2004 10 07 Вечерний Новосибирск: «Если Светлана Сурганова наденет юбку, то родится Мураками»

В киноконцертном комплексе имени Маяковского прошел концерт бывшей вокалистки группы «Ночные снайперы»

Воздушные шарики и розы в целлофане принесли на концерт Светланы Сургановой ее фанаты в кинокомплекс «Маяковского». Экс-«ночная снайперша», разорвавшая в декабре 2002 года творческие отношения с лидером этой группы Дианой Арбениной, привезла в Новосибирск, в рамках гастрольного тура «КругоСветка», свою сольную программу «Неужели не я?».

Концерт Светланы, или, как ее ласково называют поклонники, Сурика, прошел при полном аншлаге. Два часа маленький, хрупкий «гаврош» в длинном черном сюртуке пел, хулиганил на сцене с музыкантами из своего оркестра и юморил с залом. Причем самые свои лиричные песни Светлана исполняла, как она потом сказала, в стиле «ироничного джаза». «К себе нужно относиться с самоиронией. Особенно к своему творчеству», — ответила она изумленной публике, требовавшей от певицы «светлых слез». Людям, сведущим в творчестве Светланы, известно, что по образованию он врач-педиатр, но для нее это не главное, потому что с детства она играет на скрипке и гитаре и пишет песни. Десять лет жила «Ночными снайперами», ради этого улетела из Питера в Магадан за Арбениной, прожила там почти год, зарабатывая на жизнь игрой на скрипке в ночных клубах. Когда почти два года назад Арбенина предложила ей выйти из состава группы, киснуть не стала и начала сольную карьеру. Группа «Сурганова и Оркестр» на сегодняшний день выпустила два диска. Особые приметы Сурика: любит японскую кухню и коньяк. Кстати, во время концерта в «Маяковском» поддерживала свои силы именно этим напитком, в перерывах между песнями вытаскивая из кармана плоскую фляжку.

Светлана Сурганова— Светлана, о вас пишут, что вы любите исключительно крепкие напитки. На ваш взгляд профессионального медика, это здоровью не вредит?

— Курение здоровью вредит. А несколько глотков хорошего коньяка, наоборот, расширяет сосуды и омолаживает организм. Это я вам как медик говорю. На мой взгляд, лучше выпить, чем беспрестанно травить себя никотином. Честно говоря, по характеру я зануда, поэтому лекциями о вреде курения замучила всех своих родных и близких. Но, видимо, у меня нет дара убеждения, потому что никто из моего окружения курить так и не бросил.

— Судя по твоим песням, ты сейчас переживаешь очную ставку с прошлым. Мне показалось, что все лирические композиции так или иначе связаны с Дианой Арбениной. Это мазохизм своего рода?

— Нет, это диалог. Это как разговор с умершим человеком, который был когда-то тебе очень близок и дорог. Родной человек, вот он ушел куда-то, но из твоего сердца никуда не делся, оно же пропитано им насквозь. И ты к нему в любой момент можешь обратиться, и то, что ты его не видишь — это ничего не значит. Ты все равно живешь им. На самом деле, разрыв с Дианкой я давно пережила и на нее не в обиде — человек поступил максимально честно, откровенно сказал: нам с тобой не по дороге. Я ей сейчас даже благодарна, она мне подарила мое «я», теперь я не «ночной снайпер», а Светлана Сурганова. Мне нравится, что она делает, мне нравится новый образ «Ночных снайперов», но вот один вопрос иногда не дает покоя: как она там за двоих?

— Если Арбенина предложит вам вновь вернуться в группу, согласитесь?

— Сделать с «Ночными снайперами» совместный проект, на это да, я соглашусь с удовольствием. А вернуться обратно, думаю, уже не получится. Дважды в одну реку, сами понимаете…

— Когда к вам приходит Муза, за что хватаетесь в первую очередь? За ручку, за скрипку, за гитару?

— За карандаш. Потом за дверную ручку. Закрываю дверь. Люблю сидеть напротив окна. Но и, конечно, самое главное и непреложное — гитара. Без нее не была написана ни одна песня. За меня пишут мои пальцы на грифе гитары. Понимаете, вот какая странная ситуация получается — я не жду Музу: приди, приди ко мне — бесполезно. Я должна сначала «забеременеть» от нее, выносить наши совместные переживания. Но я могу забеременеть только от большой любви. Сейчас у меня бесплодный период. Может быть, я просто устала, а может, мне нужно осмыслить произошедшие со мной перемены. Сейчас решимости хватает только на то, чтобы озвучить уже имеющийся материал — все песни, которые я сейчас исполняю, были написаны десять лет назад. Процесс аранжировки тоже завораживающий процесс. Есть где разгуляться фантазии. Поэтому я могу сесть за свой компьютер и сказать: сегодня мы работаем над этой песней. Сажусь, начинаю делать, и меня «уносит».

— А песня «Мураками», она же не могла быть написана десять лет назад? Тогда об этом авторе никто и не знал.

— Эта песня была написана в очень необычной ситуации. Просто я осталась дома одна и решила: а что будет со мной, если я надену юбку? Надела. Потом подумала: а я ведь никогда не играла на гитаре, будучи одетой в юбку. Интересно, что из этого выйдет? Взяла гитару. Начала бездумно перебирать струны. За окном пролетел самолет, и я — «улетела». Так и родилась «Мураками» — я одна дома, в юбке и с гитарой в руках.

— Какой из недостатков вашего характера считаете самым привлекательным?

— Авантюризм и взбалмошность. Мой любимый девиз: сказано — сделано, налито — выпито.