1998 11 08 Газета «Времена года»: интервью «Снайперизм как образ жизни»

С первой же минуты у меня возникло впечатление, что мы давным-давно знакомы. Как будто в то субботнее утро я шел мимо и зашел в гости. Обменяться новостями, поболтать о том, о сем. Просто побыть несколько минут там, где рады твоему приходу.

«Ночные снайперы» сидели на кухне и уплетали из банки омскую сгущенку. Хотели поделиться со мной, но я отказался. «Им ведь так нужны витамины и углеводы, — мелькнула у меня заботливо-отеческая мысль. — Они такие маленькие, хрупкие. Проехали почти три тысячи километров в плацкартном вагоне из Санкт-Петербурга в Омск, чтобы дать всего три концерта».

Наташа Кожевникова приложившая руку к этим гастролям, расквартировала «Ночных снайперов» у себя дома. Здесь мы и встретились. Со Светкой (она же Светлана Сурганова, вокал, скрипка, 1968 год рождения) и Дианой Сергеевной (она же Диана Арбенина, вокал, гитара, 1974 год рождения).

«Ночные снайперы» говорили так же, как выступали: то дуэтом, то сольно, то каждый о себе, то друг о друге. Поэтому так и будет построен дальнейший диалог: корреспондент газеты «Времена года» — «Ночные снайперы», или короче Снайперы.

Корр.: Расскажите, пожалуйста, немного о себе.

Снайперы: Диана Сергеевна родилась в Белоруссии, в маленьком городке. Ее родители — журналист и хирург. Как-то они взяли ее в охапку и увезли на самый конец света, на Чукотку. Там до Аляски совсем недалеко. На Чукотке они сменили три места, потом Магадан и учеба в педагогическом институте, которая была зловеще прервана моим (говорит Света — авт.) там появлением в 1993 году. Диане пришлось продолжить обучение в Санкт-Петербургском государственном университете, который она блистательно окончила и блистательно защитила дипломную работу. кстати, она была по творчеству Андрея Платонова. Вот так от своих любимых писателей, Платонов — один из них, она перешла к своему любимому занятию…

Светка родилась в Питере. Так получилось, что ее родители куда-то сразу же сгинули, и Светка провела три года в детдоме. Ее удочерила Лия Давыдовна Сурганова и взяла к себе в семью. Светка закончила две школы — музыкальную и общеобразовательную, потом медучилище и педиатрическую академию, но ни дня не работала по специальности. И сейчас она занимается своим любимым делом.

… Светка — Скорпион а я — Рак. Мы вышли из одной стихии — водной.

Корр.: А как вы познакомились? Это была любовь с первого взгляда?

Снайперы: Через нашу общую знакомую. Она привела нас в свой дом. Сначала я сыграла и спела, потом — она. И нам сразу стало все понятно. Несколько месяцев мы переписывались, а потом я (Светка — авт.) взяла академ и рванула в Магадан. Как у Высоцкого: «Мой друг уехал в Магадан»

Корр.: Насколько я знаю, вы лауреаты многочисленных конкурсов, включая международные.

Снайперы: В 93 году мы спелись. В Петербурге проходил Всероссийский фестиваль авторской песни. Для меня он был уже второй, а Диана Сергеевна выступала впервые. Это был наш лауреатский дебют. Потом — Магадан, где родилось название — «Ночные снайперы». Самарский студенческий фестиваль. Питерские «Хрустальный микрофон», «Русский модерн». Случались события крупномасштабные, стадионного порядка. Мы бывали за границей, например, в Дании. Одним словом, облауреатились.

Корр.: Кто ходит на ваши концерты? Каков круг ваших знакомых?

Снайперы: Довольно разношерстная публика. Нас ходят слушать. В Питере живет хиппи, которого называют «Танцующий человек». Он танцует под любую музыку, и мы его нередко видим на своих концертах. В Питере много хиппи. Они уже не такие длинноволосые. Однажды на концерте Умки, где выступали и мы, в зале на 90 мест собралось более 200 человек, и почти все — хиппи. Круг наших знакомых? Начиная с актеров и заканчивая моряками дальнего плавания. Даже сталевары. Из музыкантов — Настя Полева. Светлана Лосева — одна из лучших рок-журналистов Питера.

