2005 11 26: Донецк: «Тайна Возлюбленной Шопена раскрылась в Донецке»
корреспонденты — Олеся ОСТАФИЕВА, Сергей ЧЕРНЫХ
Как говорят разведчики — не бывает бывших разведчиков. То же и про снайперов. Если человек бил без промаха, он и будет продолжать это делать, несмотря на то, что занимается другим делом. Хотя другим делом то, чем ныне занимается Светлана Сурганова, назвать невозможно. После ухода из группы «Ночные снайперы» она продолжает заниматься своей музыкой, только сейчас своей стало намного больше. Настолько, что Светлана уже давно разъезжает по городам и весям с сольными концертами, и получается у нее это даже лучше, чем у «главного снайпера» Дианы Арбениной. Единственный концерт в Украине Светлана дала в ночном клубе «34 авеню» на окраине Донецка. Казалось бы, ей вполне можно было претендовать на тысячный зал — нашлись бы желающие. Но когда исполнительница появилась на сцене уютного клуба и зрители (а это были в основном девушки) сели вокруг нее кружком, стало понятно, что родственная атмосфера на ее концертах — главная «изюминка», ради которой сюда приехали поклонницы из Одессы, Днепропетровска, Запорожья.
Серебряная Светлана в голубой дымке
Стильная, строгая, но задорная исполнительница категорически не переносит табачный дым. Об этом она предупредила в первые минуты концерта, и зрители хором пообещали не курить. Тем не менее, уже спустя час зал заволокло табачной дымкой, и Сургановой ничего не оставалось как терпеть. Впрочем, сигаретная атака компенсировалась зрительским вниманием — помимо огромного количества роз ей подарили кактус и сборник стихов поэтов Серебряного века. После концерта огромная очередь за автографами рассосалась только через час. Что поделаешь — быть гением тоже иногда тяжело… Ближе к полуночи гостья отдышалась и пригласила в гримерку «Донбасс».
— Я вас узнала — вы лучше всех мне подпевали, — сказала с улыбкой Светлана и пригласила присесть рядом на диван.
— Мне кажется, что первое место у вас занимает слово, поэзия. А музыка вторична…
— Все же музыке я отдаю большую роль и скрупулезно продумываю все аранжировки. На самом деле в рамках одного произведения существует много музыкальных идей. Для меня поэзия и музыка равнозначны. Но над словом я очень сильно работаю. Не могу себе позволить какие-то вещи… Хотя, думаю, надо проще к этому относиться. Тогда, может быть, будет появляться больше песен. Но не могу. Существуют внутренние ценности, через которые я не переступлю. От этого, конечно, некоторые сложности. Я так писала бы хит за хитом, но пока через себя не пропустишь…
— Судя по текстам, вы живете в Серебряном веке в окружении поэтов этой эпохи.
— Я вообще не понимаю, где живу. Переплываю из одного времени в другое, из одного века в другой. Хотя мне приятно, что вы меня относите к тому времени.
— Ваша поэзия по экспрессии, по каким-то депрессивным ноткам, по надрыву имеет нечто общее с декадансом.
— (очень смущенно) Ну, да. Вам виднее.
Снайперизм — горюч, живуч и дерзновенен
Несмотря на то, что Светлана Сурганова уже давно позиционирует себя как самостоятельная исполнительница (да и ее песни существенно отличаются от произведений Дианы Арбениной), многие поклонники не разделяют ее со «снайперами». Так, среди множества поклонниц в футболках со Светланиным фото затесалась одна в кофточке «Ночных снайперов». Девушка в экстазе прыгала в первых рядах у сцены и ничуть не смущалась тому, что Сурганова рассталась с Арбениной, и если верить слухам, не совсем полюбовно. Хотя теперь, спустя три года, отзывается о ней очень тепло.
— У Динки удивительный тембр, великолепный голос, который когда-то меня очаровал, и я не перестаю очаровываться им. В «Ночных снайперах» в основном исполнялся Дианин материал, и я с удовольствием ему сопереживала в качестве скрипачки и бэк-вокалистки. Эфир также на сто процентов заполняла Диана, и я этому не противоречила. А сейчас пришло время моих песен. Уйду лишь тогда, когда потеряю голос. То есть после еще парочки концертов, таких, как этот. Когда будет нечем петь, стану играть на скрипке.
— Как-то вы сказали, что у вас в CD-плейере диск «SMS» группы «Ночные снайперы». Что вы думаете о нынешнем творчестве Дианы Арбениной?
— Мне нравится, что Диана экспериментирует, что они с музыкантами ищут новую форму. У нее хороший состав — профессиональные музыканты. Думаю, на нынешнем этапе не имеет смысла сравнивать меня и ее. Главное, чтобы это питало, а Дианины песни безусловно завораживают, питают, они очень эмоциональны. Мы разные с ней, и это здорово.
— Очень интересно название вашего нового альбома «Возлюбленная Шопена». Вы в роли Жорж Санд. И никогда не объясняете это. Почему так?
