2007 07 24 Смена: «Мои пальцы сами сочиняют песни»

Светлана Сурганова получила известность, когда вместе с Дианой Арбениной пела в группе «Ночные снайперы». Это сейчас девичьих голосов в русском роке хоть отбавляй, а тогда «Снайперы» и Земфира были первыми. Дуэт распался, творческие пути «снайперш» разошлись. Сургановой прочили неизбежный конец музыкальной карьеры. Потом поползли слухи о серьезных проблемах с голосом. Но она выдержала, справилась, оказалась сильнее домыслов и слухов. Перед корреспондентом «Смены» Светлана предстала бодрой и не уворачивалась от самых каверзных вопросов.

«Мнение Дианы очень важно»

— Светлана, недавно вы представили публике совместный проект с питерской группой «Север Комбо». Некоторые ваши поклонники волнуются: что с коллективом «Сурганова и оркестр»? Он распадается или вы трудитесь на два фронта?
— С «Оркестром» все в порядке! Мы работаем. Готовимся к концерту в Молдове.
— Насколько я знаю, вместе с «Севером» вы успели записать альбом…
— Этого диска я ждала пять лет. Это первенец группы «Север Комбо». Но так как наработки у ребят были еще до знакомства со мной, я могу сказать, что альбом готовился семь лет. Семь лет можно сравнить с семью звездами — очень хорошая выдержка, как у качественного алкоголя.
— И как же будет называться ваше новое творение?
— На одной из творческих встреч с моими слушателями я устроила что-то вроде голосования. Предложила три названия: «Когда смеются балкончики» (цитата из Мариенгофа), «Солнце и радость» (цитата из Тарковского) и «Соль». По результатам голосования победил первый вариант.
— Не всякий музыкант так доверяет публике. А насколько вы чувствительны к критике?
— Я не верю тем художникам, которые говорят, что творят только для себя и им не важен резонанс. У меня все по-другому. Порой я очень болезненно реагирую на критику. Мне очень важно мнение близких, родных людей и коллег по цеху. Особенно Динки Арбениной…
Трезвость — залог успеха
— Каким было ваше первое музыкальное образование?
— Я продолжаю его получать — и сейчас учусь, тренируюсь. Овладеть инструментом в полной мере, по-моему, невозможно. Первое мое музыкальное образование было дворово-коммунальным. Мы с семьей жили в коммуналке, сосед поигрывал на гитаре, а я подслушивала аккорды. Потом перед глазами оказался другой пример — одноклассник. Он был отличником, здорово разбирался в математике и столь же отлично играл на гитаре. Я очень завидовала ему и думала: «Ну математику я, конечно, не осилю, а вот игре на гитаре все-таки научусь!»
— Как вы пишете песни? Сначала текст, потом музыку или наоборот?
— Люблю этот вопрос. Мне, как и вам, тоже всегда любопытно узнать — как там у других? Мои песни сочиняют пальцы. Я беру гитару и наигрываю что-то, импровизирую. Потом вырисовывается текст — он для меня вторичен.
— Вы помните самую первую свою песню?
— Да, помню. Мне было лет четырнадцать. Песня была про дождь, про ненастную погоду. Никогда не забуду эти ощущения. Тогда я ходила в ЦПКиО на тренировки по настольному теннису. Теннисные столы на открытой площадке размокали от дождя, играть было невозможно, и я, раздосадованная, написала такую песню.
— В каком состоянии вы обычно творите?
— В состоянии полной эйфории! Но вот разочарование для некоторых: представляете, я пишу на трезвую голову!
Любой шум — часть музыки
— Многим успешным музыкантам часто приносят свои записи молодые группы. Вам когда-нибудь передавали что-то интересное?
— Да, мне часто передают диски. Иногда я даже успеваю что-то послушать. Но даже то, что мне очень нравится, оседает во мне без ответной реакции. Наверное, это очень плохо…
— А есть такой исполнитель, на концерт которого вы хотели бы попасть прямо сейчас?
— Хотелось бы увидеть Стинга. Он для меня — музыкант номер один. А вообще я радуюсь всей музыке, всем концертам. Вот такое всеобъемлющее ощущение…
— Вы занимаетесь музыкой много лет. Ее восприятие как-то меняется с возрастом?
— Сейчас я начала понимать, что в музыке нет ничего лишнего — важен любой шумовой эффект.
Португалия — хорошо, а Сочи — лучше
— В разгаре лето — сезон отпусков. Где вы предпочитаете отдыхать?
— Я разведала очень интересную страну — Португалию. Приезжаю оттуда со светящимся лицом. Страна эта располагает к полноценному отдохновению. Пока что она не столь коммерчески раскручена, поэтому советую всем: воспользуйтесь возможностью — съездите в Португалию!
— В последнее время одна из самых обсуждаемых тем — выбор столицей Олимпиады 2014 года города Сочи…
— Я очень рада этому выбору. Верю, что грядущее событие преобразит и улучшит этот и без того живописный край.
— Эта радость не вдохновит вас на создание какой-нибудь спортивной песни, гимна?
— Поживем — увидим. Не исключено! Ведь у меня уже был опыт аранжировки спортивного гимна! Моей знакомой скрипачке заказали написать гимн детской хоккейной команды «Спартак». Она позвонила мне. И мы сваяли такой гимн! Обе испытали такой душевный подъем, что захотелось играть в хоккей!
Доброе слово дороже медали
— Недавно Елена Погребижская написала книгу «Исповедь четырех». Вы — одна из главных героинь. Как вам в этой роли?
— Роли я еще не ощутила, опыта не осмыслила… Потому что книгу еще не читала. А вообще ощущение довольно странное. Первый вопрос: почему именно я удостоилась чести стать героиней? Неужели мало в этом мире достойных людей? Но у автора был такой творческий порыв, что мне не хотелось его прерывать.
— С ролью героини ясно. А как вы относитесь к наградам?
— Когда я вижу заслуженного, почтенного человека, ветерана, грудь которого украшена орденами и медалями, мне хочется подтянуться, встать и поклониться ему, поблагодарить его за то, что он в этом мире есть.
— А если вдруг медаль вручат вам?
— Мне? Медаль? Я никогда не коллекционировала ни значки, ни марки. Мне это неинтересно. Доброе слово гораздо ценнее.

Дарья Васильева