2000 01 «Музгазета»: «Земфира Ночным Снайперам — Давайте не теряться!»

Андрей ЮДИН

Модную группу НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ анонсируют на афишах как «самую рок-н-ролльную в Питере». Это скрипку-то и акустическую гитару?..

Передаю свои ощущения. Сидишь в крохотном, всего на сорок мест, «Чаплин-клубе». На сцене — две милых леди, Диана Арбенина и Светлана Сурганова. Слушаешь одну их песню, вторую… Вроде интересно, необычно, но не более. А вот на третьей песне тебя вдруг начинает пробивать: ты уже сам резонируешь, как скрипичная струна. Это, наверное, и есть тот самый драйв, без которого нет рок-н-ролла…

В принципе, СНАЙПЕРЫ давно уже не акустический дуэт. Прошлым летом к девушкам присоединилась ритм-секция бывшего НАУТИЛУСА, вместе с которой пришло и плотное электрическое звучание.

Группа уже полюбились привередливой Москве, съездила с концертами по России. На ОРТ показали клип, снятый на песню «Колыбельная по-снайперски». На их концерт в российской столице пришла Земфира, послушала, а потом… пригласила к себе домой. Всю ночь просидели, выпивали, общались. Как сказали «снайперши»: «Это не было тусовкой — это было впитыванием личностей».

— Вам повезло дважды: в первый раз — когда вас услышал в Интернете Саша Канарский, американец русского происхождения, и предложил спонсорскую помощь; и второй раз — когда поклонники помогли вам выпустить двойной диск («Капля дегтя» и «В бочке меда»). Можно рассматривать это везение как случайность?

— Каждая случайность закономерна, так что наш вариант — не случайность. Мы просто к этому целенаправленно шли, мы не знали, как это будет, но ощущение удачи, безусловно, было.

— Вело ощущение «своей звезды»?

— Да.

— А что еще было судьбоносного?

— Да то, что мы вообще встретились. Диана жила в Магадане, Света — в Питере. Из разряда «чуд» и то, что наш директор Светлана Лосева подогнала под нас ритм-секцию НАУТИЛУСА. Просто, как товарный вагон, подогнала, и все срослось — это здорово. Нам обеим очень нравился НАУ всегда, просто кармическая группа для нас была. И так получилось, что НАУ развалилась и ребята остались не востребованы. Сегодня они с нами. Это барабанщик Алик Потапкин и басист Игорь «Гога» Копылов, чудные ребята, и мы им благодарны.

— Свою ритм-секцию вы, наверное, гоняете: ребята, вы нам нужны для того, чтоб делать нас более крутыми?..

— Нет. Мы рождаем идею, а музыканты ее оформляют. К примеру, «Колыбельную по-снайперски» довел до ума Гога. Она была просто колыбельная, а он сделал один рифф, на котором вся песня и держится. «Католический священник» — Алика заслуга. Он как-то ее гармонически собрал… Ребята — действительно музыканты и профи своего дела. А мы — идееносители. Front-girls…

— Имея в виду высокое качество текстов и музыки, вас называют женской ипостасью БГ. Это как — напрягает, льстит, вызывает смех?

— На самом деле все прикольно, потому что сколько людей, столько мнений. Нам очень нравится БГ, безусловно, но нам более понятно, когда нас все же сравнивают с НАУТИЛУСОМ и говорят (учитывая ритм-секцию НАУ): «У этих девчонок такой саунд НАУТИЛУСА!». Кто-то говорит о бардовской песне, о классических блюзах. Некоторые плечами пожимают: да, кайфово, ни на что не похоже и мы не можем подобрать вам определение.

— Как сами считаете, подошло бы вашему стилю такое определение: «жестокий романс с рок-н-ролльным драйвом»?

— Здорово!

— И все же в какой степени вас можно назвать «женской» группой? В чем это выражается? В подаче, музыке, текстах?

— В половом вопросе! Шутим. Хотя пол, конечно, довлеет, никуда от него не деться, и, слава Богу, нам он очень нравится. Другое дело, мы какие-то слишком сильные, мне кажется, для обыденного понимания женщины. Нет никаких вот этих «мур-р», все очень жестко. Без соплей.

— А песни вы вместе пишете?

— Нет. Процесс этот весьма интимный.

— То есть ваши тексты автобиографичны?

— Все. И когда пишется от мужского имени, а поется таким низким женским эротичным голосом… Зачем ретушировать свои чувства, если ты все равно чувствуешь так — от мужского лица?

— У вас есть призыв: давайте красиво переживать то грустное, что есть. Типа «печаль моя светла».

— Безусловно. Никакого отрицания, никакого декаданса.

— Кто ваш слушатель?

