2022 08 30 Новая газета : «Прогнись и пой»

автор — Ян Шенкман

Истории перерождений: Вячеслав Бутусов, Илья Черт, «Ундервуд», Светлана Сурганова, президент РФ и другие

«Безнравственно не менять своих убеждений» — эти слова принадлежат Достоевскому. Так великий писатель пытался оправдать свой путь от кружка петрашевцев, за участие в котором его чуть не расстреляли, а потом гноили на каторге, к мракобесию «Дневника писателя». Но в отличие от многих современных героев, у него эти убеждения все же были.
Никто из тех, о ком пойдет речь ниже, не Достоевский. Нельзя сказать, что они были истовыми сторонниками свободы и прогресса, а потом стали вдруг мракобесами. Их не расстреливали, не сажали, они не написали великих книг. Это рок-музыканты. Люди, которые сочиняют песни и играют концерты. Самое страшное, что им грозит, — снижение гонораров. Таких, как они, сейчас презрительно называют переобувшимися, прогнувшимися под власть. По-моему, несправедливо, ведь они никого не предали (потому что никому и не были преданы). Просто сначала говорили одно (и получали за это деньги), потом стали говорить прямо противоположное (и вновь получили за это деньги). Обычное дело, но сохраним для истории.

(…)

Светлана Сурганова, группы «Ночные Снайперы» и «Сурганова и Оркестр». В декабре 2014 года, вернувшись из очередной командировки в Донбасс, я запустил в российской «Новой газете» проект «Поздравления оттуда сюда». Русско-украинский. Антивоенный. Русские и украинские музыканты поздравляли друг друга с Новым годом, желали добра и мира. В проекте приняли участие Шевчук, Максим Кучеренко («Ундервуд», впоследствии спевший у Сукачева в антиэмигрантском клипе «Я остаюсь»), Джамала, Олег Скрипка… Всего около тридцати исполнителей с обеих сторон. Одной из первых вписалась Сурганова, причем безо всякого давления с моей стороны. Вот что она сказала:

«С большим удовольствием хотим поздравить всех украинских коллег, музыкантов, с наступающим 2015 годом. Мы надеемся, что он будет мирным, годом творчества и сотворчества. Я очень надеюсь, что коллективы нашей страны и музыкальные коллективы вашей страны будут приезжать друг к другу в гости, давать потрясающие, энергоемкие, очень красивые концерты. Война, политика не могут препятствовать искусству. Любовь и искусство за пределами этих двух понятий. Давайте творить добро, творить красоту. Учиться друг у друга. Объединять наши сильные и самые красивые стороны».

2015. Сурганова записывает альбом «#Мирумир». Цитирую заглавную песню:

*Ты развлечешься, прыгнешь с тарзанки,
В соседней стране прокатишься в танке,
Но кончится трюк, объявят любезно:
Исчерпан лимит, падение в бездну*

2022, апрель. РИА «Новости» распространяет открытое письмо Сургановой, посвященное русофобии:

«Внешняя абьюзивная тактика навязывает всем русскоговорящим чувство стыда из-за ощущения причастности к развернувшейся трагедии… Россия — это уникальная нейросеть, которая не может прогибаться под чужие законы развития. Эта данность раздражает мировое сообщество… Мы семена новой эпохи…»

2022, июль. Выходит антиэмигрантский клип Сукачева «Я остаюсь». Сурганова на подпевках.

2022, август. Александр Маршал, «Земляне» и Светлана Сурганова выступили на Поклонной горе с концертом, посвященном Дню государственного флага РФ.

Вот и пойди пойми, где она настоящая. Но точно известно, что Сурганову никто не расстреливал и на каторгу не ссылал.

(…)

С 2016 года в РФ действует так называемый закон о забвении. Он позволяет человеку удалять из интернета неприятные факты о своем прошлом. При патриотах — о том, что был демократом. При демократах — о том, что был патриотом. Ведь каждый кем-то был раньше, при новой власти это не должно играть роли.

Перерождения сопровождали постсоветского человека на всем протяжении его жизни. Сначала у него открылись глаза на преступления коммунистического режима. И бывшие коммунисты пошли замаливать грехи в церковь. Пройдет совсем немного времени, и они станут капиталистами, собственниками бывших госпредприятий. В нулевых те же люди, теперь уже бывшие демократы, заговорили о либеральной империи и вертикали власти. 90-е из благословенного времени свободы и обогащения стали вдруг дикими и проклятыми. Даже при путинском режиме им приходилось перерождаться много раз, он тоже был неоднородным, менялся. Это происходило так часто, что собственные убеждения, если и были, то стерлись. Теперь — куда ветер дует. И хотя 24 февраля произошла перемена, радикальнее которой, в постсоветской истории, пожалуй, еще не было, мы понимаем, что это перерождение не последнее.

Есть классический довлатовский мем на эту тему: «Это было до моего прозрения!» На диссидентской конференции в Америке выступает некто Гуляев, бывший прокурор, ныне ярый противник советской власти.

«Но тут явился гость из прошлого. Мы услышали шум в задних рядах. Оттуда доносились сдавленные выкрики:
— Я этого мента бушлатом загоняю!.. Он у меня кирзу будет хавать!..
Эти слова выкрикивал знаменитый правозащитник Караваев… Изловчившись, он пнул Гуляева ногой в мошонку с криком:
— Вспомнил ты меня, краснопогонник?!..
Караваев не унимался:
— Помнишь суд на Калугина, девять? Помнишь, как ты намотал мне червонец?
Гуляев неуверенно отвечал:
— Вы правы. Это было. Я согласен. Но это было задолго до моего прозрения».

Закон о забвении не работает. Если ты прокурор, на лбу у тебя всегда будет клеймо прокурора. И никакие прозрения не помогут.