2006 03 25 Донецк: «Апрельские трели Светланы Сургановой»

корреспондент — Полина ОРЕХОВА

В то время как часть дончан наслаждалась выступлением Ирины Аллегровой, другая — жадно курила у дверей бара «Gung’ю’бazz» в ожидании программы Светланы Сургановой «КругоСветка». В ноябре прошлого года Светлана посетила Донецк в рамках тура и теперь вновь оказалась в донбасской столице.

Открытая для поклонников и журналистов, Сурганова с удовольствием общалась и с теми, и с другими.

«Люблю меняться…»

— Ради вашего концерта нам пришлось уйти с середины концерта Ирины Аллегровой. Вы нас не осуждаете?

— И как вам она?

— Очень плохо… Надеемся, вы никогда не станете такой, как все эти попсовые певицы.

— Не согласна с вами. У нас достаточно много достойных популярных исполнительниц. Например, Алена Свиридова мне очень нравится. Она бывший медработник. У нее совершенно неповторимый, очень подкупающий, глубинный тембр голоса. Мне она нравится как автор — у нее прекрасные мелодии. Она замечательный исполнитель. Чета Варум — талантливые ребята. Варум — женщина в двадцать пятой степени. Ее милое кокетство не может не подкупать. Это такая чарующая, безобидная спекуляция своим полом. Агутин просто гений, я считаю. Такой талантище!

Светлане нравится удивлять. В прошлый ее приезд «TV-МИР» описывал задорного белокурого ангела, который сегодня превратился в озорного мальчугана с коротким ежиком на голове. Бесформенный пиджак, широкие штаны, ни намека на грим. Что это означает? Многие приписывают такой стиль нетрадиционной ориентации. Однако куда более вероятно, что он означает подсознательный протест против глупой, слащавой и безликой женственности. В бесформенной одежде, почти без волос, без косметики — Светлана безумно очаровательна. Своим творчеством, талантом, энергетикой, горящими глазами и обезоруживающей улыбкой она влечет куда сильнее полураздетых, разукрашенных девиц, которыми кишит современная эстрада. Все мужчины в баре смотрят на нее с восхищением. Доказательством своеобразного протеста служит и то озорство в голосе, с которым Светлана рассказывает, что побрилась на Международный женский день.

— С чем связано изменение вашей… прически?

— Люблю меняться, люблю экспериментировать. Просто я почувствовала усталость от волос и решила от них избавиться. Побрилась 2 января и брилась до 8 марта. Последний раз побрилась в Международный женский день и с тех пор отрастаю.

«Когда сидящий зал встает — это победа!»

Сидеть за столиками в баре никто не собирался. Все теснились поближе к сцене. К началу концерта поклонники столпились настолько тесно, что становилось сложно дышать. На сцене тоже находились, как говорится, в тесноте, да не в обиде. «Оркестр» Светланы состоит из семи человек, поэтому не удивительно, что при количестве аппаратуры на сцене музыканты барабанили и дудели прямо на ухо ближайшему товарищу. От активности у клавишника Валеры очень скоро даже кепка стала мокрой от пота. Светлана после очередных аплодисментов публики говорила: «С вами так тепло» и, улыбаясь, вытирала рукой влажный лоб. Группа выкладывалась на все сто.

— Вам понравилось, как прошло выступление?

— Мы отыграли большое количество концертов в рамках тура «КругоСветка», и это, наверное, нас сплотило. Непростой получился концерт, прямо скажу. Непривычно для нашего коллектива играть в таких маленьких помещениях. Это скорее исключение, нежели правило. Плюс мы друг с другом не виделись давно, вышли на сцену, обрадовались и мочили по полной.

Несмотря на то, что донецкие клубы уже давно могут позволить себе приглашать популярных исполнителей, а не только малоизвестные коллективы, а популярные исполнители, в свою очередь, уже давно нашли определенные плюсы в выступлениях на небольших клубных сценах, зрителей по-прежнему продолжает интересовать, в каких залах уютнее выступать.

— Какие залы вам ближе?

— По атмосфере мне нравятся и большие, и маленькие залы. Самые сложные, на мой взгляд, — это сидящие — академические залы. Хочется, чтобы народ был раскрепощен: двигался, танцевал, выказывал свои эмоции. Сидящий зал расшевелить сложнее. Но когда уж там зритель встает — это победа!

— На вас влияет реакция публики?

— Конечно. Я должна понимать, как реагируют зрители, нравится ли им то, что делаю я и ребята. Это определенная подпитка.

«Рок — состояние души…»

Правду говорят, если то, что вы делаете, достойно внимания, вы его получите. У Светланы Сургановой — огромное число фанатов. И все дело не только в том, что у нее замечательная, ни на кого не похожая, музыка. И даже не в том, что слова проникают в самую душу. И не в том, что она может играть своим голосом, переходя от хриплого мужского баса к тонкому пронзительному тембру. Светлана умеет общаться с публикой. Она открыта, тактична и откровенна. Все ее замечания на концертах — тонкая ирония. «А сейчас начинаем птичью тему», — говорит Светлана, наигрывая проигрыш песни «Ворон». «Всем птицам, погибшим от птичьего гриппа, посвящается…» И уже в конце песни: «Всем птицам желаем здоровья».

