Прощание с «Чаплиным»

Что мы знаем про клуб «Чаплин» в Снайперской истории?

Долгое время считалось, что это просто один из небольших питерских клубов, предоставлявших свою сцену малоизвестным артистам и музыкантам, собиравшим зал на несколько десятков зрителей. И лишь совсем недавно — а точнее, из биографической книги Светланы Сургановой «Все сначала» — стало известно, что эта площадка была для Снайперов практически «домашней»: здесь находилась их репетиционная база, сюда они приглашали журналистов для немногочисленных в те годы интервью… Ну и выступали Диана и Света в этом клубе довольно регулярно — примерно 2 раза в месяц, с августа 1998 по ноябрь 2000 года. Нам известны даты примерно 20 концертов Ночных Снайперов в «Чаплине»; хотя вероятно, их было все же больше.

Кстати, интересно, что клуб «Чаплин» существует и по сей день! В отличие от большинства питерских и московских площадок, упоминавшихся в рассказах о «старых Снайперах» и успевших давно исчезнуть за эти 20+ лет, «Чаплин» все так же продолжает работать, все так же принадлежит комическому театру «Лицедеи», и если судить по их сайту, даже занавес на их сцене все тот же, что можно иногда увидеть на старых Снайперских фото и видео )))

Но перейдем же от предисловия к сути!

Несмотря на большое количество Снайперских концертов в этом клубе, каких-то концертных аудио-видео-фото-материалов с них сохранилось немного… По крайней мере, известно широкой публике — немного, а так-то, в закромах тогдашних зрителей, может таиться что угодно… И вот, сегодня мы представляем вам одну из таких, не публиковавшихся ранее концертных аудиозаписей: акустический концерт Дианы Арбениной и Светланы Сургановой от 12 октября 2000 года! 

Его диктофонную запись бережно сохранила, оцифровала и передала нашему сайту Юлия Данилина. Огромное спасибо за такой замечательный раритет!!

Продолжительность записи — 1 час 25 минут. Почему именно столько? Поясню для молодежи, не заставшей доцифровую эпоху. Это стандартный объем одной аудиокассеты, главного музыкального носителя информации того времени. 1 сторона — 45 минут, две — 90. Они стоили недешево, качественные кассеты было найти непросто; и тратить более одной на один концерт было не для всех позволительной роскошью. Поэтому те кто записывал концерты «сжимались» как могли: останавливали запись на середине некоторых песен, пропускали технические паузы… Хотя на Снайперских концертах того времени паузы — это часто еще более ценный материал, чем собственно песни))) И к счастью, на представляемой сегодня записи они в значительной части все же сохранены!

Каким-то образом пересказывать происходящее — смысла не имеет, надо просто слушать — множество шуток, экспромтов, живейшее взаимодействие на сцене… Почему мы представляем эту запись именно как «Прощание»? Потому что это один из последних Снайперских концертов в «Чаплине»… Не самый последний: еще два после этого состоялись в ноябре 2000 года. Но этот концерт уже входил в серию тех самых легендарных выступлений Дианы и Светы осенью 2000 года — период, названный «прощанием с акустикой». После этого началась кампания по раскрутке альбома «Рубеж», концерты на целый год стали только электрическими… И как говорят зрители, заставшие то время — вот эту абсолютно раскрепощенную, неформальную атмосферу на концертах возродить уже никогда не удалось…

Что ж, тем ценнее для нас каждый артефакт «древней истории»! Слушаем, восхищаемся, ностальгируем…

***

И несколько дополнительных материалов по этому концерту, чтобы уж все в одном месте было)))

  1. Фотоальбом от Фанни Питерской
  2. Плейлист
  3. Отчет о концерте от той же Фанни Питерской
  4. Ссылки на скачивание в MP3

***

ФОТО


ПЛЕЙЛИСТ

1. Охота на волчат
2. Колыбельная
3. Пароходы
4. Осень ну и что
5. Вечер в Крыму
6. Рубеж
7. Россия 37
8. Африка
9. Когда горит свет
10. Испанская
11. Директорская
12. Тоска
13. Корабли
14. Февральский ветер (отрывок)
15. Апрельская (отрывок)
16. Предчувствие смерти
17. Д.р.
18. Холмы
19. Ночной курьерский
20. Голубой слон
21. В этом городе ф.
22. Блюзы гор
23. Сохрани мою тень
24. Я раскрашивал небо
25. Русский пассажир
26. 31 весна
27. Кошка московская
28. Бабушки
29. Уп тау дау ду


ОТЧЕТ

С У Е Т А В О К Р У Г С Т У Л А или ПОСВЯЩАЕТСЯ ВАН ГОГУ
Феликс Рыбкин
акустика
12 октября, «Чаплин-клуб», Чайковского-51

