2000 09 Журнал «Свистопляс»: «Военно-полевой роман»

Полночь. Только что закончился концерт. Вывалившие за глотком свежего воздуха зрители уже ждут следующего. Перед глазами раздолбанная дорога Овчинниковской набережной. В голове — «В этом городе живет небо…» Парадокс. За время своего существования НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ умудрились стать культовой клубной группой, оставаясь совершенно оторванными от теле — и радиоэфиров, выдающих виртуальную музыкальную реальность за действительность.

Музыкальная общественность в недоумении. Что такое НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ? Как их вписывать в шаблоны? Сразу после Земфиры или рядом с КОЛИБРИ? По прописке андерграунда или как?

Все начиналось как трогательная мелодрама. Студентка питерской Педиатрической Академии, Светлана Сурганова планомерно губила свой поэтический талант, пытаясь получить профессию врача. Юные сокурсницы окружали Светлану плотным кольцом, восторженно заглядывали в глаза и дружно просили: «Свет! Спой еще!» И Света пела, постепенно перевоплощаясь из педиатра в лекаря человеческих душ.

Приехавшая «на материк» на каникулы студентка Магаданского пединститута Диана Арбенина, заниматься психотерапией явно не собиралась. Но за компанию с одной знакомой, подсевшей на творчество юного педиатра, тоже как-то решила зайти. «Знаем мы этих девушек…» — подумывала про себя жительница столицы Колымы, готовясь к худшему, но все же порог коммунальной квартиры, куда ее привели, перешагнула.

На этом мелодрама перекочевала в жанр романа…

Часть 1. Питер

«Я тоже из тех очумевших поэтов, кто смог так легко в заблуждение впасть»

Света: Вообще-то, в первом классе я хотела стать спортивной гимнасткой. Я даже в школе на переменах крутила колесо, пыталась сальто делать. Очень этим нервировала…

Диана: …учительницу пения?

Света: …мою классную руководительницу. Она боялась, что меня при моем очередном кульбите старшеклассники затопчут.

Диана: Все новые и новые подробности узнаю я…

Света: Когда меня по каким-то причинам родители отказались вести в спортивную школу, это была трагедия. Спортивная школа потом трансформировалась в музыкальную, и, собственно, я никогда не жалела. Обычно в таком случае говорят: и вот я здесь.

ЮР: Странно, обычно музыкальная школа отбивает всякое желание играть дальше. Говорят, тем, кто играет на скрипке, нужно по 8 часов в день вот этим всем заниматься…

Диана: Так она так и делает. Сейчас она вернется домой и будет дальше заниматься.

Света: Да, я играю по 8 часов в день, но этих дней дай бог наберется 3-4 в неделю. Я, кстати, очень об этом жалею, потому что общение со скрипкой мне доставляет огромное удовольствие. Она меня многому учит, она очень много мне рассказывает, причем не только о самой себе, но и об окружающем мире. Когда ты общаешься с инструментом, это как Библия — говорит обо всем, все знает. Главное — найти общий язык.

…Между прочим, слухи о скрипичных экспромтах Светы уже давно затмили в Питере популярность механических экзерсисов Ванессы Мэй. Не зря Евгений Федоров из TEQUILAJAZZZ пригласил ее «проиграть индустриальную скрипку», когда записывал саундтрек к телевизионному детективному сериалу.

Часть 2. Магадан

«А завтра я оставлю город, данный мне в наследство»

Диана: А меня родители увезли в Магадан, когда мне было 3 года. И там я стала жить, жить, жить, а потом в 19 лет решила, что Магадан тесен, и переехала в Питер. С тех пор в Питере живу, песни пою. Закончила университет — филфак, предварительно проучилась в Магаданском институте на ин.язе. Знаю английский язык, немецкий хуже, потому что преподаватель, отлично знавший немецкий язык, любил выпить водки, и мы, в основном, на занятиях расписывали закуску.

Света: В общем, Диана Сергеевна может работать в каком-нибудь немецком ресторане или баре, потому что она прекрасно ориентируется в напитках исключительно на немецком языке.

Диана: Глупости, я уже все забыла.

Часть 3. Призыв

«Снайперам в подарок — пальцы и курки»

ЮР: Одна в Питере, другая — в Магадане. Это ж какое мужество надо иметь, чтобы создать группу…

Света: Не мужество, а женственность. Практически мы не жили в разных городах. Историки врут. Классики врут. Слишком часто или слишком явно врут. Это ты так сказала?

Диана: Ну и что?

Света: Вот ты и отвечай.

Диана: Я просто слиняла из Магадана, вот и все. Мы жили в разных городах 3, что ли, месяца, а потом Светка приехала в Магадан, и мы вместе уже переехали в Питер. Но мы очень классно закалились в Магадане.

…Столица Колымы, действительно, закалила. Ценой возвращения на большую землю были 50 концертов в Магаданском казино «Империал». Такой своеобразный всплеск творческой активности посреди девятимесячной зимы у моря, покрытого льдом.

