы «лишь бы не было войны» я знаю очень хорошо.
Попадая в тяжелые, пограничные ситуации, я возвращаюсь к услышанным от родителей военным историям — это помогает мне справляться с бедами, не опускать руки (несколько лет назад Светлана Сурганова одолела онкологическое заболевание. — Прим. ред.). На таком фоне наши проблемы меркнут.
 
— Почему повествование обрывается началом 90-х, образованием коллектива «Ночные снайперы»?
 
— Потому что мое активное формирование как личности и музыканта закончилось с возникновением коллектива «Ночные снайперы». Дальше началась взрослая жизнь, которая заслуживает отдельной книги. И о ней я обязательно расскажу, позже.
 
— Вы как-то сказали, что зависть — очень деструктивное чувство, но только если она черная. А кому вы по-белому завидуете?
 
— Тем, кто прекрасно рисует, отлично владеет иностранными языками, великолепно печет хлеб, точно делает чертежи — любой талант и профессиональное владение предметом вызывает у меня восхищение. Знаете, отдельное удовольствие наблюдать за человеком, который действительно погружен в свое дело и занимается тем, что ему дано.