2005 03 05 КМ.РУ: «Я не хуже, чем я есть»
корреспондент — Денис Ступников
Пару недель назад Светлана Сурганова ответила на вопросы пользователей КМ РУ. Теперь предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью Светы нашему корреспонденту.
Я вообще не читаю книг
- В альбоме речь пойдёт о вечном, незыблемом.
КМ РУ: С чем связано некрофильско-романтическое название вашего нового альбома – «Возлюбленная Шопена?»
— Некрофильским этот альбом ещё никто не называл (смеётся). Вы просто зрите в корень. Действительно, я хотела исследовать время, как песок. Вот, собственно, наверное, этот альбом так и был поэтому назван. В альбоме речь пойдёт о вечном, незыблемом. Туда войдет 14 композиций. Там будут звучать песни не только на мои стихи но и на стихи Лорка, Гумилёва, Ахматовой, Хмельник… Концепция нового альбома заключается в отсутствии концепции. Каждое произведение несёт свою собственную энергетику и настроение. Именно это и диктует аранжировку и набор звуков. Поэтому говорить о какой-то общей стилистике не приходится.
КМ РУ: Вы используете в своих песнях чужие стихи…
— Просто здесь стихи я как свои воспринимаю. Мне просто приходят чужие стихи, как свои. Или в другом случае я бы никогда так точно не выразила свои эмоции.
КМ РУ: Какие-то новые открытия среди современных поэтов вы делаете?
— Конечно! Есть уже устоявшийся клан, мои настольные поэты: Цветаева, Бродский, Лорка, Габриэло Марсель… Пушкин, опять же… Он не писал стихи, он ими разговаривал. Среди современных – Белла Ахмадуллина.
КМ РУ: А у вас были такие периоды, когда вы не могли воспринимать чужие стихи?
— Нет – нет – нет!! Для меня чужая поэзия, наоборот, как спасение. Я не так часто берусь за книгу прозы, скорее – это какой-то сборник стихов.
КМ РУ: А прозу-то тоже читаете?
— Крайне редко. Я вообще не читаю книг. Крайне мало – это мой большой недостаток.
Аксюта назвал моего Щорса «шнягой»
КМ РУ: Хотелось бы спросить о чужих песнях, вами исполняемых – «Шел отряд по берегу».
— Это – шедевральный номер. Во-первых, сама по себе песня имеет для меня огромное значение. Это, собственно, та песня, с которой началась моя вокальная карьера. Это было, видимо, еще в 4 года – когда меня мама купала в ванночке. И мы с мамой любили распевать «Шел отряд по берегу…» и «Расцветали яблони и груши»». Ещё какую-то революционную песню пели: «Варшавянку», по-моему. Не помню, но «Шел отряд» точно пели – голосили во всю прыть. А этажом выше жила моя будущая преподавательница по курсу фортепиано – Людмила Ефимовна Зенина. Они с моей мамой были в дружеских отношениях – и как-то она сказала маме: «Лиечка, а что если бы твоя дочь голосила не во дворе, а в стенах музыкальной школы?». Так я и попала в музыкальную школу. И когда программные директоры «Неголубого Огонька» попросили спеть революционную песню, мы вставили про Щорса. Но продюсеру Аксюте это не понравилось. Он назвал «Щорса» шнягой. А я не поняла, почему эта песня оказалась «шнягой». Мы ее не оскорбили. Мы эту песню исполнили целиком, не выбросив ни одного куплета.
КМ РУ: Близко к сердцу критику воспринимаете?
— Нет, не близко. Смотря, какая критика и от кого. Если обоснованная критика, то принимаю. А во-вторых, я больше обращаю внимание на какие-то позитивные похвальные моменты.
Я против массированного пиара
КМ РУ: Как вы относитесь к раскрутке на радио, ТВ и в прессе?
— Я думаю, что по фигу раскрутка может быть только тем, кто уже сделал себе имя и абсолютно гарантированно может собрать любую площадку в любой момент. Хотя, мне кажется, даже и таким людям периодические упоминания в СМИ просто необходимы. Таково человеческое сознание: о себе, хотя бы периодически, нужно людям напоминать. Просто новичкам упоминания нужны чаще, а крупные имена могут себе позволить более редкий пиар. Безусловно, это нужно. И телевидение, и радио.
КМ РУ: Группе «Сурганова и Оркестр» массированные PR-компании нужны?