Однажды, в студеную зимнюю пору, когда девушки возвращались с концерта по ночным улицам Магадана, запоздалый прохожий, заметив два силуэта с продолговатыми предметами наперевес, крикнул: «Девчонки, вы с охоты или на охоту?» Так, собственно, и родилось название. А потом пришла весна, а вместе с ней и фестиваль «Студенческая весна». Заработав лауреатство, СНАЙПЕРЫ совершенно бесплатно улетели в Самару. Оттуда уже подались «на Запад». В Питер.

Диана: Другое дело, нужно было там все бросить. Родители были очень против, просто ложились шлагбаумом. Мы даже не общались какое-то время. Но я победила. Так что все эти трудности — они какие-то детские. Мне кажется, что по-настоящему еще трудно не было. Может потому, что у меня много сил? Не знаю.

ЮР: Вы как-нибудь определяете то, что делаете? Отождествляете себя с каким-нибудь музыкальным направлением?

Диана: Говорят, что это женский рок-н-ролл, я не понимаю ни того, ни другого слова. Как рок-н-ролл может быть женским или мужским? Рок-н-ролл — это рок-н-ролл. Мне нравится больше слово драйв. Вот так. Ну, это не попса — это понятно, и не совсем рок-н-ролл, потому что несколько больше музыкальности, чем предполагает рок-н-ролл. Давай у Светки спросим, к какому нас можно стилю отнести?

Света: Чеснок.

ЮР: Судя по всему, на первом месте у вас стоят тексты, а потом музыка…

Диана: Жаль если так, потому что мы стараемся, чтобы все шло вровень, гармония — это кайфово.

Света: Тексты — это наиболее яркая черта НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ, наиболее талантливая и сильная сторона. Все остальное в лучшем случае должно быть под стать.

Диана: Мне жаль, если это так. Я буду делать все, чтобы это было в равновесии.

Света: Нет, под стать!

И тут они подрались. (шутка)

Диана: Нет, музыка и тексты должны быть вровень. Сейчас мы над этим работаем. У нас сейчас классный коллектив сколачивается. Три настоящих парня.

…Несмотря на большой успех выступлений дуэтом, с акустикой СНАЙПЕРЫ подзавязали. И теперь на концертах за спиной «ftontwomen?ов» неизменно угадываются мужики с гитарами. Самый колоритный из них — гитарист Иван Иволга — похож на Фли, обрусевшего в процессе отмечания всех национальных праздников на пару с басистом Гогой Копыловым и барабанщиком Сергеем Сандовским. Просто диву даешься, как этим достойнейшим людям до сих пор удалось не сотворить студийный шедевр. Впрочем, сейчас все затаились в ожидании выхода полноценного электрического альбома.

Диана: То, что было до этого, себя уже исчерпало. Все, что возможно было выжать из «Детского лепета» и «Капли дегтя в бочке меда», мы вместе с нашим директором Светланой Лосевой уже выжали. Невозможно уже ничего с этим сделать. Я думаю, что у электричества будет более завидная судьба.

Света: Ну, собственно, это первый нормальный взрослый продукт, мы так рассчитываем. Для ротации на радиостанциях предыдущие альбомы, в общем-то, были сложны. То есть вещи, по сути своей, неформатные. Поэтому мы постарались сделать песни более радийными. По крайней мере, работали с таким прицелом.

Часть 4. Иные миры

«Мы еще съездим в далекие страны и в близкие тоже — об этом особо»

…Недавно СНАЙПЕРЫ летели в самолете с фестиваля женского вокала в Тюмени. Их узнал один из пассажиров и стал просить выступить прямо в салоне. Предприимчивая стюардесса тут же заявила, что «за аренду помещения неплохо бы заплатить». Человек достал из кармана бумажник и отсчитал названную сумму. Концерт состоялся. Гул турбин заглушило эхо слов, парящих над землей: «жить осталось чуть-чуть…»

ЮР: Есть планы по завоеванию Вселенной?

Света: А как же.

Диана: Надо разобраться, что такое Вселенная, потом завоевывать.

ЮР: Хотите, чтобы, как у Земфиры — автобусы переворачивали?

Диана: Мне кажется, что у каждого свой путь. Но я могу сказать, что на сегодняшней ступени мы не остановимся, мы пойдем дальше. К чему это приведет — будут перевернуты автобусы или самолеты — это мы посмотрим. Но мы идем вперед, мы постоянно идем вперед. И нужно отдавать себе отчет в том, что если ты в какой-то момент родился, не важно какого числа, не важно в каком году, цель твоей жизни должна заключаться в постоянной ходьбе вперед, вперед, вперед.

ЮР: Кстати, ходят слухи, что вы плотно затусовались с Земфирой и Машей после того самого концерта в «Бункере», где они были…

Диана: Да, мы хорошо пообщались. Вообще, мы просто братья по цеху. Единственное, в чем мы можем друг другу помогать — это просто морально поддерживать. Мне очень нравится и Маша, и Земфира. Отлично умеют работать.

Света: А вообще, Земфира много советов дала, даже не советов, а какой-то энергетический посыл. Это очень важно, на самом деле.

