Вести с рубежа тысячелетий!

1999 год был для Ночных Снайперов очень непростым в профессиональном плане. Это было время, когда Диана и Светлана, под руководством свежеобретенного продюсера Светланы Лосевой, пытались сформулировать свое электрическое звучание, необходимое для продвижения на большую сцену.

Если сказать в двух словах — то что мы знаем про этот период? «Ритм-секция Наутилуса»: именно эта ассоциация возникает у любого, кто читал краткие официальные биографические очерки группы. Игорь Копылов и Альберт Потапкин. Причем Потапкин довольно быстро исчезает из виду, а ему на смену приходят Сергей Сандовский и Иван Иволга: в таком составе «Ночные Снайперы» позже и обретут всероссийскую известность с выходом альбома «Рубеж».

Но давайте пока останемся в 1999-м и рассмотрим Снайперский состав чуть более подробно. Ведь в группе, хотя и ненадолго, но появлялся еще один участник, о котором мы хотим рассказать сегодня.

Итак, знакомьтесь: Сергей Шевченков.
Профессиональный музыкант, выпускник эстрадного отделения музыкального училища им. Мусоргского, начавший работать профессионально в 19 лет в танцевальном оркестре Ленконцерта по пять раз в неделю. Сотрудничал с самыми различными коллективами и исполнителями рок-, джаз- и фанк-направлений, самыми известными из которых, наверное, можно назвать Павла Кашина, Эдуарда Хиля, группу «Опасные соседи»; участвовал в необычном кубинско-украинском музыкальном проекте в Донецке, работал в джаз-оркестре Петренко… Также много работал за рубежом — в Европе и Америке.

Нельзя сказать, что это имя совершенно незнакомо Снайперской аудитории: в составе группы его упоминает в своей «Рок-энциклопедии» Андрей Бурлака; о нем говорит в одном из своих интервью и Иван Иволга.

Знакомство Сергея со Снайперами произошло во второй половине 1999 года на одной из студий звукозаписи Петербурга — приблизительно в августе. Он в составе группы Павла Кашина записывал альбом «Эйфория». На этой же студии оказались Диана и Светлана: им нужно было сделать демо-запись электрических версий нескольких своих песен, которые бы после можно было отправить на радиостанции и лейблы звукозаписи.

Мы писали пластинку «Эйфория» с Алексеем Барашкиным (инженер звукозаписи) на одной из студий на проспекте Просвещения. Причем эта единственная пластинка Павла Кашина, где я принимал участие в роли, как теперь говорят, саундпродьюсера. Туда они и приходили, Снайперши. Кашин хотел с ними себе бэки прописать, но, вроде, не получилось.
Потом пришли на концерт к ним. Это была акустика в каком-то клубе, выступление девушек в дуэте. Нам очень понравилось. Это было что-то перспективное и совершенно свежее!

Павел Кашин предложил Сергею, как специалисту по студийной работе, помочь девчонкам с работой над их материалом — и они записали вместе одну из Снайперских песен.

Потом была запись со мной на студии «Нева». Она никуда не пошла, скорее всего. Хотя бас-барабаны по игре — то, что примерно хотелось мне. Только времени на запись не было и мы, вроде, бас с барабанами с одного дубля записали… может два.

Это была запись песни «Питерская», или как она называлась в то время — «Небо».

Она действительно не была в итоге издана официально: для альбома «Цунами» в 2002 году песня была переаранжирована совершенно по-новому, а в известном «митьковском» клипе «Питерская» звучит в акустической версии. Записанное же «экспериментальное демо» в течение какого-то времени было выложено «для ознакомления» на официальном сайте «Ночных Снайперов», а позже разошлось по фанатской общественности в составе сингла “Алмазный Британец” (хотя формально этот трек к нему и не относился).

А в сентябре 1999 года Диана и Светлана столкнулись с необходимостью найти для группы новую ритм-секцию: Копылова и Потапкина пригласил в свой возрожденный «Аквариум» сам Борис Гребенщиков, и конечно, от предложения мэтра отказаться было невозможно. Барабанщика, Сергея Сандовского, помог найти Иван Иволга, с которым Снайперы пересекались еще в 1996 году, при записи песен для будущего «Детского лепета». Себя Иван предложил на роль соло-гитариста: такой «должности» до этого в группе не было. А уже благодаря Сандовскому в коллектив влился и Сергей Шевченков как новый снайперский басист.