Корр.: Ваше отношение к современным отечественным рок-звездам.

Снайперы: Вячеслав Бутусов. Это наша общая симпатия.

Корр.: К какому поколению вы смогли бы себя отнести?

Снайперы: Мы, наверное, принадлежим к нескольким поколениям. Можно сказать так: мы — взрослая, зрелая молодежь.

Корр.: Что вы любите, что нет?

Снайперы: Не любим глупость во всех ее проявлениях. Отсутствие деликатности. Не нравится откровенная вульгарность. Отдаем предпочтение людям утонченным, с чувством юмора, с внутренним стержнем. Говорят, слабых людей надо жалеть. Не жалеть их надо, а помогать им.

Корр.: Скажите, ваше творчество и есть ваш хлеб, ваш заработок?

Снайперы: Достаточно дать восемь концертов в месяц, чтобы потом некоторое время жить. Но мы выступаем не ради того, чтобы заработать деньги. Это наш способ жизни. Когда я (Света — авт.) считаю эти десятки, которые люди заплатили за наш концерт, я безумно им благодарна, и мне хочется работать и работать.

Корр.: То есть нет никаких дополнительных источников?

Снайперы: Светка мыла какое-то время посуду в ресторане «Граф Суворов», массажем занималась, а я давала уроки английского. Мы снимаем комнату в Питере, которая стоит 50 баксов в месяц. Но я вам сейчас приведу одно высказывание. Есть такой поэт Игорь Доберман, и он как-то сказал: «Нельзя одной и той же жопой сидеть на встречных поездах». Нельзя мыть посуду, учить английскому языку и при этом играть на скрипке. Ни там, ни тут. И вовсе не нужно думать, что мы какие-то несчастные и обездоленные.

Корр.: У вас есть цель?

Снайперы: Развиваться. Как музыканты, как личности.

Корр.: Вы хотели бы стать знаменитыми, почувствовать вокруг себя ажиотаж?

Снайперы: Таким людям нельзя завидовать. Очень много печальных примеров, начиная с принцессы Дианы и заканчивая Игорем Сориным. Он сломался, не выдержал напора популярности. Понимаете, когда эта машина запущена, то ее трудно остановить. Пытаешься сделать это механически — не получается, руки отрубает. Потом суешь туда голову, хочешь докричаться — оставьте меня в покое. Тем самым летишь с 12-го этажа.

Корр.: Как принято говорить, ваши творческие планы.

Снайперы: Сейчас подходит к концу работа над новой программой. Это около 30 песен, созданных в той же эстетике. Новых для слушателя.

Корр.: Вы сами все пишете?

Снайперы: Да. Иногда, правда, берутся тексты у других поэтов. Происходит такой творческий процесс рождения. Он монолитен, в нем все взаимосвязано — и ритм, и мелодия, и текст. Как зазвучит в голове, так и заиграешь.

Корр.: Как вас принимает омская публика? Как вы ее оцениваете?

Снайперы: В Питере зритель более избалованный и строгий. Его удивить сложно. здесь же народ приветливый. Нет такого наносного апломба. Принимают нас хорошо. Наверное, это связано с нашей естественностью: какие мы есть — такие и есть. А вообще, здесь царит какая-то здоровая сибирская энергетика.

Питерские «Ночные снайперы» отстрелялись в Омске. Три аншлаговых концерта, новые поклонники, новые друзья. За этим ехали к нам Светлана Сурганова и Диана Арбенина — все это и получили. Потому что по-другому и быть не могло. Бочка меду, которую прикатили питерцы, разошлась в три приема. А ложка дегтю — так это, как считают «Ночные снайперы», для пикантности. Чтобы жизнь медом не казалась.

08.11.1998