— Я в принципе против массированного пиара. Навязчивые кампании мне претят. У нас же не настолько тупая нация, чтобы нам сто-то вдалбливать, как даунам. Так поступать нельзя. А наш коллектив упоминаний, конечно, требует. О себе слышу крайне редко. Этому я радуюсь, как ребёнок: ура, помнят, слышат!! Особенно это нужно в преддверии концертов и альбома. На этом и строится бюджет проектов – чего греха таить – ха-ха-ха!!
КМ РУ: Ну, давайте тогда проведём небольшую PR-кампанию вашей презентации в Международном Доме Музыки 29 марта. Что там будет?
— Ожидается наша новая ипостась – будем играть альбом «Возлюбленная Шопена». Несколько иное настроение и, может быть, несколько иной состав в оркестре. Нас ждут небольшие, но очень качественные изменения. А 26 апреля состоится питерская презентация в БКЗ «Октябрьский». В Питере будет не только презентация альбома, но и наш семейный праздник – нашему коллективу исполняется 2 года. Концерт будет состоять из двух частей: сначала мы будем скорбеть, грустить и вникать в трагедийные смыслы 14 треков нашего нового диска. Потом сыграем «зе бесты», хиты и — «вау!» Будем веселиться по поводу дня рождения. Должна быть феерия и полный бардак, как и полагается на Дне Рождения.
На сцене я парю в невесомости
КМ РУ: Вы пьёте перед выходом на сцену?
- Каждый выход на сцену – это как будто первый прыжок с парашюта.
— Вы что – это же святое дело!!! Конечно, обязательно. Кроме того, перед концертом необходима неделя сексуального воздержания: нужно накопить энергетику. 50 грамм перед выходом на сцену – и 50 во время концерта. Я всегда ношу с собой фляжку. Все думают, что я – алкоголик, потому что со второй части программы я начинаю часто прикладываться к фляжке. Но никто же не знает, что там – на донышке и что я делаю микроскопические глотки. Меня это абсолютно не волнует – пускай думают! Коньяк мне очень помогает, потому что он согревает связки и снимает ненужную дрожь (я всегда очень волнуюсь). Также перед концертом необходима медитация. Ещё мне обязательно нужно что-то писать, чтобы укротить волнение. Как правило, это программки концерта. Я их делаю всем нашим музыкантам в восьми экземплярах (смеётся). Это так успокаивает нервы – вам не передать.
КМ РУ: То есть перед выходом на сцену вы испытываете мандраж?
— Вы прыгали с парашютом? Нет? Обязательно прыгните!! Тогда вы поймёте меня. Каждый выход на сцену – это как будто первый прыжок с парашюта. Это очень необычно. Такое ощущение, что ты пребываешь на грани бытия и небытия, жизни и смерти, да и нет, чёрного и белого, что ты переходишь в какое-то иное качество, в невесомость. Это фантастика! Но только ты вышел на сцену, только сделал поклон (обязательный атрибут) – и всё. Ты уже в невесомости паришь.
КМ РУ: После концертов не испытываете энергетического истощения? Вячеслав Бутусов, например, как-то рассказывал, что после концертов чувствует такое опустошение, что отлёживается несколько дней подряд, ничего не делая.
— Вы представляете, если даже Бутусов лежит, то что же остаётся мне (смеётся). Я обожаю Бутусова, это – один из моих любимейших исполнителей, мне очень близка его энергетика. Но чисто внешне насколько он кажется при этом энергетически сдержанным, собранным, почти безэмоциональным!! А теперь я слышу от вас эти слова: лежит пластом. В таком случае мне после концерта впору умереть, сдохнуть.
КМ РУ: Ваши поклонники интересуются: почему бы на вашем сайте не создать форум и перевести ответы на их вопросы на регулярную основу? Вообще, насколько для вас актуально общение с поклонниками?
— Честно вам сказать? Конечно, технический прогресс, Интернет, форумы, сайты – это здорово. Но я скажу вам, что моё общение с поклонниками в какой-то мере считается вынужденным. Вспомните: во времена Пушкиной и Цветаевой писали письма, которые долго не могли дойти до адресата. Люди писали письма, кому хотели, и отвечали по тому же принципу. И это было правильно. Отвечать на вопросы должен пресс-секретарь или доверенный человек. Просто это – определённый вид искусства. Эпистолярным жанром я абсолютно не владею. Мне это в тягость. Я очень люблю почитателей своего творчества и очень им благодарна. Если бы не они – нас бы не было. Ведь это те люди, которые дают нам хлеб насущный. Но общаться больше, чем через сцену, концерты и эфиры – увольте!! Не умею, не могу, не знаю. Может быть, сил на это не хватает, может быть, ленюсь, может быть, я такое г..но-веловек, но не моё это.
