2001 02 Indie.Ru: интервью «Здравствуй, оружие»

Неоспоримо — некоторые личности, мелькающие в вихрях и гольфстримах современной музыкальности при первом же мелькании то тут то там, вызывают странную уверенность, — эти то пробьются. Непременно. Так, на моей памяти случилось с Мэнсоном — увиденная страничка на английском, вырванная из задницы модного музыкального журнала году эдак в 87, недвусмысленно сообщала — этот малахольный парень с жестоким и брезгливым выражением лица, с телом, впавшим вовнутрь, будет петь на больших полях и площадках.

Не рассуждая теперь о том, что всякая, изначально индепендотная культура, неизбежно вырождается в убогий зомбированный запросами масс мэйнстрим, скажем, что «Ночные Снайперы», замелькавшие то тут там, явно и метко попадают в категорию «меченых славой». Вернетесь к этим словам года через два. Если будет зачем.

Indie — Есть такое понятие «честность» — как по вашему, честность входит в набор категорий соответствующих набору ценностей, озвученных так — «настоящий музыкант»?

Диана (далее по тексту Гитара) — Да, конечно входит. Добавлю, что «честность» входит в понятие снайперы. Название, как не посмотри, во многом определяет жизненную философию. Для обозначения слова честность у нас есть свой термин — чеснок. Чеснок, он — нужен.

Indie — По чесноку так по чесноку. Такой вопрос: времена у нас сегодня откровенные, честные, и некоторые музыканты не стесняются говорить, что в музыканты они пошли только потому, что не хотели идти в шахтеры. Как у вас?

Гитара — По иному нельзя было. Я должна была учить иностранцев русскому языку…

Светлана (далее по тексту Скрипка) — А я лечить детей…

Гитара — Мы просто подумали о том, что хороших врачей и преподавателей очень много — зачем пополнять их ряды…

Скрипка — Я бы сказала по-другому: плохих преподавателей и врачей очень много, зачем же пополнять их ряды…

Indie — Такой вопрос: вы должны были бы, по идее лечить детей…и что же случилось?

Гитара — Ну я не знаю, нужно ли было это нам, или это нужно было нашим родителям

Скрипка — нет, тут я с Динкой немножко не согласна, я, например, не жалею, что закончила педагогический институт, мне теперь знания очень помогают, особенно в обыденной практике. Скажем, не будучи врачом по специальности, а только по образованию, я постоянно внушаю окружающим (выразительно смотрит на Диану) что нужно вести ЗДОРОВЫЙ образ жизни

Гитара — Это так. Например, сегодня она добилась того, что я перестала пить.

Indie — (в ужасе) Вообще?

Гитара — Да, десять минут как (мелодично, как и положено благородным инструментам, смеются)

Indie — надеюсь с вами встретиться в будущем и проверить что и как и по какому «чесноку» все у вас в этом смысле происходит…А теперь прямой вопрос — ваша музыка, она убивает или лечит?

Гитара — Она исцеляет.

Indie — Образование было не зря?

Скрипка — Нет, конечно. Вообще я считаю, что мы занимаемся тем, чему нас учили в вузах. Неважно, что «ночные снайперы» это не процветающая муниципальная контора. По большему счету, наша деятельность это лечебно-педагогическая акция в виде песен…

Indie — Есть две школы снайперов. Американская и русская. Первые бьют в сердце, вторые в голову. Вы больше в голову или в сердце?

Гитара — Я надеюсь, что в сердце. На мой взгляд первостепенное для музыканта воздействовать на эмоции человеческие, а уж посредством эмоции сдвигаются процессы в голове.

Скрипка — (спрашивает у Гитары) то есть американские снайперы они правильнее, так получается?

Гитара (задумчиво тянет) — Не могу сказать, кто там больше прав, а кто меньше…

Скрипка — Ты не патриот

Гитара — Рррр

Скрипка — С другой стороны, если в голову, это жутко — мозги в разные стороны. Голова вдребезги, мозги в разные стороны, это гораздо менее эстетично, чем маленькая дырочка в сердце. Да (пауза), пожалуй, я за американский подход. Есть такой страшноватый фильмец, «Лики смерти» называется. Там в одном месте идет документальная съемка того, как человек, решивший покончить жизнь самоубийством, стреляет себе в голову. Точнее в рот. Все как положено, почтенный мэн, во фраке, приходит на собрание таких же почтенных мэнов и, на тебе! Разнес себе пол башки. Некрасиво…

Indie — Отсюда делаем вывод, что красота для вас — основное мерило?

Скрипка — Абсолютно верно. Как это говориться — красота как мерило гармонии…(смеются)

Indie — От красоты к массовости. Что вы думаете по поводу такого явления как Интернет?

