2005 01 20 Эхо Петербурга: интервью перед большим концертом

СС
ДАв
В – ведущая
Р – радиослушатель

В: представляю вам лидера коллектива Сурганова и Оркестр и директора этого же коллектива Диану Аветисян.

СС: Добрый вечер всем

В: вот мы собрались в студии Эха Петербурга, это такая предварительная встреча перед нашей большой встречей, которая состоится совсем скоро, 31 января. вот такой вот необыкновенный концерт, на котором будет звучать не только музыка, но ещё и вопросы слушателей, называется это проект «эхология». это уже будет третья встреча проекта, потому что уже была Балтянская (кажется, так 😉 и Юрий Башмет. третья Светлана Сурганова. как видите, мы не различаем музыку. есть хорошая музыка, есть плохая музыка, и мы берём хорошую музыку.

звучат «Корабли»

В: почему именно «Корабли» были выбраны для сингла?

СС: у этой песни интересная история. песня, которая не даёт мне спокойно жить, наверно, уже лет двенадцать. она принадлежит Руслану Луценко. юноша, чьё имя никому ни о чём не скажет. и я его в жизни видела один раз, как раз вот лет 12 назад лет молодой человек приехал из Белоруссии погулять по Невскому, попеть свои песни в питерских, известных тогда, переходах, и моя очень хорошая знакомая Марина Чен услышала его песни и просто за руку привела ко мне домой: послушай, парень поёт изумительные песни. он мне спел несколько. «Корабли» мне запали в душу, и я попросила его оставить текст, запомнила мелодию, и с тех пор мы не виделись и не слышались. а песню я пела сначала для друзей на кухне, потом мы её включали в концертные программы НС, с Дианой Арбениной с удовольствием её пели, и сейчас не так давно я решила аранжировать с оркестром . я думала: ну вот если мы аранжируем её, мы даже решили снять клип – может быть тогда она меня отпустит. но не помогло.

В: наверно тяжело, когда человек пишет сам песни, не свои песни исполнять.

СС: не знаю, я не могу сказать, что тяжело. бывают такие песни, о которых очень сожалеешь, что они принадлежат не тебе, потому что они настолько твои, настолько родная энергетика, содержание, что думаешь: ах, как досадно, что не твои. стихи не твои, не твоя мелодия.

Р: а Вы когда-нибудь отвечаете на письма, которые к Вам приходят?

СС: да, например, вчера ночью я ответила (смеётся) на письмо, где меня одна семья, мама и дочка, спросили, почему у моего кота такое…

Дав: свинское

СС: свинское имя. его зовут Хрюндель. а я ответила таким образом, что это не просто кот, а Человеко-кот. а свинья по генкоду является самым близким животным к человеку

В: и потом Хрюндель это не совсем свинья

СС: это даже не свинское имя. это отличный персонаж, один из моих любимых из Масяни.

Р: Вы уже написали главную песню в своей жизни. если да, то какая это песня. и ещё: с каким животным, цветком и природным явлением Вы бы себя ассоциировали и какие Ваши любимые цветы?

СС: сразу подумала, с каким природным явлением я бы себя ассоциировала. я очень люблю, как говорил Бродский, водичку и вообще всё то, что связано с водой. моря, океаны. и обожаю состояние природы перед бурей, перед грозой, дождём. такая потаенная нежность, скрытая угроза, какая-то тайна царит в этом во всём. Цветок – тюльпан. это ассоциация и любимый цветок. а животное, наверное, это верблюд. потому что выносливое. относительно песни – мне кажется, что это песня на стихи Бродского «Неужели не я». песня рождалась долго, наверное, в течение 4 лет, потому что слишком ответственный момент, слишком и очень горячо любимый поэт и просто хотелось максимально не оскорбить творчество любимого поэта музыкой.

Р: существует мнение, что друзья познаются в беде. по моему мнению, друзья познаются в радости. что Вы думаете по этому поводу?