КМ РУ: Фанатские сайты посещаете?
— Мне всё время хочется вспомнить слова одного из героев «Тайны третьей Планеты»: «Я никуда не летаю» (имитирует скрипучий голосок героя). Ну, несовременный я человек, наверное. Например, в данный момент у меня предродовая горячка – и все мысли только об альбоме. Жаль, что не существует такого вида связи, чтобы всю информацию поклонникам передавать мысленно. Не надо из меня делать родственника – и я не готова стать родственницей половине земного шара.
КМ РУ: А как вы относитесь к практике размещения своих MP3 в Интернете?
— Категорично плохо!! Но я с этим бороться не умею. Считаю, что пока существует практика издания песен на CD и пока авторам не платят каких-то роялти за размещение MP3, делать этого нельзя. Дело даже не в финансах. Ведь выкладывают всё, что попало – какие-то черновые, концертные записи. Это нарушает степень моей свободы – как автора. Меня это бесит. Вышел официальный диск – пожалуйста, слушайте!! Но не надо лезть в подноготную. Я понимаю, что существует желание поделиться, я сама, в принципе, такая же. Но зачем в Интернет-то влезать для этого? Пошёл бы – рассказал лично.
Я чертовски постоянный человек
- В шоу-бизнесе есть какие-то моменты, в которые я точно не буду ввязываться
КМ РУ: Что для вас по жизни служит источниками вдохновения? Сны?
— Сны – да. Я их иногда рассказываю друзьям, а потом друзья пишут песни. Было и такое, но не важно… Источниками вдохновения служит всё, что угодно. Надо сесть в позу полулотоса, вылезти из штанов, обязательно надеть на себя юбку, взять в руки гитару, взять бумагу и чернила – и тогда начнётся песня.
КМ РУ: Религией интересуетесь?
— Я вижу огромный позитив и великую роль религии в истории человечества. И мне очень жаль, что существуют какие-то разногласия – и тем более распри и войны на эту тему. Религия – это психотерапия. В основном, я оцениваю это явление с точки зрения психологически-медицинской. Не будь её, было бы гораздо больше каких-то трагедий и люди чаще бы сходили с ума. Она даёт вдохновение очень многим людям. Год назад я приняла крещение. Это был абсолютно осознанный шаг, но я не могу назвать себя набожным человеком. Я хожу в церковь не по праздникам, а по велению души, когда я действительно чувствую в этом потребность. Я не соблюдаю посты, не знаю многих праздников, но всё равно с огромным пиететом отношусь к религии – в первую очередь, как к явлению.
КМ РУ: Насколько вам важно следовать моде? Меняете ли вы, например, мобильники раз в полгода?
— Знаете, я чертовски постоянный человек. Как я людей не люблю менять, будто перчатки, так и мобильники не меняю. Последние полтора года я мобильник не меняла (это, учитывая, что вообще у меня мобильный телефон всего года два как появится).
КМ РУ: Насколько вы себя ощущаете человеком, пребывающим в шоу-бизнесе?
— (после заразительного смеха) Я до сих пор себя не ощущаю таковым. Да пошло это всё на фиг!!
КМ РУ: Хороший ответ.
— Да нет, это всё шутки… Я хочу сказать, что шоу-бизнес — это такая же работа. И, как любая другая работа, она может быть честной и нечестной, чистой и грязной. Важно, как ты себя сам позиционируешь. Я понимаю, что есть какие-то моменты, в которые я точно не буду ввязываться, потому что мне это претит. Сколько бы мне ни заплатили: спасибо – до свидания – идите на…
КМ РУ: Насколько часто приходится находить в жёлтой прессе клеветнические измышления о себе?
— Поскольку я не читаю жёлтой прессы, я вообще не реагирую на это. В основном, мне друзья приносят что-то. Отношусь к этому как к небылицам, сказкам, очень часто этому улыбаюсь. Это ведь фольклор, народное творчество. Но серьёзных поводов пока не было – Бог миловал. А так – народ сочиняет – вот и пускай себе сочиняет. Я не боюсь казаться хуже, чем я есть. Пусть говорят, что угодно. А если люди приходят на концерт, значит, они воспринимают ситуацию адекватно.
КМ РУ: А вы читали книгу пятилетней давности Алексея Рыбина «Фирма». Там о «Ночных снайперах» сказано очень много нелестного.
— Да, читала (смеётся). Это был смешной эпизод такой. Но в книге-то «Ночные Совы», а не «Ночные Снайперы»… Но мило. Видите – мы ещё тогда попала в историю!! Всякое упоминание работает мне в плюс.