2008 10 26 Апельсин: «Визит экс-«снайпера» без своего Оркестра»
Воскресным вечером возле здания Дворца молодежи в Екатеринбурге толпились люди, многие – с цветами в руках. Было по-осеннему холодно, но верные поклонники терпеливо ждали начала акустического концерта Светланы Сургановой. На этот раз бывший «снайпер» отправилась в тур без своего Оркестра. На сцене морально и физически певицу поддерживал только верный друг-гитарист Валерий Тхай. Пока дуэт зажигал публику, директор группы «Сурганова и Оркестр» Наталья Леушина отдувалась вместо Светланы Яковлевны, отвечая на вопросы корреспондента «Апельсина».
– Наталья, расскажите, какие песни вошли в программу?
– Светлана исполняет песни, которые никогда не пели «Ночные снайперы». Некоторые взяты из альбома «Дохлый Сурик», другие появились еще до создания «Снайперов» и никогда еще не издавались.
В гримерке слышно, что происходит на сцене – Светлана исполняет песню с сингла «Корабли». Зал подпевает.
– Да, известные хиты все же есть, – признает Наталья. – Все равно акустические песни очень многим людям незнакомы, а слушать такой материал на протяжении всего концерта достаточно тяжело. Поэтому приходится разбивать их хитами – так легче концерт воспринимается.
– Светлана записывает новые альбомы, но, как правило, все это уже знакомые песни…
– Это не так. В альбоме «Возлюбленная Шопена» не повторилась ни одна песня из «Неужели не я». В альбоме «Соль» есть песни, которые исполнялись на концертах, но нигде еще опубликованы не были, а из ранее выходивших в альбоме оказалась только песня «Среди огней ночного Петербурга». Если на диске и есть одна – две старые песни, они всегда записаны в новых аранжировках. Но в любом случае 80% составляет неопубликованный материал…
– В чем вам видится причина не увядающей популярности группы?
– Значит, люди продолжают находить какой-то отклик в своей душе. За те 5 лет, которые существует Оркестр, появилось очень много поклонников. Когда мы первый раз приезжали в Екатеринбург летом 2003 года (тоже с акустикой), слушателей набралось немного – человек 80. А когда выступали в январе 2004, было человек 500, а осенью 2004-го мы собрали уже полный зал в «Космосе» – больше двух тысяч человек.
– А вы ведете какую-то статистику, например, по возрасту поклонников разделяете?
– Поклонникам группы – от пяти лет и до 85. Нам девушка писала, что приходила на концерт со своим дедушкой, который очень любит слушать Сурганову. Маленьких деток приводят родители. На концертах мы видим, что в зале сидят родители даже с двухлетними малышами.
– В этом году вы отмечаете сразу три юбилея. Как прошло празднование пятилетия группы «Сурганова и Оркестр»?
– Пятилетний юбилей мы отметили в апреле двумя большими концертами в Москве и Питере. Ну и еще в пару городов ездили с выступлениями. Юбилей самой Сургановой отметим в Киеве. Организаторы этого концерта начали переговоры где-то за год, поэтому будем праздновать именно в этом городе. Там пройдут 2 концерта: один – в Большом концертном зале, а на следующий день – в клубе.
– Без подарков конечно не обойдется. Что обычно дарят на концертах?
– Чаще всего, конечно, цветы. И всегда – очень красивые. Иногда контролерши в старых провинциальных ДК, где мы выступаем, говорят, что цветов Сургановой дарят даже больше, чем Пугачевой. В Москве мы букеты иногда на трех легковых машинах увозим. Пару раз отправляли цветы в московский хоспис, где лежат тяжело больные люди. Если после концерта из Москвы сразу возвращаемся в Петербург, то часть цветов забираем домой. Только часть! Букетов бывает столько, что они и в купе не помещаются.
– Еще один юбилей этого года – пятнадцатилетие группы «Ночные снайперы». Насколько значимо это событие для Светланы?
– Конечно, это значит для нее очень много. «НС» – это большая страница в ее жизни. Но, если бы была возможность вернуть все назад, все было бы так же. Был расцвет группы, своя энергетика… «Снайперы» сыграли определенную роль в истории рок-культуры, да и вообще музыкальной культуры. Но там Свете творить не давали, поэтому она и занимается этим в другой группе. Ей предлагали сделать к юбилею совместный акустический тур этой осенью, организовать 40 совместных концертов, но потом идея как-то рассосалась. «Почему?» – вопрос к Диане Арбениной. Это все-таки совместный проект, и если один человек не хочет, то не состоится ничего. Светлана же была согласна на совместный тур, потому что это дань истории. Конечно, сейчас песни бы звучали совсем по-другому, потому что Света и Диана повзрослели, многое пережили. И эмоции, естественно, были бы совершенно другими.