СС: друзья познаются в жизни. со своими радостями, со своими печалями. а наш хулиганистый Валерка Тхай, гитарист, говорит, что друзья познаются в «бэдэ».

хи-хи.

В: кстати, мы заговорили об Оркестре. основной состав – груп?а Север Комбо».

а вообще насколько они свободны от работы под главенством Светланы Сургановой.

СС: знаете, я последние полтора года, конечно, захватила 90 % их свободного времени, и мне, честно говоря, становится неловко, потому что поклонники творчества Север Комбо говорят: ну вот, пришла Сурганова, отняла у нас любимый коллектив. они теперь дают так мало концертов, когда всё это безобразие закончится. на самом деле очень скоро это безобразие закончится, потому что мы записываем альбом «Возлюбленная Шопена». 26 апреля презентуем его в Питере и 29 в Москве и после этого плотно садимся за запись именно северкомбовского материала, их песен. и всё будет замечательно.

В: получается, что в этом проекте Светлана Сурганова тоже будет принимать участие

СС: только может быть у меня будет вспомогательная роль. как продюсера и просто помощь в записи.

В: проект «Эхология» — это не просто концерт, это некий эксперимент. Вы на эксперименты в музыкальном и других планах легко идёте?

СС: да, я легка на подъём. наверно те, кто был уже на наших концертах, в

этом успели убедиться. у нас как-то был концерт, очередная волна меня обуяла экспериментов, и мы решили пригласить помимо музыкантов ещё и братьев Сафроновых, очень интересных, великолепных иллюзионистов. и мы придумали эффектное появление меня на сцене, то есть меня запихнули в специальный секретный ящик, который потом братья Сафроновы всячески прокалывали, потом я из него вся такая живая и невредимая, и не проколатая, выходила и являла себя миру. я еле туда залезла. этот ящик предназначен для очень таких худеньких и маленьких иллюзионистов. меня чудом, именно чудом туда впихнули. (смеётся). я очень волновалась, я страшный клаустрофоб, я очень боюсь закрытых, тесных, тёмных пространств. это стоило мне некоторого количества нервов. меня вывезли туда. естественно, я его снаружи не видела, меня как запихнули туда, лежишь как в гробу с закрытой крышкой, потом тебя так ещё вращают вокруг своей оси, и, конечно, секрета своего они мне так и не раскрыли и никому не раскроют.

В: а Вы чувствовали, что Вас протыкают? ?

СС: давайте я не буду эту тайну раскрывать, потому что я сама её до конца так и не поняла.

 

Р: следует ли пропагандировать творчество Бродского для того, чтобы следующее поколение за моим стало более человечным и приобрело более близкий Бродскому образ?

СС: на самом деле, я была бы счастлива, почла бы за честь пропагандировать творчество Бродского. для это был достаточно смелый и отважный шаг – написать песню на стихи Бродского. касаемо поэтов, на чьи стихи я пишу песни, это не только Иосиф Александрович, у меня есть песни на стихи Лорки, Ахматовой, Гумилёва. а как бы смелость для написания песен на стихи этих великолепных поэтов мне в своё время дала песня, написанная, так как скажем исполненная Пугачевой на стихи Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну…». как это ни странно, может быть я кого-то разочарую, но Цветаева для меня началась с А.Б. Пугачевой, именно вот с этой песни. так же как и Мандельштам, день рождения которого был не так давно, 15 января. я считаю, что песни – это прекрасный способ донести поэзию до достаточно широкого слушателя. кто-то, может быть, лишний раз перечитает Бродского или Лорку, заглянет в сборники стихов.

а всякое соприкосновение с высокой поэзией, это очень оздоравливает голову, очень оздоравливает эмоции, душевное состояние.

В: вообще, все поклонники знают, что это Бродский?

СС: я всегда объявляю на своих концертах.

 

Р: на чём основана Ваша вера в Бога, чем она подкрепляется?