— Светлана, музыка в стиле ска, фанк, рок, джаз, латино — это попытки расширить круг слушателей или отсутствие возможности замкнуть себя в рамки?

— Мне очень нравится и ска, и фанк, и рок-балладные вещи, и классика. Мне просто нравится музыка, как таковая, во всех ее проявлениях. Это игра форм. Содержание — понятно, оно есть. А формы — я имею право играть ими, как жонглерными шариками.

— В настоящее время рок-н-ролл сливается с шоу-бизнесом. Это значит, что он умирает?

— Рок-музыкантам тоже нужно кушать. Рок — состояние души, но когда это еще и коммерчески успешно, я считаю, нет ничего плохого. Некоторые, конечно, спекулируют, но время все отсеет и поставит на свои места. Рок-н-ролл жив. И мы еще живы. И Борис Борисыч, слава Богу, еще жив.

— У вас записано по одной песне на стихи поэтов Серебряного века. Это такой принцип — по одной?

— Никакого принципа нет. Если вдруг я совершенно случайно наткнусь еще на какое-нибудь стихотворение того же Лорки или Бродского, я с удовольствием его озвучу. Подбор стихов, на которые написаны песни, был достаточно случаен. Просто пришлось ко времени, и глаза натыкались на те слова, которые в тот момент были близки моему настроению. Наверное, я редко стала открывать стихи великих поэтов, иначе они, возможно, чаще появлялись бы в моих песнях. Очень много своих стихов шлют современные авторы. Один из последних примеров — песня «Я теряю тебя» на стихи Киры Лениной — современной питерской поэтессы, которая просто пронзила меня своим творчеством, и я не смогла не написать песню.

«Любовь — это путь…»

Во время выступления Светлана озорно смеется. Казалось бы, такой образ должен вызывать дисгармонию наряду с серьезными, зачастую с надрывом, песнями. Но, глядя на нее, почему-то вспоминается Леся Украинка со своим «Нет, я буду сквозь слезы смеяться…» Она умеет располагать к себе людей. Сургановой достаточно попросить не курить в зале, чтобы ярые курильщики мужественно продержались без сигарет все выступление. На просьбу дать автограф на пачке сигарет Светлана отвечает: «Вы знаете, я такая противница всего этого. Не хочу пропагандировать. Найдите что-нибудь другое, на чем можно расписаться». У Светланы удивительная способность сочетать в себе мудрость с непринужденностью.

— Обычно поэты, которые достигают возраста Пушкина, испытывают некое переосмысление жизни. Как с этим обстоят дела у вас?

— Не со мной. К сожалению, с моими друзьями. Я пока держусь. Те переосмысления, что со мной происходят, не носят деструктивный характер. Пока хватает сил, терпения, может, мудрости. Мне повезло с окружением. Мои переосмысления пока все в мою пользу.

— Светлана, вы много поете о любви. Что для вас любовь?

— Это путь. Путь к внутренней гармонии со всем миром и, конечно, с человеком. Я иду этим путем. Если я остановлюсь, я умру.

— Как вы относитесь к случайностям и знакам?

— Очень внимательно. Нельзя их игнорировать. Нужно быть очень внимательным и уметь их трактовать. Я читаю знаки, и мне это очень помогает.

— Вы живете по определенному графику или предпочитаете свободный стиль жизни?

— Пока приходится жить в определенном графике. Существуют обязательства перед звукозаписывающей компанией, которая нас выпускает. Я, честно говоря, уже давно мечтаю с полгодика поплевать в потолок.

Двухчасовой концерт подходит к концу. В туалете оживленно беседуют иногородние поклонницы. Они ездят за Светланой по всей Украине. «Ну как концерт?» «Супер! В прошлый раз на 34-ой авеню намного хуже был». «А мне больше в Киеве понравилось. Такой улет! Мне даже очки сломали!»

Зрители расходятся по бару, Светлана со своим оркестром удаляется всего на несколько минут. Впереди у нее еще много работы: общение с поклонницами, автограф-сессия, пресс-конференция.

— Как вы любите отдыхать после концертов?

— Очень люблю спать, особенно в последнее время. А вообще люблю подвижный отдых: путешествия, спорт. Я экстремальный человек, в разумных пределах.

— Поклонники ждут от вас следующий альбом. Как в планах он будет называться?

— Мне бы не хотелось говорить сейчас о будущем альбоме, дабы не сглазить.

— В этом году он возможен?

— Я думаю, это неправильно с коммерческой точки зрения. К сожалению, надо учитывать и эти моменты тоже. Если он появится, то не раньше следующего сезона.

Какой Светлана предстанет публике в следующем альбоме — остается только гадать.

Весна идет — весне дорогу!

К весне у Светланы Сургановой особое отношение. Подобно тому, как в апреле оживает природа, оживает творчество Светланы:

апрель 2004 г. — записана сразу ставшая хитом песня «Апрельская»;

апрель 2005 г. — презентация нового альбома «Возлюбленная Шопена»;

апрель 2006 г. — выпуск DVD-записи 50-го концерта «КругоСветки».

Другие фото Светланы Сургановой вы можете посмотреть и скачать тут…