2000 10 Журнал «Терабайт»: «Пенькатый Кабыз в гостях у Ночных Снайперов»

Герои появляются только тогда, когда увеличивается популяция драконов. В иные времена герои могут работать дворниками, операторами котельных, санитарами на скорой помощи или просто пить «на чужие», скрывая доспехи под потертыми кожаными куртками. Их призывает время, стуча в рельсу где-то на краю здравого смысла. И герои приходят, готовые излечить души, победить или быть побежденными. «Ночные Снайперы», возникнув, как дуэт Диана Арбенина — Светлана Сурганова, оказались призваны только сейчас, спустя почти семь лет после начала совместной работы. Жесткие, пронзительные зонги, подобные отлитым из свинцовой невской воды пулям, с треском разрывают эфир радиостанций обеих столиц. Ежемесячно десятки концертов, записи на Ти-Ви, гастроли по обе стороны океана, сеть, взбудораженная фанатами, — ни одного промаха.

Дина: Нам, наверное, придется очень постараться, чтобы этот разговор сложился. Когда ты впервые пять лет назад брал у нас интервью, мы тебя практически не знали, было легче. Теперь ты можешь программировать наши ответы, потому ты изначально в бопее выгодной позиции.

ПК: В каком смысле?

Дина: Ну вот, ты, положим, спрашиваешь: «Чем обусловлена такая любовь к вам со стороны сетевой аудитории?» Я отвечаю: «Любовью». А ты знаешь, что я так и отвечу.

ПК. Я предполагаю, что ты так ответишь, но я не уверен. Потому все таки спрошу, чем же такая любовь обусловлена?

Дина: Любовью.

ПК: Подумать только. А мне кажется, что это в большей степени заслуга автора вашего сайта www.snipers.net Саши Канарского.

Света: Тогда можно уточнить, что любовь сетевой аудитории к нам обусловлена любовью Саши Канарского, причем любовью взаимной.

Дина: Канарский вообще легендарная личность. Закончил МГУ. Сейчас живет в Калифорнии. Как ему удалось проникнуться нашими песнями, непонятно, но каким-то образом он их услышал и загорелся идеей сделать для нас сетевой ресурс. Загорелся и сделал. Вообще, мне всегда импонировала в людях способность доводить начатое до какого-то логического знака.

ПК: Канарский стал известен, когда дебютировал с официальной страницей «Несчастного случая». Кстати, и там и там аббревиатура “НС”, а случайность, как известно, это неосознанная закономерность. Что у нас там еще на те же буквы?

Света: «Ногу Свело».

ПК: Вполне приличная компания подобралась.

Дина: Канарский — пионер по своему складу характера. Во всем, что он делает, очень много принципиально нового. Что касается его сетевых проектов, то все добротно и профессионально. Что касается всего остального, то…

Света: …то на нем божья печать. Сашка — человек глубоко религиозный. Наверное, поэтому все им созданное так и светится теплом и добротой.

ПК: Вообще, что для меня кажется интересным во всей этой ситуации с вашими сетевыми реализациями, это то, что “Ночные Снайперы» — по сути, первый коллектив, который раскрутился при помощи Сети.

Дина: Это не совсем так, хотя известная доля истины в такой посылке есть. Просто мне кажется, что сетевая раскрутка и раскрутка в… офф-лайне…

Света: О, какими категориями ты мыслишь…

Дина:… как бы совпали. Большое спасибо надо сказать нашему продюсеру Светлане Лосевой, которая нам здорово помогла и продолжает помогать. Она практически вывела нас на новый уровень реализации. Мало, оказывается, делать хорошие песни, нужно еще их и умело преподнести. Сколько замечательных коллективов так и остаются незамеченными, хотя их музыка востребована! Достаточно походить на концерты питерских рокеров и увидеть своими глазами весь этот драйв, который несется со сцены.
ПК: Новая волна питерского рока? Я так понимаю, что речь сейчас идет о тех командах, с которыми вы объединены в так называемую “Могучую кучку”: “Зимовье зверей”, “Башаков бенд”, “Торба на круче» и так далее…

Света: Ты забыл еще Кирилла Комарова, Светлану Голубеву… Люди делают очень интересную музыку. Причем если в 80-е первичным были слова, которые несли на себе некую социальную и эстетическую нагрузку, то теперь большинство коллективов отталкивается от музыки, от гармонии.

ПК: То есть можно петь что-то типа «шала-ла-ла, шала-ла-ла», но при этом играть «Pink Floyd», и все будет ОК?

Света: Я, наверное, неправильно выразилась. Просто нынешнее поколение музыкантов обращаетна музыку большее внимание, нежели предыдущее. Музыка становится полноправной частью композиции, чего раньше в большинстве случаев не было.