и ещё: в каком-то интервью Вас спросили, есть ли литературный образ, который Вас завораживает, и Вы ответили, что это Урсула из «Сто лет одиночества» Маркеса и Алиса Фрейндлих. Чем именно Вас завораживает Урсула и как Вы пришли к этой книге?

СС: касаемо Урсулы, я Вам так скажу: я читаю крайне мало, и книги ко мне приходят очень выборочно в те периоды, в которые я способна их воспринять. и «Сто лет одиночества», наверно, попала ко мне в нужный момент, я смогла воспринять это произведение, и Урсула меня поразила своей жизнестойкостью, мудростью, немногословностью. может быть, она чем-то напомнила мою бабушку, которую я очень любила, Зою Михайловну Сурганову.

В: такой вот безумный вопрос: а если бы вдруг состоялся кинопроект и предложили бы сыграть Урсулу, как бы Вы на это отреагировали?

СС: положительно.

В: а Фрейндлих это из детства?

СС: конечно. это женщина, человек, чьи манеры меня восхищают, чья сущность и чей актёрский талант…мне кажется, что я на этого человека могу смотреть до бесконечности. сколько бы она ни говорила. она может просто сидеть и молчать, я могу на неё с восхищением смотреть. потому что она способна просто своим энергетивным полем давать очень положительный посыл она учитель с большой буквы.

В: когда вы делаете концерты в помещении драматического театра, это другое ощущение?во МХАТе же были? в театре комедии?

СС: Акимовский, да…вот эти выступления особенно сложны для меня, потому что, конечно, вселяется в душу трепет. с ним порой бывает трудно справиться. выступление в акимовском театре прошло буквально спустя некоторое количество недель или месяцев, как я была в этом театре и смотрела моноспектакль по стихам поэтов Серебряного Века Алисы Бруновны. и я стою на сцене и понимаю, что вот несколько месяцев назад по этой сцене ходила Алиса Бруновна и я тут стою, что-то пытаюсь тоже явить…ну в общем, это не передать словами.

В: Сюрпрайз Продакшн – это такая организация, которая существует самостоятельно и делает всякие сюрпризы на концертах? вы с ними как-то дружите. Диан, может быть, поясните?

ДАв: да, мы постоянно общаемся. мозг этой организации находится в Москве. всем этим делом заправляет Анна Банникова, мать двоих детей, которые тоже всячески привлекаются для создания сюрпризов. это не каждый концерт, но какие-то знаменательные концерты, дни рождения, в больших залах, с какой-то специальной программой, они всегда сопровождаются сюрпризами от СП.

В: а с вами это согласовывается или это сюрпризы в чистом виде?

СС: с директором согласовывается, со мной – нет.

ДАв: не всё согласовывается, как оказывается. мне кажется, что мы вроде всё согласовали, я стою за кулисами и смотрю, что происходит на сцене и в зале, и для меня всё равно находятся какие-то сюрпризы, о которых я тоже не знаю.

СС: меня некоторые поклонники спрашивают, а СП, вот Вы столько людей наняли, сколько Вы им платите, а Вы всё это сами придумываете, по Вашему сценарию они действуют. так вот. хочу заявить: организация абсолютно без моего участия создалась, я может быть спровоцировала каким-то образом. а то, что они делают, это абсолютно по своей воле.

В: 31 января что-нибудь будет?

ДАв: я получила письмо к этому концерту от питерских поклонников и они спрашивали и советовались, как им поступить. и уточняли, что мы не из Москвы, мы не такие профессионалы, как СП, но мы тоже хотим, давайте всё это обговорим, как что нам сделать, поэтому ожидаются сюрпризы.

В: приятно иметь таких креативных поклонников.

В: кстати, телефонные звонки мы будем записывать 25 января с 16 до 18. вся информация будет на сайте, прозвучат они на концерте.

В: «Корабли» вышел почти одновременно с альбомом Дианы Арбениной «СМС». и такие параллели: «Недавно гостила в чудесной стране…» песня, которая была исполнена Светланой на концерте группы «Браво» также звучит в альбоме «СМС» некоторым образом в песне Дианы Арбениной «Осень», это случайные переклички?

