2005 09 18 Шоу-медиа: «Я не могу существовать под чьим-то гнетом»

корреспондент — Роза Ветроff

Светлане Сургановой, лидеру коллектива «Сурганова и Оркестр» уже дважды приходилось начинать свою историю в шоу-бизнесе с нуля. И второй раз снова оказался удачным, что еще более уникально, чем однократная победа: это уже не случайность, а самая что ни на есть закономерность. Такой опыт дорогого стоит, и как только Светлана оказалась в Москве, мы договорились о встрече, чтобы попытаться выяснить рецепт столь редкого везения.

— Светлана, что нужно человеку, чтобы, начав с банального желания выступать перед публикой, подняться до профессиональных отношений со сценой? Талант, деньги, соответствующее образование, хорошие связи или удачное стечение всех этих факторов?

— Должен быть господь Бог. А потом уже все остальное. Если он приветствует твои начинания, тогда все сложится. А это зависит от того, насколько искренне ты все это делаешь. Поэтому правильнее будет сказать, что это, действительно, стечение всех обстоятельств. Но уже само по себе это стечение можно считать благословением свыше.

— Вы сейчас работаете самостоятельно, без протекции какого-либо продюсерского лейбла?

— Мы сотрудничаем с фирмой грамзаписи «Никитин». Эта компания купила у нас два альбома, распространяет их и исправно платит роялти.

— И при этом вы остаетесь самостоятельной творческой единицей и просто продаете свою продукцию заинтересованной стороне?

— Да.

— Как легче жить артисту — имея контракт с продюсерским лейблом или на вольных хлебах?

— Сложно сказать. Я человек свободолюбивый и я, наверное, не смогу существовать под чьим-то гнетом. Я не смогу примириться с тем, что мне будут навязывать, к примеру, участие в каких-то телевизионных шоу, программах, к которым у меня душа не лежит. Я буду просто обманывать в этом случае себя и зрителей. А зачем? Я этого не люблю делать. Но, к сожалению, в шоу-бизнесе иногда это просто требуется. Прежде всего, учитываются рейтинги программ, независимо от того, что обсуждается в этих программах, кто их ведет, на какую аудиторию они рассчитаны. Поэтому была выбрана именно такая схема существования — свободный полет. Может быть, вдруг, мне когда-нибудь захочется поэкспериментировать и поработать под чьим-то началом. Бог его знает. Но это будет для меня только эксперимент. Просто чтобы узнать эту сторону жизни.

— Насколько в российском шоу-бизнесе велико влияние продюсеров на артиста?

— Оно достаточно очевидно. Продюсеры — это те люди, которые заинтересованы в продаже коллектива. Это люди, которые, наверное, хорошо ориентируются в спросе, они хорошие социологи и они делают продукт уже заведомо способным хорошо продаваться. Поэтому, конечно, влияние есть.

— Ваше положение в коллективе сейчас — босс?

— Босс?! (Смеется) Так скажем, я человек, берущий на себя ответственность за коллектив. Основной детонатор музыкально-поэтических идей. Финансовую сторону тоже держу в своих руках.

— Тяжело приходится в этой роли?

— У меня очень хорошая команда. Мне помогает и наш пресс-атташе Лида Лосицкая, и Диана Аветисян. Это колоссальная помощь. Без этих людей я бы не справилась.

— Случается испытывать недостаток в специальных знаниях: административных, управленческих?

— Поскольку мы люди самостоятельные, мы все время находимся в процессе обучения, обретения нового опыта. Разумеется, ошибки случаются, но они исправляются.

— Приходится почитывать соответствующую литературу, вроде «Управление коллективом»?

— Да, приходится.

— Говорят, первые три года человек кормит свой бизнес-проект, а потом проект начинает кормить человека. Музыкальные коллективы развиваются по тем же принципам?

— Мне кажется, музыкальным коллективам приходится постоянно быть в тонусе. С определенной периодичностью выдавать новый материал, какие-то информационные поводы. Только если ты создал гипер-хит мирового значения, вроде «Отель Калифорния», тогда, наверное, ты можешь позволить себе почивать на лаврах, получать дивиденды и счастливо доживать свои оставшиеся пятьдесят лет. Но, опять же, это не в нашей стране.

— Не так давно многие были озадачены решением одной из известных российских рок-певиц сменить весь состав музыкантов, с которыми она вышла на музыкальный рынок. В качестве причины такого шага была озвучена мысль, что это было необходимо для творческого роста. Музыкантам «Север-Комбо» есть чего опасаться?

— Вы знаете, я стараюсь не загадывать на будущее. Черт его знает. Вот сейчас, в данный конкретный момент я знаю, что как минимум в ближайшие полгода такого не произойдет. Предпосылок, тенденций, настроений нет. Хотя был недавно один концерт, когда я хотела всех уволить. Но это не более чем эмоции, рабочие моменты — они не являются определяющими и решающими. Поэтому нет. Я думаю, что у меня такого уровня музыканты, они настолько широки в своих музыкальных возможностях, что способны играть совершенно разную музыку. Если у меня свернет крышу, и я захочу играть, к примеру, жесткую электронную музыку, то, по крайней мере, часть из них сможет меня поддержать.