…Рассказывают, что концерт в «Бункере» произвел на Машу Макарову такое впечатление, что она на полном серьезе задумалась о том, как после ТАКОГО играть дальше. Впрочем, дальше раздумий дело не пошло…(Как известно, на самом деле таки пошло, но, наверное, все же по другому поводу — прим. ред.)

Часть 5. Фронт

«Белые люди в темных аллеях, как вас немного тут»

ЮР: Недавно в одном из анонсов на ваш концерт вас сравнили с Беллой Ахмадулиной, как вам такое сравнение?

Диана: Насколько я знаю, это фенька из «Афиши», а музыкальную тему там освещает Юрий Сапрыкин — наш русский Говард Стерн. И поэтому мы прощаем ему любые сравнения. Искренне советуем также поступить и Белле Ахмадулиной.

ЮР: А какая вам музыка нравится? Топ-5 от НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ?

Диана: Очень интересно. Давай, ты свои 5 и я свои 5.

Света: Я не наберу. Я предпочитаю классическую музыку. Вот Динка мой просветитель, она мне раскрыла глаза на многие вещи — группы, стили, авторов. Сейчас Динка болеет RADIOHEAD. Я тоже начинаю потихонечку проникаться. До этого были U2, Ник Кейв, SIOXSIE & THE BANSHEES, черт в ступе, кого только не было. Действительно уникальная способность у Динки, она просто пропитывается, и я с трудом, но тоже начинаю эту музыку слушать и не сопротивляюсь. Хотя, в общем, это где-то далековато от меня. Я люблю больше инструментальную музыку. Для иллюстрации — мне очень близок Курехин. Я его не могу много слушать. Но это та музыка, которая вызывает у меня мурашки. Я люблю музыку, которая вызывает мурашки, или которая на что-то, дает какую-то информацию — чувственную, эмоциональную. Я не могу слушать много музыки — в этом мы с Динкой очень отличаемся.

Диана: А я слушаю музыку постоянно. Что касается топа, начнем с TEQUILAJAZZZ, дальше Курехин, потом Майк, четвертая — группа ЛЕНИНГРАД. Так, пятая, пятая… Пятого не будет, зачем за уши притягивать. Что касается персоналий женских: Жанна Агузарова, Алла Борисовна, дальше — ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ, хорошая девочка, да, четвертая — Катя Огонек…и опять у меня с пятым запара. Давай еще раз Агузарову. Ею закроем все. Что касается мировой женской музыки, мне нравится Энни Ленокс, SIOXSIE & THE BANSHEES, Лори Андерсен — вот три фигуры, просто супер!

ЮР: А как насчет других сфер восприятия? Вас частенько обвиняют в том, что на концертах вы злоупотребляете алкоголем.

Света: Мы охотно отвечаем на эти вопросы журналу «Здоровье». У вас же музыкальный журнал!

Диана: Для нас нет никакого допинга вообще. Прикалываемся по жизни. У меня есть знакомый — он вообще не пьет. И я у него как-то спросила: «А почему ты не пьешь, Митя?» Митя ответил: «Я хочу видеть как оно по-настоящему».

Часть 6. Тыл

«Мы с тобой одни на свете, мы с тобой друг другу братья»

ЮР: В последнее время появилось много женских групп. Что вы думаете по этому поводу?

Света: Это социальный скорее вопрос, а не музыкальный. Женщина становится сильнее по самовыражению, по энергетике, по ощущению жизни выходит на уровень мужской. Скажем так, не феминный, а андрогинный. Это общая тенденция, касающаяся не только музыки. Поэтому это закономерно.

ЮР: Это уже феминизм…

Света: Ничего подобного. Феминизм — это движение, которое мало того, что уравновешивает права мужские и женские — феминистки подчеркивают как бы несостоятельность мужскую, превознося женскую. Патриархальность пытаются свести к матриархальности. Вообще всякая эксцентричность мне не интересна. Но совершенно объективно другое: женщины легко могут выдавать такую энергетику на сцене, которая многим мужикам просто не снилась. Это факт.

ЮР: Уместно говорить о какой-то провокации, об эпатаже в вашем случае?

Диана: Мне кажется, совершенно уместно. Но, ты знаешь, мир либо странный, либо он какой-то очень узкий. Почему-то средства массовой информации, услышав, что мы поем от мужского лица и что мы действительно выдаем такую офигительную энергетику на сцене, нас причислили к сексуальным меньшинствам. Это полная профанация. Собственно, к этому и сводится наш «эпатаж». Если им так проще — ради Бога, куда хотите, туда и впендюривайте. Но мне очень досадно, что весь смысл слова эпатаж, в отношении НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ сводится к сексуальной ориентации. Между прочим, на сцене кроме нас еще трое мужчин, почему-то их геями не считают.

ЮР: А вы отдаете себе отчет в том, что вы упускаете колоссальную возможность. Вы могли бы гениально проспекулировать на том самом отношении к сексуальным меньшинствам?

Света: Мы не собираемся спекулировать ни на чем. Это не наше кредо.

2000