– Почему юбилейный альбом «Снайперов» решено было выпустить на виниле?
– Это тоже вопрос к Арбениной. На этом альбоме нет ни одного произведения Светы, о его выходе ее просто поставили в известность. Она написала предисловие к альбому, но его отредактировали без ее ведома. Она была не совсем согласна с этой правкой и об этом сказала, но… от этого мало что зависело, мягко говоря. Идет зачистка информации о Свете. А она относится к этому снисходительно. Речь идет даже не о всепрощении: кто знает, тот и так все знает. Зачем махать руками? – Альбом «Канарский» благодаря Интернету уже разошелся по рукам. Как Вы относитесь к такому пиратству?
– «Канарский» – это старые, хорошо всем известные песни, и понятно, что в Интернет они все уже давно выложены. Пираты на этом зарабатывают, но в то же время расширяют аудиторию артиста, распространяют его творчество. Это явление и со знаком «плюс» и со знаком «минус». Конечно, искусство должно принадлежать народу, и музыка, наверное, иногда должна быть бесплатной. Но чтобы она не перестала звучать, в нее надо что-то вкладывать – покупать новые гитары, хорошие инструменты, приставки. Для того чтобы записать альбом, кроме творческих сил нужна еще и техническая база. Нужны несколько студий: в одной записываешь, в другой сводишь, в третьей «мастеришь». В каждой студии – свой набор техники, очень дорогостоящей, труднодоступной.
– Как доходы от продажи «Канарского» распределились?
– Естественно, что все доходы от продажи и альбома, и юбилейных маек получит Арбенина. Свете этих денег и не надо. Они пригодились бы ей, когда она лежала в больнице с раком кишечника и нуждалась в дорогих обезболивающих, в лекарствах. Тогда деньги помогли бы ей снять эту боль жуткую. А сейчас она с усмешкой снисходительно к этому относится. Света привезла Дину в Питер, познакомила со всеми друзьями. Вместе они решили организовать группу «Ночные снайперы». Светлана попросила своего друга Константина Арбенина расписаться с Дианой, потому что у той не было прописки. Между делом Диане, видимо, хотелось более благозвучную фамилию приобрести. Света ощущала себя учителем, продюсером, хотела продвинуть человека, который только-только начал чему-то учиться. А потом ученица отодвинула учителя. Света сначала уступала, чтобы ни у кого не возникало дискомфорта. Потом она очень сильно заболела, и, тем не менее, не было сорвано практически ни одного концерта. Она всегда, даже будучи больной, выходила к публике. Когда Светлане делали операцию, естественно, группа выступала без нее. Света долго пролежала в больнице, а в это время директор «Снайперов» Лариса Пальцева и Арбенина подписали бумаги со звукозаписывающей компанией, по которым получалось, что в группе только один человек – Диана. Светлана же стала числиться только как исполнитель и автор нескольких песен с первых альбомов. По сути, Свету просто выставили из группы, оставив вообще без копейки в момент, когда ей требовалось лечение.
– А сейчас как обстоят дела со здоровьем?
– Более или менее благополучно. Понятно, что если у человека было 4 полостные операции, надо соблюдать как минимум диету… Тем временем человек, которому надо соблюдать диету, заражал публику своим жизнелюбием. Светлана исполнила обязательную программу, в которую вошли песни «Устроенность», «Неужели не я», «Далеко как никогда», «Весна». А потом к сцене потянулись поклонники с записочками, в которых просили исполнить ту или иную песню. Светлана была приятно удивлена выбором публики: «Даже такие раритеты помните? Спасибо!». Валерия Тхая тоже не забыли – попросили исполнить развеселую песню про Му-Му, от которой зал был в восторге. Со стороны Светланы без импровизации тоже не обошлось. К песне «Милая девочка» она досочинила еще один «куплет», в котором заклинала всех улыбаться, потому что самые большие глупости в мире делаются с хмурыми лицами. И зал улыбался, танцевал, подпевал, прыгал и хлопал. На прощание Сурганова продемонстрировала, как она умеет жонглировать апельсинами, и вместе с Валерием упорхнула за кулисы, оставив публику в совершенном восторге.