ПК: Рок переболел шансоном и становится более музыкальны*

Света: В абсолютном большинстве случаев. Но, что характерно, тексты при этом остаются на том же уровне искренности.

ПК: А не привносит ли это «попсовость»? Кстати, меня всегда удивляла «попсофобия» наших рокеров. Как только композиции становились более легкими, воздушными, мелодичными, сразу же включался некий внутренний ценз, и следующий шаг был в сторону гармонической нестабильности. Подобная ситуация была и с Шевчуком, и с Бутусовым, да много с кем.

Дина: Это все мода на андеграунд. Мода, за которую все держались, поскольку именно “андеграунд” и вывел наш рок на какой-то пристойный по тем временам уровень. Дело даже не в стилях, наверное, а в каком-то…

Света: …в какой-то адаптации под изменившуюся ситуацию.

ПК: Вы имеете в виду нравственную ситуацию?

Света: Именно! Протест стал направлен внутрь себя, а не наружу. Это, кстати, привело к тому, что в какой-то миг наблюдался эффект обратного взрыва.

ПК: Это что за взрыв такой?

Дина: Вот такой вот обратный, панимашь, взрыв…

Света: Это когда рок втянул в себя в единочасье все музыкальные тенденции, все традиции и замер, затих. Новых имен практически не появлялось, а те, что появлялись, проходили где-то по дальнему радиусу и пропадали.

Дина: К тому же рок перестал продаваться. Пришло поколение, которому стало неинтересно слушать про портвейн, руки друзей и «сладкий облом на траве».

Света: И про “горький кайф на крыше’.

ПК: Постигаю вас.. А сейчас что произошло? Откуда такой интерес? Или это как раз следствие именно музыкальной насыщенности?

Дина: ИМЕНН0! Хорошая музыка была востребована всегда. И если она чуть более или чуть менее «попсовая», ценность ее от этого не падает. Понятное дело, что европейцам было неинтересно слушать наших исполнителей, поскольку слова непонятны, а музыкально все это в том или ином виде было уже сыграно. Теперь картина иная. Появилась музыкальная состоятельность, которую уже оценили на Западе, да и у нас. Да что говорить, примеров сколько: “Вопли Видоплясова», «Океан Эльзы»…

Света: «Ночные Снайперы», «Радиохэд»…

Дина: Да-да, “Радиохэд» такая славная, хм… челябинская группа…

ПК: А «Ночные Снайперы» — это питерская группа или все-таки магаданская, как об этом любят поговорить мои коллеги?

Дина: Вряд ли магаданская, хотя на каком-то этапе, может быть, нам было бы удобнее считаться группой магаданской. Но нет. Все началось в Питере, все продолжается в Питере. Я не уверена, что все в Питере и закончится, но не в Магадане, это точно. У меня с Магаданом связан очень большой кусок жизни, когда мы там жили с родителями. Там я училась в университете, там мы со Светкой какое-то время концертировали, делал какую-то музыку.

Света: Ну ты скажешь — “какую-то»…

Дина: Просто это была очередная ступенька — не стартовая, что важно. Хотя круче Севера ничего нет. Там очень сильный накал, это потом остается внутри. Родителей моих на север повлекла, что характерно, романтика. Многие ехали туда за заработками, но мое семейство “за туманом и зм змпахом тайги», практически сразу, как я родилась (а родилась я в Белоруссии).

Света: Динка накопила там эту энергию, а теперь здесь ее распирает.

ПК: Энергия пассионарности?

Дина: Ну, можно и так сказать, хотя Света всю жизнь прожила в Питере, а энергии у нее не меньше. Я никогда остро не ощущала периферии, никогда не ощущала мегаполиса на своей коже. Хотя сейчас я живу здесь, понимаю, что «там» — это совершенно запредельное место. Здесь ближе к Европе, но это не значит, что здесь лучше. Просто я люблю Питер, мне здесь хорошо. Мне и в Москве хорошо.

ПК: Философу хорошо везде, поскольку весь мир внутри него?

Дина: Я не философ, а женщина.

Света: Феминистки, закройте уши!

Дина: Мне кажется что гармонию с собой можно найти везде. Где-то это сделать проще, а где-то тяжелей. Ты спроси у Светки, что она больше любит в Питере, так она тебе отеетит, что спальные районы.

Света: Я люблю весь Питер, но в каких-то местах его жить не хотела бы.

Дина: Мне, к примеру, тяжело в районе Финбана. И раньше было тяжело, а после того, как Светка лежала там при смерти, так стало тяжело.

ПК: А в Интернете есть нелюбимые места?

