НОМИНАЦИЯ (рецензия на фильм)
Мини-сериал «Номинация» я посмотрела в феврале 2022 года. И рецензию собиралась написать тогда же, но… в связи с начавшейся войной и прочими отвратительными политическими событиями произошел такой внутренний упадок, что даже работу работать приходилось, превозмогая себя, не говоря уже о том, чтобы писать какие-то любительские тексты. Так что попробую написать что-то хотя бы сейчас. Без претензий на полноценную рецензию в формате связного текста с выводами – просто некоторые обрывочные зрительские заметки по принципу «точка слева» — о том, что осталось в памяти два года спустя.
- Для начала отмечу, что сериал оказался… не то чтобы хорош – но лучше, чем я ожидала. Поскольку я российское кино вообще не смотрю и заранее планировала обнаружить полный провал (смотреть начала исключительно по причине песни Дианы Арбениной в саундтреке), то самые худшие ожидания не оправдались. Оценила бы как вещь средненькую, но не катастрофическую, в которой есть как совсем плохие, так и вполне достойные моменты.
- Кратко перескажем сюжет (осторожно, спойлеры!) В центре внимания – семья умершего несколько лет назад крупного кинодеятеля Истомина: вдова (пожилая властная женщина, бывшая актриса) и две взрослые дочери, также актрисы (Анна и Надя Михалковы играют, можно сказать, самих себя). Вдова очень неуспешно рулит фондом наследия своего великого супруга и, чтобы избежать обвинений в коррупции, ей нужно срочно снять мощный фильм с минимальным бюджетом. За дело берется младшая дочь – персонаж Нади Михалковой, для которой это станет режиссерским дебютом. Она тоже в кризисе, но по другому поводу: из-за своих резких высказываний в прессе и на светских мероприятиях, она рассорилась со всем киносообществом России, и с ней никто не хочет работать. Она начинает снимать фильм по очень вовремя обнаруженному секретному сценарию ее умершего отца, а на одну из главных ролей берет старшую сестру – персонаж Анны Михалковой. Которая вроде бы успешна, но своей популярности в безвкусной патриотической байде не рада, поэтому легко соглашается на нечто «с претензиями». (таким образом, проекту уже удается сэкономить 1) на режиссере, 2) на сценаристе, 3) на главной актрисе – и как выяснится далее, не только на них). И до конца сериала сюжет состоит в процессе съемки этого кино: темного фэнтези в древнерусском антураже, где в некой деревенской общине принято жертвовать каким-то неясным высшим силам жизни молодых ради долголетия (и даже бессмертия) старших.
- Я, конечно, не специалист по кино, но как мне кажется, этот сериал построен на двух вполне голливудских… можно сказать, штампах, но скажем мягче – приемах. (тут еще хочу уточнить, что для меня лично факт подражания голливудским стандартам – это не отрицательная, а как раз-таки самая положительная характеристика) Первый – это довольно распространенный сюжет «кино про кино», как правило, наполненный сатирическими и ироническими деталями, узнаваемыми персонажами и прочими фишечками «для своих». И да, здесь все это есть. Второй – это еще более распространенный сценарный ход… который, наверное, имеет какое-то свое отдельное наименование – ну просто должно это как-то называться, настолько часто снимаются построенные на нем фильмы. А именно: «лузер создает команду лузеров, у которой сначала ничего не получается, а потом бац! – и они чемпионы». Чаще всего это бывают спортивные фильмы – то есть, про команду по футболу, баскетболу, чирлидингу… но бывает и шире – музыкальная группа, танцевальный ансамбль, самодеятельный театр, ну вот и киносъемочный коллектив тоже. Уверена, каждый видел хотя бы парочку из сотен этих фильмов, и знает все шаблонные ступеньки развития такого сюжета. Практически все это можно наблюдать и в «Номинации».
- Сложно сказать, какой из Нади Михалковой режиссер… вполне возможно, что очень даже перспективный и неплохой. Но вот актриса она – ни-ка-ку-ща-я. Особенно по контрасту с очень живой и убедительной Анной. А Надя… единственное достоинство – что она действительно очень симпатичная (особенно когда в пиджаке))). Но при этом она, ее главная героиня – работает, бухает, смеется, плачет, ссорится с матерью, вдохновляет команду – с одним и тем же выражением лица, одним и тем же монотонным голосом. Никаких эмоций, никакого погружения в персонажа. Учитывая, что играет она в значительной степени «саму себя» — это вызывает еще большее недоумение.
