2004 10 StarHope.ru: «Нежный деспот»
корреспондент — Надежда ПАНЧЕНКО
Бывшая «снайперша» Светлана Сурганова зовет себя самодурой и спасается коньяком
Если песня плохая, ее не признает «Песней года» «FUZZ» — самый авторитетный музыкальный журнал России. Если исполнитель не трогает сердца людей, ему не понесут охапками цветы и коробками – мягкие игрушки. А то, что поклонники не выносили двери зала на презентации альбома «Возлюбленная Шопена» и не вопили нестройными голосами «Света! Мы тебя любим!» – так это не вина Сургановой, а заслуга. Потому что по-настоящему хорошее искусство не может быть массовым – слишком долгих раздумий оно требует.
Прошло уже больше, чем полтора года с тех пор, как Свету Сурганову «ушли» из «Ночных снайперов». Казалось, что после этого нежная скрипка Света никогда не выйдет на сцену. Со скрипкой – не вышла. Вышла с целым оркестром. После разрыва с Дианой Арбениной Света записала весьма удачный альбом «Неужели не я». А весной этого года Сурганова объединилась с очень сильным питерским бэндом «Север Комбо», играющим живую, драйвовую музыку разных стилей и направлений. Музыканты выпустили альбом «Живой» и поехали с ним по стране.
Такой интеллигентный, глубокий, умный рок, рок без пафоса и крика, искрений и ироничный, в нашей стране не играли со времен «Зоопарка» и раннего Гребенщикова. Сюда же – абсолютный позитив общего настроения, вечные темы, эклетика музыки (джаз, трип-хопа, латино, рок) и изысканность поэзии. Слушатели (в основном – девушки и дамы лет до 40) купались в волнах любви и тепла, исходящих со сцены.
После концерта она не выглядела усталой. Только где-то глубоко в уголках глаз затаилась тоска.
— Света, вы такой жизнерадостный человек. Поделитесь секретом оптимизма.
— Нужно точно следить за вектором мысли. Не столько важно, о чем ты думаешь и как ты думаешь, важно – в каком направлении. У меня вектор — позитивный. Наверное, в этом и секрет.
— В вашей жизни было несколько крупных падений. И каждый раз вы поднимались еще выше, чем были. Что помогает вам в такие моменты?
— Я себе говорю: «я такая вся единственная и неповторимая на всем белом свете, и никто мне не указ. А все, что произошло – временная ситуация. Все в моих руках, и я в любой момент могу сделать так, как захочу». И делаю.
— Сначала были «Снайперы», потом «Сурганова и оркестр». Потом, может быть, будет еще какой-то музыкальный проект. А может, не будет никакого вовсе…
— Вряд ли: теперь вся моя жизнь связана только с музыкой. Хотя я человек авантюрный и малопредсказуемый: свернет в башке, куда-нибудь ломанусь совсем в другую сторону… Но у меня есть чувство ответственности за людей, которые со мной связаны. Кардинальных решений не буду принимать, пока есть люди, которые от меня зависят.
— Похоже, что вы — альтруистка, очень добрый человек. Бывают ли моменты, когда вы говорите «это будет только так и не обсуждается»?
— Я очень часто так делаю. Я вообще самодура, — улыбается Сурганова. — Пример самодурства? Нет, это надо со мной пожить. Но, к сожалению, я не могу вам сделать такое предложение…(косится на дверь, за которой марширует ее строгая подруга). — Я деспот, но тихий деспот. На разрушительные действия способна крайне редко. Довести может только человек, который близок. Лампами настольными кидались друг в друга, чего только не было.
— Вы сейчас общаетесь с Дианой Арбениной?
— На космическом уровне общаемся. Новую музыку «Ночных Снайперов», разумеется, слушаю, во многом за них рада, дай Бог им здоровья и процветания.
— Говорят, что этим летом вам делали операцию на связках. И вообще горло певца – святое. Сейчас тур, осень сквозняки, как голос бережете?
— Да никак. Не получается беречь. Например, врачи советуют во время менструации не петь, не кричать, не напрягать голос, но когда мы отправляемся в тур, невозможно учитывать физиологические особенности организма.
— Зато не курите.
— Это не из-за голоса, а потому что дым противен. Лучше я выпью 50 г коньяку или виски. Правда, сложно бывает остановиться на этих пятидесяти, но ничего, печень надо тренировать, — снова лукаво щурится Света.
— Есть у вас, на ваш же взгляд, вредные привычки?
— Разбросанность. Целенаправленности не хватает. А еще… Не знаю. Это что ж получается, что я идеальный человек?! Хотя это правильно – не нужно думать о своих недостатках. Нужно думать о своих достоинствах и преумножать их.
— Чем займетесь, когда тур закончится?
— Планов масса: нужно записать два альбома подряд, «Возлюбленная Шопена» и «Прогулка бездельника». Тем самым я попрощаюсь с накопленным за 15 лет материалом, надеюсь, что затем появится другая музыка. Параллельно свой альбом запишет «Север Комбо». Еще хотим записать альбом Юры Абрамова, очень талантливого человека, питерского строителя, у которого музыка — хобби.
— Можете назвать ваш основной жизненный принцип?
— Ницше сказал: «все, что нас не убьет, сделает нас сильнее». Эта фраза мне придает сил в нелегкие моменты.
— Что в вашей жизни является точкой отсчета?
Света долго думает. Потом удивленно произносит: — Вы знаете… Нет ведь у меня точки отсчета: только здесь и сейчас.
— У вас сейчас жизнь бьет ключом, и вроде бы все есть.
— Мне не хватает одиночества.