До поезда на Пермь оставалось совсем немного времени, но Светлана Яковлевна все же нашла несколько минуток для общения с журналистом.
– Расскажите, с каким настроением Вы вышли на сцену и с каким ушли?
– Выхожу я всегда с одним настроением – скорей бы все это закончилось, зачем я вообще ввязалась в эту историю и скорей бы умереть! Первые 30 секунд у меня всегда одно желание – скорей бы убежать со сцены. А потом… Сцена – это определенный кайф, определенный наркотик и совершенно универсальный доктор, потому что то количество адреналина, которое вырабатывается, особенно в первые секунды выступления, способно излечить любой недуг. Адреналин – это же такой универсальный гормон, который стимулирует всю жизнедеятельность организма. Выходишь с насморком, разбитый, вялый… Пять минут на сцене – и ты здоров, как новенький! Ну, а тем более, если такой прием колоссальный, как это было сегодня, то, конечно, на крыльях счастья улетаешь с этой сцены, – говорит Светлана, и радостная улыбка подтверждает ее слова.
– Уральская публика чем-то отличается от других поклонников?
– Ну конечно! Это очень энергичная, по-настоящему живая публика, совершенно лишенная всякой зажатости. Первый и главный отличительный признак – это открытость. И, конечно, с таким залом очень приятно работать.
– А куда Вы в этот раз дели Оркестр?
– Спрятала в маленький такой ящичек, – улыбается Светлана Яковлевна и тут же оговаривается: – Я шучу. На самом деле все в порядке, все функционируют. Просто эта программа, которую мы готовимся издать отдельным альбомом, создавалась нами двумя… Или… Как правильно сказать? – обращается она к Валерию, – двумя, двоими? Ты меня совсем запутал с падежами этой твоей Му-Мой!..
– Двоими, – отвечает Светлане смеющейся Тхай и добавляет. – Мы с ребятами готовим новую программу, уже репетируем, и весной сможем ее показать публике.
– Не будем обещать, – перебивает Светлана. – Просто почувствовалась потребность основательно обновить репертуар, написать новых песен. Конечно, для этого необходимо время. Поэтому мы и взяли такую паузу в плане оркестровых выступлений. Тем более акустика – это совершенно самостоятельный жанр. Мы с него начинали и теперь вернулись к истокам. До Оркестра существовал такой дуэт – Тхай-Сурганова – в таком состоянии нас многие знали и любили. Программа как раз для тех людей, которые любили и любят нашу акустику.
– Как известно, кроме нового альбома Вы готовите к выходу книгу. Когда ее можно будет купить?
– Это процесс, который затянулся на года. Постоянно что-то мешает, возникают какие-то важные актуальные проблемы – выпуск одного диска, выпуск другого. Спокойно сесть, сосредоточиться и сделать эту подборку текстов, стихов, прозы – пока катастрофически не хватает времени. Хотя я уже успела растрындеть всем, пообещала. И сдержу свое обещание! У нас в принципе остался один должок – Юл Абрамов…
Это известная история Юл Абрамов – хороший знакомый Светланы Сургановой. На тренировках по каратэ он повредил родинку на стопе и умер от меланомы. В последний год его жизни Светлана и Валерий поддерживали друга, как могли. Юл был хорошим музыкантом и поэтом, и Светлане очень хотелось, чтобы после этого человека что-то осталось. Поэтому она помогла записать его песни. И теперь обещает:
– Мы выпустим альбом Юла, а потом я с чистой совестью вернусь к собственному творчеству.
– Светлана, у Вас скоро День рождения… Расскажите про самый запомнившийся из них.
– Самый запоминающийся День рождения был, когда мне исполнилось три года. У мамы собрались ее сотрудники, стали пить шампанское, а пустые бутылки складывали под стол. Я сидела под столом, который был накрыт белой скатертью, и там допивала эти оставшиеся капли шампанского, – смеется Света. – Вот так началась моя алкогольная практика.
– Началась и с тех пор остановиться не может, – шутит Валерий.
– А самый оригинальный подарок?
– Я не хочу никого обижать, потому что все подарки делались от чистого сердца. Были и самодельные, и какие-то экзотические, привезенные из разных стран. Кто-то прознал, что я собираю струнные народные инструменты. Мне даже египетскую скрипку подарили – совершенно уникальный инструмент! Но не хочу заострять на этом внимание, потому что до празднования Дня рождения еще очень много дней, – мечтательно улыбнулась Света.
Анастасия ТУРУШКИНА