- Самый большой минус фильма на мой субъективный взгляд – это то, каким образом тут проходятся по «повесточке». Знаете, в чем, по сюжету, самые большие проблемы русского кино, что препятствует продвижению настоящих молодых талантов? В невероятном засильи гей-тематики и чернокожих актеров! Вот так сидишь и думаешь: «Блин, Надя, серьезно? Именно это главное, что мешает тебе в творческой жизни? Это главный повод для стеба? То, что в республиках Кавказа пытают и убивают геев – это так смешно?» Ну, про то как стенает русское кино под гнетом африканцев – как-то и сказать нечего… (вы хоть одну российскую чернокожую актрису кроме Ханги видели?) И нет, на самом-то деле понятно, что это какбэ не о том, а просто режиссер таким способом неуклюже «подмигивает» российской аудитории по поводу раздражающих ее западных тенденций: «Ну мы-то с вами нормальные люди? Ну мы-то с вами понимаем, что голубым и черным не место рядом с нами-то белыми?» Нет, Надя, мы-то не с вами. Точнее, это я не с вами, хотя большинство, наверное, поддержит, ага…
- Что ж, скажем и о плюсах. Есть в этом сериале несколько эпизодов, которые вот прямо тронули. Впечатлили и запомнились. Для меня это были: во-первых, сцена голосования в доме ветеранов. Да, это тоже было довольно шаблонно, и просто очень в духе вот тех самых фильмов про «команду лузеров-чемпионов», но сцена получилась классно. Прямо вау в плане эмоций.
И во-вторых, эпизод на съемках этого деревенского фэнтези, где героиня Анны Михалковой помогает вжиться в роль неопытной актрисе (точнее даже не актрисе, а просто любовнице спонсора, которой тот потребовал дать роль). И мы видим, как благодаря ее поддержке эта, по сценарию, совершенно безмозглая цыпа, вдруг раскрывается и начинает выдавать именно те эмоции, которые нужны по режиссерскому замыслу… Вот это был реально лучший момент фильма. Просто бест. И оттого еще более жалко, как бездарно в итоге «слили» эту сюжетную линию. Потому что я представляю, как в любом фильме про «команду лузеров» этот момент стал бы ключевым, и как вопреки желанию бросившего ее спонсора, режиссер оставил бы ее в фильме, и она бы стала прекрасной актрисой… но увы. В данном случае концепция была иной.
Еще запомнился – где-то из начала фильма – очень комичный диалог Анны с модным режиссером, отказывающим ей в роли. Без преувеличения, ржала в голос)))
-
- И о финале еще хочется сказать… точнее, о двух финалах, поскольку их тут на самом деле как бы по структуре два. И оба – ну настолько обломные, что просто вообще((( (Итак, снова спойлеры) Финал первый: персонаж Нади тупо сливает обе по-настоящему увлекательные сюжетные линии – с актрисой из дома ветеранов и с любовницей спонсора – и берет на роль Матери – свою мать, а на роль Младшей Дочери (сюрпрайз-сюрпрайз) – себя любимую! В результате мать и двух дочерей играют мать и две дочери (которых – дочерей – в свою очередь играют две сестры). Па-даам!! Торжество семейных ценностей. Вот оно все ради чего… а мы-то думали.
- Но это все ладно. Потому что есть еще и второй финал… апофигей бессмысленности. Итак, на протяжении всего фильма где-то вокруг главных героинь крутился подросток с видеокамерой: сын персонажа Анны Михалковой, которого играет – ну кто бы мог подумать! – сын Анны Михалковой. Паренек с особенностями: он немой. За 5 минут до окончания последней серии, он приходит во ВГИК, чтобы поступить на факультет кинорежиссуры. А когда приемная комиссия пытается ему отказать из-за его инвалидности, он торжественно ставит перед ними свой ноутбук и запускает видеофайл… из которого, похоже, зритель должен был понять, что все увиденное нами – это и есть тот «фильм о фильме», который снял о своей семье этот юноша. Реакцию приемной комиссии нам не показывают. Очевидно, узнав, среди каких людей по-свойски по-семейному вращается абитуриент, они должны будут принять его на курс без экзаменов. Тем более, что и портрет его великого деда на стене аудитории висит…
А где, собственно, номинация как таковая, в честь которой назван сериал? Куда фильм номинирован вместо Каннского фестиваля? На уровень вступительного экзамена будущего студента – не мелко ли?
В общем… финал расстроил. Оба.
-
- Да, ну и напоследок. Вишенка на торте. То ради чего я и решила потратить 4 часа жизни на этот фильм, а именно – песня Дианы Арбениной «Редкая птица» в саундтреке. Звучит она здесь как на начальных, так и на финальных титрах каждой серии, а также в финале – как сопровождение того видеоролика, который демонстрирует «студент» приемной комиссии. Песня представлена в аранжировке 2021 года, из альбома «1993 vol.1», и надо сказать, что это едва ли не единственный удачный трек данного альбома, тогда как все остальные оказались подогнаны под стилистику «Русского радио». И для фильма эту песню тоже можно назвать настоящей удачей. С такими тревожащими, беспокойными нотками, она явно призвана была подчеркнуть в образе главной героини те черты, которые были задуманы, но не удались в воплощении Нади Михалковой. Нечто трогательное, мятежное, подростковое, и главное – очень эмоциональное. То чего в нет ней именно как в актрисе, к сожалению. И задает песня тот напряженный, тревожный настрой, которого можно бы было ожидать от этого фильма, потому что в целом – задумка-то интересная. Но вот как-то… недокрутили. «Режиссер молодой, неопытный», как и было сказано.
Но посмотреть кино, на самом деле, стоит. Хотя бы ради песни )))
автор статьи — Фанни Каплан