В составе оказался мой друг — Сергей Сандовский: отличный барабанщик, талантливый и известный гитарный Мастер. Узнав о его участии в группе, я немедленно согласился присоединиться! Мы с ними репетировали довольно долго, часто это происходило прямо в квартире девчонок на Казанской улице. К октябрю сделали концертную программу, стали ее катать по Москве и Питеру. В Питере выступали в “Зоопарке” и “Молоке”, из московских клубов запомнились “Китайский летчик Джао Да” и “Бункер”.

Состав музыкантов, кстати, оказался достаточно сыгранным между собой, потому что у них одновременно со Снайперами существовал еще один коллектив:

Был еще проект без Дины и Светы, но с Иволгой и Сандовским, плюс очень неплохая певица из Средней Азии. Справлялась даже с репертуаром Led Zeppelin! Играли параллельно рок-каверы в клубах.

Таким образом и получилось, что в конце 1999 года, предположительно — с октября по декабрь, Ночные Снайперы выступали именно в таком, почти не известном широкой публике составе, с Сергеем в качестве басиста. А почему этот состав оказался неизвестным? Потому что до сих пор нам никогда не попадались концертные записи с его участием. И вот теперь мы переходим к тому самому артефакту, благодаря которому, собственно, и появилась эта легенда…

На странице ВКонтакте был выложен видеоролик, содержащий фрагменты двух Снайперских концертов: один в клубе «Молоко», второй — в «Зоопарке». Точные даты обоих выступлений указаны не были, но по ряду косвенных признаков, нам удалось атрибутировать их следующим образом:

«Молоко» — 25 ноября 1999 года (первое выступление Снайперов в этом клубе)

«Зоопарк» — 3 декабря 1999 года (одно из немногих электрических выступлений на этой площадке).

Обратили внимание на высокого юношу в очках в правой части сцены? Это он и есть, наш сегодняшний герой.

Чем особенно уникальны представленные записи? Ну, для начала, тем, что из 1999 года их вообще сохранилось очень мало, значительно меньше, чем из соседних 1998 или 2000. А в тех немногих, что все-таки есть в нашем распоряжении, запечатлены только акустические выступления Дианы и Светланы (исключение — это августовское интервью с участием Копылова и Потапкина на фестивале в Екатеринбурге, но это именно интервью, где живое выступление почти не показано…).
А во-вторых, здесь впервые запечатлено так называемое “интро”: инструментальное вступление к концерту, где сначала вступают барабаны, потом бас, соло-гитара… и только потом на сцене появляются Диана и Света.
Кроме того: это единственные два видеоматериала, соранившие именно этот необычный состав группы. Ведь уже в январе 2000 года к Снайперам вернется Игорь Копылов…

Они поехали в какой-то тур и Света, админ, снова захотела взять своего другана из Наутилуса, — рассказывает Сергей.

Особо расстраиваться по этому поводу он не стал и вскоре, в июне 2000, укатил с лучшим джазовым гитаристом Питера Александром Старостенко на полгода в Бостон (Массачусетс, США): концерты, лекции, работа на улице…

А вот что это был за тур у Ночных Снайперов — к сожалению, выяснить пока не удалось… Скорее всего, он по каким-то причинам и не был осуществлен, ведь в начале 2000 года у «Ночных Снайперов» состоялось очень большое количество концертов в Москве и Петербурге, по 6-10 выступлений каждый месяц, так что предположить между ними какие-то неизвестные историкам группы гастрольные поездки — почти невозможно…

Если честно, я затевал немного другую тенденцию в группе. Возможно это заметно по этому видео. Ну, как получилось — так получилось. Хотя никакого джаза я к Снайперам не тянул. Скорее ближе к Red Hot Chilly Papers… Тогда был увлечён их рок-фанком. Да и вообще я больше работал с соул-фанком.