Дина: Пожалуй, что есть. Это всякие ресурсы, связанные тем или иным образом с сексуальными меньшинствами. Не знаю, как так вышло, но именно с этой стороны на «Ночных Снайперов» было спущено очень много негатива. Всякие домыслы и пересуды давно ходили, но после того, как на www.gay.ru было опубликовано с нами интервью, начался просто какой-то кошмар. Кстати, само интервью совершенно безобидное с точки зрения и морали, и всего остального, тем паче, что Волга, которая с нами разговаривала, очень профессиональный человек и преподнесла нас аудитории просто великолепно. Но, наверное, одиозность этого ресурса сыграла злую шутку. После этого началась какая-то война между нашими фанатами, поскольку часть из них автоматом нас к этим самым меньшинствам причислила. Дурацкая была ситуация.

Света: Она тем более дурацкая, что приходилось что-то доказывать, когда это совершенно не нужно. В конце концов мы на все это плюнули, поскольку к музыке это не имеет никакого отношения, а ставку на скандал мы делать не собираемся.

Дина: Скандал — это вообще не лучший из возможных способов промоушена.

ПК: А когда вы “выползли” в сеть и стали общаться там достаточно плотно со своими почитателями, не было ли шока? Ведь сетевой этикет очень своеобразен. Одно дело, когда ты стоишь на сцене, сзади тебя еще три здоровых мужика с гитарами и барабанами, а между вами и зрителями, бравые секьюрити, а совсем другое дело — сеть.

Дина: Был-был. Вообще, меня всегда цепляют мелочи, частности. И в кино, когда прикалываешься к какому-то хитро построенному кадру, к каким-то деталям, и в музыке, и в сети. Больше всего меня изумило, что в сети никто не здоровается и не прощается. Мистика какая-то. Создается ощущение, что происходит один бесконечный разговор, прерываемый порой на несколько дней, но совершенно безболезненно возобновляемый. Мне было очень сложно к этому привыкнуть. Я поначалу так радовалась, когда видела в ICQ, что загорелся синенькими буковками знакомый ник. Сразу кричала: «Привет! Как дела!» А потом поняла, что это только индикация, что человек, на самом деле, может, и не ко мне пришел, что я ему и не нужна как собеседник в этот момент. А потом ни с того ни с сего этот “кто-то’ может у меня спросить нечто совершенно отвлеченное, как само собой разумеющееся, опять же6 без «здрасьте». Чума какая-то… И я поняла, что это какие-то совсем иные ощущения. Просто знаешь, что дорогие тебе люди рядом, что всегда можешь к ним обратиться.

ПК: .Тактильность некая… Есть ощущение, что все вместе куда-то едут, время от времени разговаривая, время от времени давая о себе знать покашливанием. Но плечами эту шеренгу ощущаешь.

Света: Грудь четвертого человека…

Дина: Нечто вроде этого. Ужасно все это круто. Я даже теперь боюсь думать о том, что этого может в моей жизни и не быть.

ПК Ты имеешь в виду интернет?

Дина: Я имею в виду ощущение от Интернета… Вот Светка вообще всего этого боится.

Света: Просто ты меня не подпускаешь к компьютеру. Мне в сети много что интересно, и прежде всего банки звуков. Я, к примеру, не представляю, что могла бы сидеть и часами с кем-то общаться.

Дина: А мне интересны люди.

Света: А мне абстракции.

ПК: А мне интересно, как вы относитесь к обилию МРЗ-файлов с композициями “Ночных Снайперов”, выложенных в сети? Стало модно среди музыкантов начинать судебные процессы по поводу нарушения авторских прав и все такое прочее. Я лично более чем уверен, подобное распространение только играет на руку исполнителям. Так в свое время (???) альбом делали на (???) не думал о коммерции и все думали о творчестве, и это сыграло в очко. Коммерция должна быть вторична, иначе конъюнктура победит искусство. Я прекрасно отдаю себе отчет, что тут уже вступают в действие смежные авторские права. Затрагиваются интересы студий грамзаписи, промоутерских центров и так далее. По мне так очень спорно утверждение, что тот или иной альбом стал бы лучше продаваться, если бы не было свободно распространяемых в электронном виде треков.

Света: Может быть, я, конечно, что-то не понимаю, но мне кажется, что если человеку понравилась композиция, он все равно пойдет и купит компакт, чтобы прослушать все это на хорошей аппаратуре дома или в машине. А свободное распространение — это бесплатный промоушен.

Дина: А это бесполезно побеждать! Можно устраивать всякие акции по сжиганию чучела Интернета на стадионе в Лужниках, но ничего от этого не изменится. Нужно просто придумать механизм, по которому привлекательность легально приобретенных версий будет выше, нежели пиратских. Здесь такое широкое поле для размышлений, что в наш разговор точно не влезет.

