2003 03 журнал FUZZ: рецензия на альбом «Цунами»

Борис Голодец
«Концерт Сарасате»

Грубая женская романтика их музыки неумолимо притягивает. Маленькие девочки и примкнувшие к ним впечатлительные мальчики сходят с ума. Я помню, как союз НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ и NETSLOV родил очаровательный плод — композицию «Прощальная». Я прослушал её девять раз.
Диана Арбенина становится третьей в ряд авторов женской любовной лирики вслед за Настей Полевой и Земфирой. Арбенина наверняка из фамильного рода, описанного Лермонтовым в «Маскараде», — гордого, нервного, тонкого, недоверчивого, страстного, отчаянного. Она рифмует «близки» и «виски» со свободной постановкой ударения. «Я тебе подарю ломкий стебель травы, тонкий запах смолы и немного хлеба» — звучит почти волшебно, создает настроение («На Границе»). С другой стороны, иногда возникают довольно плоские банальные метафоры: «Каскадерам любви не положен дублер».
Музыкально альбом немного простоват, но интересен и жив. Очень хорошо записан.
Приглашенные музыканты не указаны, что печально. Из группы хочется отметить Дмитрия Горелова, чьи ударные отдаются в висках пульсирующим нервом, как, наверное, сказала бы Арбенина. Скрипка Светланы Сургановой выше слов. И здесь подробнее.
Только с выходом в 2001 году альбома «Рубеж» НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ стали популярной электрической группой. Диана Арбенина постепенно начала перевешивать на творческо-амбициозных весах дуэта. В начале декабря состоялась презентация альбома, и не прошло и месяца, как (в канун католического Рождества) информационные агентства сообщили о распаде творческого тандема. Светлана Сурганова ушла из группы.
Три года назад мои знакомые музыканты после посещения концерта НС в одном из питерских клубов выгнали свою скрипачку. Услышав скрипку Сургановой, они поняли, как на самом деле должен звучать этот инструмент, и далее терпеть жалкие потуги милой, в общем, девушки не смогли.
И вот теперь этой самой скрипки, этого самого ориентира для многих музыкантов — не будет. Что останется? Все песни альбома «Цунами» написаны Арбениной и, надо признать, они хороши. «Венец творенья, дивная Диана» самодостаточна.
При прослушивании диска возникает ряд устойчивых ассоциаций и взглядов на истоки альбома. Это Вертинский, Высоцкий, цыганская музыка, городские дворовые песни… В альбоме чудесные, не фиксируемые переливы мажора-минора. Явный хит, на который снят клип, — «Ты Дарила Мне Розы». Это одна из любимых композиций Арбениной, шансон а ля Вертинский: «Ты любила холодный обжигающий виски и легонько касалась горячей руки». Еще есть «Время Года Зима» с постоянными модуляциями, накаляющими, как известно, атмосферу, и «Столица» с интересным интонированием. «Охота На Волчат» преподносит уже явную аллюзию на Владимира Семеновича, — правда, только в названии, а не в музыке. Заглавная песня неожиданно оказывается довольно средней. «Питерская» — типичная «цыганочка». «Отутюжены с похмелья лица», «в этом небе замерзают слезы» — вот он какой, город родной!
«Зву-чи!» — отличный финальный аккорд. Тихий, нежный, уходящий в даль как Чаплинская дорога. Звонкое «чи» Арбениной перекликается с щелчком малого барабана Горелова. Редкие тягучие грустные ноты Иволги — как пение маленькой птицы отважного отряда воробьиных в далекой Африке. Чириканье в свежем морозном воздухе черным карандашом на белом листе ватмана.
Странная для начала XXI века, типично питерская музыка. После альбома остается ощущение пережитой операции без наркоза.
Александр Вертинский писал:
«Ваш любовник скрипач. Он седой и горбатый.
Он Вас дико ревнует, не любит и бьет…
Но, когда он играет концерт Сарасате,
Ваше сердце, как птица, — летит и поет».

Лучшие песни: “На Границе”, “Ты Дарила Мне Розы”, “Время Года Зима”, “Питерская”, “Зву-чи!”.