— Очень разношерстная публика — от бандитов до рафинированной молодежи. Вот именно это-то и радует. Главное для нас — слушатель должен быть незакомплексованным. Не нравится — говори, нравится — тоже говори, но только не сиди и не сжимайся, вот этого мы терпеть не можем!

— Цитирую: «Самый загадочный период нашей жизни — это работа в магаданском казино». Я представил вас на фоне магаданских братков — и жутко стало…

— Да, казино называлось «Империал», и мы проработали в нем пять лет… Ничего жуткого не припомним, а вот смешной случай был. Посетитель один раскачивался на стуле в такт нашим песням… и разломал его, просто в щепки! Стул же итальянский оказался. Дорогой!

У этой истории было продолжение, уже в Питере. Мы играли в таком тематическом месте — «Классик» называется. Исполняли песню «Тоска». И парня одного пробило (он был восточной национальности). Подошел и говорит: «Девчонки, еще раз спойте». Мы спели — никогда не нужно связываться. Он говорит: «Хорошо, еще раз». После этого пригласил нас за столик. Мы сели и спели «Тоску» уже в четвертый раз. После этого он сорвался, побежал, отрезал кому-то ухо — тут же началась разборка, — вернулся к нам, выпил водки и говорит: «О’кей, а теперь еще раз!».

— Я думал, он вам его подарил!..

— Кого? Ухо?.. Не-е-ет!

— Наверное, бесполезно спрашивать у вас, что Земфире и Маше с «медведями» в вас понравилось, — это у них надо спрашивать. Хотя когда вы давали первый концерт в Москве, успех был настолько потрясающим, что Маша Макарова непроизвольно сказала: «Как же я теперь после них на сцену-то выйду?». А что вас привлекло в Земфире и в Маше?

— В Земфире — смелость и, конечно, профессионализм. А что касается Маши… Нравится, что она, несмотря на все сложности, которые есть у нас всех, держится. Она намного младше, очень хрупкая, женственная, ей немножечко сложнее, чем Земфире. Земфира — там более жесткая харизма. Конкретно о Земфире — у нее совершенно обалденные голосовые данные, это женский вокал, который можно поставить в один ряд с Аллой Борисовной или Агузаровой.

— Вас, наверное, с Машей еще и то роднит, что она в Исландии сняла свой клип «Рейкьявик», а вы жили месяц в Дании…

— Мы там ничего не делали. Просто жили.

— Как вы сказали в одном интервью: «… и это расширило наше сознание».

— Безусловно!

— А нет желания обратиться к Востоку — в Китае, к примеру, месяц пожить, в Японии?

— С удовольствием!

— Вообще, Восток вам интересен?

— Очень интересен. Более того, мы симпатизируем буддизму, буддизм — это одна из величайших религий — ну, что тут еще скажешь?.. А я (это говорит Света Сурганова) использую для оздоровления какие-то асаны, я одно время очень увлекалась йогой, и, в общем, это поддерживает мой тонус.

— Планы?

— Тривиальные — петь, записывать альбомы и постоянно развиваться. Собираемся скоро лететь в Америку.

— Наверное, было бы супер, если б Сева Новгородцев пригласил вас в Лондон, поиграть акустику на «Би-Би-Си»…

— Кстати, о птичках: если речь пойдет о том, что мы выберем, я думаю, мы поедем в акустике. Unplugged. Это более прикольно.

Кстати, о приколах. Пресловутый миллениум НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ встретили в поезде, который мчался сквозь ночную мглу из Минска в Питер. В купейном вагоне оказалось всего три человека — Диана, Света и проводница. «Девочки, может, что случилось? — допытывалась она. — В такой день только по скорбным делам ездят.» Отнекиваясь, «снайперши» угощали сердобольную проводницу мартини: «Пейте, пейте! Это не вино, а такой компот!..».

— Новогодняя ночь в поезде — это вызов был?

— Ничего подобного. Просто дата достаточно необычная. Какая-то вся круглая, поэтому и встретить хотелось необычно. А потом, не хотелось обижать кого-то из друзей, к которым мы чисто физически не успели бы попасть, кого-то не успели бы навестить. И поэтому мы просто решили слинять.

И на закуску — для непосвященных. Однажды зимним магаданским вечером Диана Арбенина и Светлана Сурганова шли на работу в казино, где исполняли свои песни. Когда они переходили дорогу, на перекрестке тормознула машина. В открывшееся окно выглянул мужчина и, явно заигрывая, с усмешкой спросил: «На охоту собрались, девочки?». Видимо, чехлы, в которых были инструменты, в темноте показались ему винтовками… Так у дуэта появилось название — НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ.

Музгазета, 2000.