— (после паузы). Хорошо, я вас разочарую ответом, а может быть, удивлю: меня так Динка назвала — Возлюбленная Шопена. Это ей поклон.
Депрессия ушла «вглубь»
Светлана Сурганова — фигура неоднозначная и эпатажная. Еще во времена «Снайперов» ее с Дианой Арбениной возвели на знамя лесбийского движения. И даже теперь, когда новая Светлана отрастила белые кудри и стала более женственной, секс-меньшинства продолжают ее превозносить и считать своей. Первый ее альбом был полон надрыва, оголенные нервы прямо обжигали слушателя — возможно, сказывались переживания, связанные с уходом из группы. В «Возлюбленной Шопена» появилось больше лирики, глубокого смысла, депрессивные нотки отошли на второй план.
— Ваши песни, такие, как «Предчувствие смерти», «Больно», «Друг для друга», — просто потрясающие, написанные на надрыве, но, мне кажется, вы уже вышли из того состояния депрессии, в котором были написаны эти песни. С помощью чего вам это удалось?
— Столько лет уже прошло! Сколько можно надрываться! Идет переосмысление многих моментов жизни, какой-то опыт, какие-то очарования, какие-то разочарования — все это оставляет свой отпечаток. Ко многим вещам я стала относиться проще, ко многим сложнее. Один надрыв ушел, появился другой. В песне «Я теряю тебя», может быть, меньше внешних проявлений надрыва, все проявляется в глубине.
— Сейчас вы минорные песни поете по-танцевальному. Этого требует клубная музыка?
— Это моя философия. Потому что каким бы горе ни было безутешным, нужно всегда находить в себе силы как-то вылезать из этого, самой бодриться и других веселить при этом.
— В зависимости от обстановки, будь то клуб или рок-фестиваль, вы по-разному исполняете песни, меняете аранжировку?
— Нет, у нас уже выработался стиль, и мы можем работать как для кулуарных тусовок, так и для больших площадок. Просто смогли найти золотую середину в плане аранжировок, которые гармонично звучат везде.
— Наверное, ваша наиболее благодарная и тонко понимающая публика -питерцы?
— Дончане меня абсолютно очаровали. Питерцы более сдержанные, рафинированные. С новыми людьми в чем-то даже проще. Не зря же в поезде часто люди высказывают самые сокровенные вещи, о которых с близкими не рискнули бы заговорить. С чужими людьми проще. Хотя сегодняшняя публика… У меня даже язык не поворачивается назвать ее чужой — все люди какие-то родные, близкие. Я сегодня искупалась в море любви и внимания, за что большое спасибо!
Живое общение — главнее всего
Концертный график у «Сургановой и оркестра» напряженный — до конца года им предстоит дать еще полтора десятка концертов в России и ближнем зарубежье. Как говорится, покой нам только снится. Хотя, очевидно, такая жизнь ей нравится куда больше, чем перспектива работать педиатром в какой-нибудь районной больнице.
— На прошлой неделе мы беседовали с вашим коллегой Александром Розенбаумом. Он, как и вы, по образованию врач, и рассказывал, как опыт реаниматора помогал ему на концертах. Вам случалось применять свои медицинские знания?
— Боже упаси! Правда, однажды девушка упала в обморок. Был «переаншлаг», очень душно. И я руководила «восстановлением» — ей расстегнули одежду и в лежачем положении вынесли на свежий воздух (нашатыря с собой ни у кого не было).
— Вы приняли предложение принять участие в новогодних программах, таких, как «Неголубой огонек»?
— Представители разных телепроектов звонят моему пресс-аташе с предложениями отсняться в новогодних программах, но мы решили на этот раз отдать предпочтение живому общению с публикой и откатать этот тур. Так что записи в новогодних программах, думаю, не будет. Нам не разорваться.
Удивительно, как эта хрупкая и ранимая девушка вообще выдерживает такой ритм. Всего за несколько месяцев после ухода из «Ночных снайперов» она смогла не только отойти от удара и выйти из депрессии, но и создать свой коллектив, с помощью которого, стоит это признать, Светлана Сурганова давно «обошла» Диану Арбенину по смысловой нагрузке и силе воздействия на зрителя.
Досье «Донбасса»
Светлана Сурганова родилась 14 ноября 1968 года в Ленинграде. Окончила мединститут, получила специальность «педиатр». В 1993 году познакомилась с Дианой Арбениной. Возник творческий союз, из которого родился дуэт «Ночные снайперы». 17 декабря 2002 года Диана решила, что больше не нуждается в услугах Светланы, и «мягко» попросила экс-подругу покинуть коллектив. К счастью, Сурганова недолго пребывала в шоке и весной 2003 года собрала собственную команду «Сурганова и оркестр», основу которой составили музыканты питерской группы «Север Комбо». Молодой коллектив уже выпустил два альбома — «Неужели не я » и «Возлюбленная Шопена». Некоторые песни написаны на стихотворения поэтов Серебряного века. Сейчас «Сурганова и оркестр» активно гастролируют, собирая аншлаги в городах бывшего Союза.