ПК: То есть, иными словами, “запрещать и не пущать» — это не лозунг “Снайперов»?

Дина: Лозунг «Снайперов»: “Снайперизм живуч, горюч и дерзновенен!»

Света: А вообще, у “Снайперов» много лозунгов. Есть практически на каждый случай жизни, а жизнь у нас…

Дина: Жизнь у нас совершенно сумасшедшая. Только в октябре около десятка разных концертов, причем большая часть из них в электрическом варианте. Надо сказать, что наше «электричество» — это ВАЩЕ ОСОБАЯ ПЕСНТЯ! Попытки электризоваться…

Света: …затоковать…

Дина: Почему «затоковать»?

Света: Ну… ток… Ну, типа переменный-постоянный…

Дина: Да. АС/DС… Так вот, попытки электризоваться нами предпринимались очень давно. Следы этих попыток можно увидеть (услышать) на альбоме «Детский лепет’, где большая часть композиций сыграна с командой. Хорошо хто было сделано или плохо, судить сложно, хотя Пете Малаховскому, который нам здорово с этим помог, мы по сей день благодарны. По крайней мере мы получили представление, как можно делать нашу музыку.

Света: Петя пртрясающий человек, очень тонкий музыкант. Он с нами тогда провозился очень много времени, но свои плоды это дало. Кстати, сейчас он мне помогает в одном новом проекте, о котором я пока буду молчать.

Дина: Это Сурганова всерьез занялась инструменталом на тему композиций “Ночных Снайперов». Получается совершенно улетное что-то. Так, кстати, о наших музыкантах. Мы играем вместе уже больше года, и сейчас уже можно сказать, что “Ночные Снайперы» — это не только Арбенина и Сурганова, но и Игорь Копылов (Гога) — басист, Иван Иволга — соло гитара, Сергей Сандовский — ударные.

ПК: А как публика отнеслась к тому, что вы стали электрическими?

Дина: Нормально отнеслась. Кому-то больше импонирует акустика, кому-то электричество, но ходят на все концерты. Разные ощущения, разные токи.

Света: Ощущения разные, а энергетика схожая. Мы сами для себя не делаем различия между акустической и электрической реализацией. Интересно все. Все имеет право на прочтение. А слушатели находят свой кайф и в тех, и в других версиях песен.

Дина: И мы от них в нахождении этого кайфа не отстаем. Можно и с гитарой и скрипкой драйва напустить, как от целого биг-бэнда. Главное, это себя ввести в эту музыку, к как вводят витамин, — внутримышечно. Зал ведь чувствует даже самую малую толику фальши. Мне вообще кажется, когда Светка свои скрипичные соло делает, что звучит и соло-гитара, и бас, и барабаны, и клавиши.

Света: Это просто скрипка электрическая.
Дина: Это просто Светка электрическая. Ты послушай, что она на последнем альбоме вытворяет!

ПК: Что касается последнего альбома, то слухи в сети ходят разные, начиная от того, как он называется, заканчивая тем, что за песни в него вошли. Записывали его в Питере, или, как это модно, где-нибудь в Лондоне?

Света: И записывали, и сводили в Питере, в студии “Добролет». Практичсеки все лето у нас были часы. Материала очень много Помогал нам в этом совершенно фантастический звукорежиссер, Евгений Левин — соло-гитарист «Алисы». Женя профессионал высшей пробы. Я человека с такими ушами просто раньше не встречала. То, как он работает, надо видеть… У человека абсолютный слух, наложенный на абсолютный вкус, как бы патетически это ни звучало. ВПечатления от общения с ним колоссальные.

Дина: Про то, как альбом будет называться, я пока сказать не могу. Есть два рабочих названия: «Рубеж» и «31 / 37», но это рабочие названия. Здесь последнее слово за нашим продюсером. Мы ей доверяем, поскольку у нее опыт больше в этих делах, да и чутье профессиональное.

ПК: А как складываются отношения «музыкант — продюсер»?

Дина: нормально складываются. Лосева — очень тонкий человек, интеллектуал. Она, прежде всего, уважает в нас творцов, и это для нас важно. Продюсерский хлеб неблагодарный, всех собак обычно вешают. А с нами ей вообще тяжело приходится, мы такие непредсказуемые.

Света: Такие все внезапные…

Дина: Такие противоречивые…

Света: Но наши противоречия — это противоречия целого. Диалектика такая. Иногда неделями не разговариваем, а на самом деле что-то такое между нами копится, что потом выплескивается в песню или в такой шабаш на концерте, что ряды сносит.

Дина: И провайдеры «падают».

2000