СС: абсолютно случайные, на мой взгляд (смеётся)

Р: на «Неголубой Огонёк» песня «Всё пройдёт» была выбрана специально или была предложена? и Верите ли Вы в случайности? ? и Планируется ли снять клип на песню «Ворон»?

СС: ух ты…да, планируется снять клип, но мне кажется, сначала мы снимем клип на песню «Весна»…ой, я раскрыла какую-то страшную тайну?

ДАв: ну да…голосование на сайте пока продолжается.

смеются

СС: есть такая вещь, как карма. все поступки записываются там на каком-то небесном коде и всякая случайность закономерна. то, что ты сегодня сделал, то, что ты сегодня сказал, обязательно отзовётся через какое-то время, поэтому на самом деле случайностей нет. это нами не просчитанные закономерности, мы просто не задумываемся.

В: а новые, абсолютно новые песни войдут в будущий альбом?

СС: это в основном будут те песни, которые были до создания НС, и абсолютно новых песен на этом альбоме не будет. надо ещё потомить немножко почитателей и знатоков творчества НС или СиО и дать возможность получить информационную пулю для тех, кто мало знаком с нашим творчеством. музыка, это же тоже информация. и то, как преподносится материал, мне кажется, в этом тоже есть много нового и неожиданного, какие-то музыкальные решения. мне этим интересно сейчас заниматься. мне хочется, чтобы тот материал, который был незаслуженно забыт, но он был создан, но не нашёл ещё реального окончательного воплощения в музыкальном плане, я решила с этим сначала расстаться, потом уже приступать к новым переживаниям, к новым эмоциям, к новым песням. я не могу тащить этот багаж, мне нужно от него освободиться.

В: а новое зреет?

СС: РАЗУМЕЕТСЯ! но я не хочу сейчас об этом говорить.

В: угу. а вот эти песни, которые записываются, они по-прежнему актуальны?

СС: как ни странно – да. я поняла, что по сути во мне мало что изменилось, и то, что волновало тогда, это волнует и сейчас. может быть, немножко на другом уровне. может быть, я смотрю на многие вещи с других позиций, но всё равно это живо. если бы это было абсолютно мертвым, я за это бы не взялась.

В: когда был концерт группы «Браво» присутствовала Агузарова, и было волнение, как она услышит эту песню?

СС: ой, это женщина-космос. абсолютно непостижимая, нереальная, просто с колоссальной харизмой. человек вышел на сцену и сразу просто убрала всех, никого не стало существовать. ни музыкантов, ни зрителей. она одна владыка, во всей вселенной.

это фантастическая персона. это женщина-загадка и певица номер один, в нашей стране, как минимум, может быть, даже на планете. восхищаюсь, восторгаюсь, приклоняюсь. долгих ей творческих лет. Ура!

В: а вообще страшно было, страшно?

СС: нееет, на самом деле, она такая маленькая

В: у неё ещё каблуки…

ДАв: она на платформах, да, ходит (смеётся)

В: она что-нибудь сказала вообще, своё мнение?

СС: нет нет нет, что Вы! как можно к богине подойти и спросить, а как Вам, собственно, песня в моём исполнении? ни в коем случае! не хотелось нарушать её сосредоточение перед концертом. она тоже по-своему переживала. нет, нельзя быть таким бестактным, вторгаться ни с того ни с сего.

В: концерт 31 января, это такая остановка в «Кругосветке»? не тяжело, все эти автобусы?

СС: нет, это восхитительно, это здорово, это очень увлекательно, полезно, очень информационно. мы побывали в городах, в которых я никогда не была. мы поняли, что в этих городах живёт удивительные люди, очень тепло относящиеся к нашему творчеству. это же эмоциональная поддержка для нас. а неудобства, это не те трудности, которых нужно бояться.