Не будучи музыкальными экспертами, мы вряд ли сможем с достаточным обоснованием определить, в чем именно состоит отличие музыкального оформления песен на этих видеозаписях… Однако можно совершенно явно почувствовать необычность звучания по сравнению с аранжировками 2000-2001 года, когда в составе Ночных Снайперов играл на басу уже Игорь Копылов.

Я тогда, с подачи Кашина, загорелся темой продюсерства: “как сделать музыкальный продукт на продажу”. Уже к концу 90-х люди и в России стали понимать, насколько это важно: как преподнести, как упаковать. Для меня это было больше связано с аранжировкой. И вот есть материал. Возможно хороший, но этого мало. Поскольку у девушек было талантливо, интересно, но сильно непричёсано. Но они старались изо всех сил. И это похвально было. Пробовали. Отметали что-то. Закрепляли…
Мы с музыкантами тянули девочек в более тяжелое звучание. Как бы усложненное, эстетское, что ли. Жёсткое, но не хаус. Если сравнивать с рок-музыкой Британии, то, скажем, не поп-рок, а ритм-энд-блюз, фанк-рок…

Плейлист этих выступлений, похоже, был достаточно стандартным для того времени — по крайней мере, в приведенных фрагментах мы не слышим никаких незнакомых композиций. А что в плейлистах?

1999 11 25 Молоко
Барабанщик
Ограда
Рубеж
Я раскрашивал небо
Лето-пиво
Кошка московская

1999 12 03 Зоопарк
Интро
Еврейская
Колыбельная
Парфюмерная
На границе
Барабанщик
Ограда

Как видим, судьбоносная «31 весна» еще не написана, но в остальном программа выступления почти не отличается от стандартного концерта с программой альбома «Рубеж». Плюс целых два раза запечатленный «Барабанщик» — почему-то так никогда и не изданный в официальных альбомах… может быть, потому что он как раз более всего оказался соответствующим тому самому стилю «фанк», от которого в итоге Снайперы все же отказались в пользу более привычного для русского рока саунда.

Как мне видится: в том, что они в 2000 году пошли в гору, не так много моей заслуги. Поскольку, в большинстве своём, они отказались от моих музыкальных предложений. Хотя возможно, я и ошибаюсь…

В завершение беседы мы спросили у Сергея, следил ли он за творчеством Дианы и Светланы в последующие годы и как бы оценил произошедшие с ними изменения?

Если честно, за их творчеством следить получилось не много, так как в 2002-м последовала моя эмиграция в Германию. Почти 7 лет прожил в Берлине. Там на День России в 2004 году пришёл на концерт Ночных Снайперов. Точнее, это был сборный концерт российских групп на стадионе — и выступала уже одна Дина, без Светы. Собственно, мы уже тогда, на ранней стадии, «делали ставку» на Арбенину. Света, конечно, талант и весьма интересный человек и музыкант, просто она именно в жёсткое звучание хуже вливалась. В итоге жизнь так и распорядилось. И мне думается, что к лучшему — и для Дины, и для Светы. Поскольку проект Светланы стал весьма интересным и успешным тоже…
Музыку я тогда в Берлине не очень узнал. Она, конечно, стала больше похожа на ленинградский рок. Но, наверное, это тоже неплохо…

Смотреть записи необходимо, конечно же, всем и немедленно! ))) Диана и Светлана здесь просто безупречны, с теми самыми короткими стрижками, в тех самых штанишках и футболочках, с которыми ассоциируются самые что ни на есть классические Снайперские образы. Футболки эти, кстати, тоже из того самого первого тиража снайперского мерча, выпущенного как раз в 1999 году.

Ну и конечно, не может не порадовать само по себе присутствие дуэта на сцене — еще в том «до-пиарном» раскладе, когда Диана и Светлана располагаются на одной линии и в равной степени участвуют в выступлении)))

Надеюсь, эти записи подарят вам несколько минут позитива в наши беспросветные времена. Смотрим, радуемся, и конечно, хором благодарим Сергея Шевченкова за бережное сохранение и оцифровку этой случайной видеокассеты, запечатлевшей для нас кусочек рок-истории!