2003 06 COOL: интервью «Летать можно не только во сне»

У Дианы Арбениной из «Ночных снайперов» очень необычное хобби. Подобно птицам, она покоряет небеса…

COOL: Есть много видов экстремального отдыха: пейнтбол, подводное плавание, скалолазание. Скажи, а почему тебя потянуло в небо?

Диана: Кто-то любит нырять, кто-то — играть в пейнтбол. Почему я выбрала небо? Мы часто говорим: ‘Жаль, что люди не летают, как птицы!* Мы часто завидуем птицам, вот именно поэтому я и хочу летать…

COOL: Расскажи, как это было в первый раз.

Диана: Это было на аэродроме «Мячково» два года назад. На американском спортивном самолете ‘Сессна*. Я, конечно, летала в качестве пассажира. Ощущения — просто нереальные. А пару месяцев назад я впервые сама пилотировала Як-18Т. Это винтовой спортивный самолет.

COOL: Вот моряки говорят: «Женщина на корабле означает тридцать три несчастья». Как тебя летчики-инструкторы воспринимают?

Диана: У нас в клубе много девчонок, которые любому парню фору дадут. И потом небо — не море! Я боюсь нырять. Потому что я очень боюсь, что разорвет барабанную перепонку и я оглохну. А музыкант глухой абсолютно никому не нужен. А в воздухе я могу познать необыкновенные ощущения. Что касается инструкторов, то они ко мне все классно отнеслись Я им очень благодарна! Вот, посмотрите на Мишу. разве он может обидеть слабую женщину?

COOL: Добрый Миша, расскажи нам, пожалуйста, об успехах Дианы.

Миша: На самом деле почти каждого человека, который не боится высоты, можно научить летать. Но если у него к этому есть еще и тяга от природы, как у Дианы, то учиться он будет легко. тем более, что летать на самолете — это так здорово!

COOL: Диана, ты совсем не боишься, когда под тобой проносятся облака?

Диана: Страх всегда присутствует, но когда человек поднимается в воздух, то перестает бояться, потому что каждый человек во снах летает. Я понимаю прекрасно, что с небом нельзя шутить. Его нужно уважать, но бояться не нужно. Тогда оно тебя не сдаст, мне кажется так. Потому что я помню, после полета на ЯК-18Т я даже песню написала, в Уфе ее спели. Получилась очень небесная песня…

COOL: Ты, наверное, и с парашютом прыгала? Расскажи о своих ощущениях.

Диана: Когда я приземлилась, то не могла разговаривать часа два, потому что не о чем было говорить. Там, наверху, уже все было сказано. После первого прыжка возникает желание прыгать еще много раз. Но это опасно!

КАК УСТРОЕН САМОЛЕТ

COOL: Диана, теперь просвети нас: расскажи, как устроен самолет. Только попроще.

Диана: Значит, смотри: сначала педали. одна используется как носовая стойка — это чтобы торможение происходило. На кончики педалей нажимаешь — закрывается носовая стойка. Это происходит на рулении, когда непосредственно рулишь по полосе на разгоне. В полете используется руль-направление.
Руль высоты у нас сзади. Это триммер-колесико, называется аэродинамический триммер, снимает нагрузку со штурвала при полете, чтобы человек не уставал. Когда напряжение, просто крутишь его — и снимается нагрузка. На больших самолетах они везде есть. Но в таких самолетах нагрузки небольшие. Потом идет приборная доска. Спидометр. Скорость определяется не в километрах, а в американских узлах. А это баки: показывают температуру масла, давление масла. Это транспондер — автоответчик: я свой-чужой, работает в автоматическом режиме. Ну и другое разное оборудование, название- которого вы с первого раза и не запомните.

COOL: Ух ты! И как ты все это выучила?!

Диана (улыбается): На самом деле все не так сложно, как кажется с первого взгляда! А теперь — от винта!