ДИАНА /после «Испанской»\: — Я вот задумываюсь — а зачем авторы вообще такое пишут?..
СВЕТА: — Да. Вот мы, например…
ДИАНА: — Мы же, по-моему, просто народ отваживаем… такими песнями… /после паузы\ Вдвойне прикольно, песня-то хорошая…
СВЕТА: — Ну сколько же можно пропитываться всякими Кейвами и прочей тяжестью? Вот на родное и потянуло, на Катю Огонек… Мы тут вообще хотим выпустить один альбом… Идею нам подсказала наш директор, Светлана Лосева… Рабочее название «не со мной»…
ДИАНА: — Рабочее название — «Тоска»…
СВЕТА: — Да. Не со мной. В смысле — не с тобой, или вообще ни с кем. У нас много таких песен, надо их как-то… Концептуальный такой альбом будет, Диана Магаданская и Светлана Питерская…
ДИАНА: — Идею подсказал один бандит.
СВЕТА: — Слушай, ты что говоришь? Я же только что сказала, что идею подсказала Светлана Лосева…
ДИАНА: — Одно другому не мешает… Мы тогда играли в клубе «Классик» на Васильевском… Пять раз уже спели «Тоску», он за это время как раз успел разборки какие-то устроить, ухо кому-то отрезать… Супер!
СВЕТА: — Кому что больше нравится.
ДИАНА: — После этого налил нам шампанского и сказал: «Девочки! Еще раз Тоску!»… Класс!
СВЕТА: — Так что теперь мы решили «Тоску» посвятить Ван Гогу.

На сцене стоял стул.
Он был один…
После антракта стул стал другим. Покраснел и слегка пообтрепался. Но — по-прежнему оставался в гордом одиночестве.
И потому, наверное, за обладание им постоянно разгоралась борьба, в ходе которой применялись активно незаметные подкрадывания бочком с последующим быстрым захватом спорной территории, а также хитрые предварительные маневры с водружением на оную вороха общих записочек с их небрежным потом сталкиванием опускающимся на вожделенную поверхность бедром.
Может быть, именно из-за спорной принадлежности весьма одинокого стула снайперский дуэт проявил опасную тенденцию распадаться на два соло, когда при исполнении Светочкой своих песен Диана Сергеевна вообще покидала сцену, несмотря на убедительные просьбы самой Светочки потрясти народ хотя бы шейкером, и потому идущее на дно «не покинет» звучало на редкость искренне и актуально…
Борьба между музыкой и медициной, похоже, так и продолжает преследовать Светочку. Если перед экзаменами по анатомии в своей академии она забиралась на верхний этаж и играла там на скрипке, то теперь, уже на концертах, ей постоянно приходится иметь дело с тем, что знающие люди называют «соплями». Причем — соплями чужими, к которым она, как медик, относится резко отрицательно. Крик души в Чаплине -«Ребята! Это же ваши сопли! Сделайте же с ними хоть что-нибудь!!!» был, скорее, печальным правилом, чем забавным исключением.
Очень порадовала нас Диана Сергеевна, продемонстрировав в песне про наступившую осень очаровательные голосовые всплески, которыми поначалу были так знамениты «Бабушки», но которых там она, увы, давно уже не устраивает. Была также раскрыта история создания этой песни, за каковое следует благодарить долготерпение Ольги Комаровой, которая однажды не стала возмущаться тем обстоятельством, что ее, пришедшую в гости, не только не поют чаем, но и вообще игнорируют, потому что Светочка пишет музыку, а Диана Сергеевна — текст. А начни она тогда скандалить и на вполне законном основании требовать обязательного внимания хозяев — и не было бы такой симпатичной песни. Спасибо тебе, Оля!
Диана Сергеевна, признавшись в любви к майским грозам, столь же откровенно призналась и в нелюбви к смертельным номерам, и потому петь по заказу «Сохрани мою тень» Светочке пришлось в одиночестве. При исполнении «Директорской» Дианой Сергеевной было опробовано телепатическое исполнение второго куплета, которое не вполне удалось из-за недостаточной квалификации Светочки как синхронного переводчика с телепатического на общедоступный. На просьбу Светочки не глотать так любимые ею слова в «Тоске», Диана Сергеевна начала радостно тянуть с душераздирающими подвываниями, мотивируя это тем, что она стр-р-радает и при этом имела неосторожность сравнить оказываемую ей скрипичную поддержку с воплями кошки, которую, значит, за это самое… На что и получила резонное и не менее ехидное — «как поешь, так и играю!».


ССЫЛКИ

Запись в МП3 — скачать с яндекс.диска

Запись в МП3 — скачать с гугл.диска