Скрипка — Мы не думаем, особенно Динка. Она из него просто не вылезает. Живет она там.

Indie — Чем занимаетесь?

Гитара — На самом деле я ничем особенным там не занимаюсь. Больше всего времени уходит на корреспонденцию. В основном переписываюсь с одной фирмой, на которой первого марта выходит наш альбом. Обсуждаем обложку, тексты и так далее.

Indie — «Одна фирма» это Real Records?

Гитара — Да.

Indie — То есть для вас Интернет это средство общения и не более?

Гитара (вкрадчиво) — Ага, и еще есть такая «ася».

Indie (в ужасе) — Проклятье на работе.

Скрипка — Проклятье и дома. Мы, то есть я, подумываем о том, что нам нужна ширма.

Indie — ???

Скрипка — У нас комната, которую мы с Динкой снимаем, разделена на две части. В одной части Динка хлопает по клавишам, клацает я бы сказала, а на второй половине у нас мини-студия, где я занимаюсь аранжировками, на скрипочке пиликаю. Хорошо, когда оба в наушниках. А так я ее клацающей уже видеть не могу. Поэтому я скоро куплю китайскую комнатную ширму.

Гитара — Я, на самом деле, отношусь к тебе как к комнатному растению. Сидит эстетический суперский музыкант в уголке и играет чего-то.

Скрипка — А к тебе отношусь, как знаешь к чему?

Гитара — Знаю, плохо ты ко мне относишься.

Скрипка — Как к тявкающей собачке. Не плохо, конечно

Гитара — А я вот шла сюда и думала, чтобы было, если бы не было интернета? И поймала себя на мысли, что не могу себе этого представить. Он проник, влез во все сферы.

Скрипка — Ты про себя или вообще?

Гитара — Вообще.

Скрипка — Вообще? Ну да, если бы не было интернета, Динка давно бы свихнулась. Однажды — это редко случается, была пауза между выступлениями, один-два дня. И вот она ходит по комнате, мается, мается.

Гитара (вздыхает) — На дудочке играю
(достает блестящую фиговину и дает несколько резких тактов)

Скрипка — Этот предмет был приобретен в Дании и был подарен Петру Малаховскому на день рождения. Правда я его украла. Я не смогла смириться с тем, что этой вещи у нас не будет.

Indie — Дудочка — инструмент дикарский. А у дикарских народов существовал обряд инициации. Давайте применим понятие инициация в контексте шоу-бизнеса. Она, в смысле инициация, у вас уже случилась?

Гитара — Пока нет. Я считаю, что все к этому идет. Выпуск альбома готовится. Мы аккумулируем силы, для того, чтобы вышел альбом.

Скрипка — Не согласна. И до этого момента были аудио-материалы, диски, которые хорошо продавались и в Питере и в Москве, даже. Не говоря о том, что альбом «Капля дегтя в бочке меда» выдержал три переиздания общем даже в Москве. Альбом «Капля Дегтя в Бочке Меда» выдержал три переиздания, даже четыре тиража. Когда есть спрос — это уже бизнес

Гитара — Ну тогда я не понимаю, что такое шоу-бизнес.

Indie — А вы возьмите и расскажите тогда, как вы себе это представляете. У вас при слове «шоу-бизнес» что возникает в голове, какой образ.

Гитара — Знаешь, когда мы только начинали всю эту историю, я к шоу-бизнесу относилась с большим опасением. Думала как и все: зубастая такая акула, стереотип. Жернова, которые тебя перемалывают. Может быть, этого еще с нами еще просто не произошло?

Скрипка — Я к шоу-бизнесу, отношусь как к способу существования белковых тел.

Indie — Поговорим, в конце концов о музыке. При первом прослушивании вашей музыки никак не избавиться от ощущения некоей вторичности. Потом приходит странное ощущение того, что музыка как будто не из нашего времени. Any Comments?

Гитара — Ну, не знаю, мы как-то об этом не думали. Или старались не думать. Да, говорят время от времени, что мол похожи на то то и на то то. А мы вообще разные — в акустике одни, в электричестве совсем другие.

Indie — Злыми бываете в электричестве?

Скрипка (смеется) — Да, многие считают, что мы хардешник играем.

Indie — Существует такая гипотеза. Раньше, до открытия электричества, все инструменты, во-первых, состояли из естественных материалов, ну, кожа там, дерево, кишки и вообще все как один всего лишь изображали модуляции человеческого голоса. В общем, музыка была естественной. А когда в музыку пустили потустороннюю силу, она стала чуждой человеку и неестественной.

Скрипка — А я по этому поводу думаю так. Электричество дало нам много лишних децибел, музыка стала более громкой. При этом есть теория по которой музыка родилась из ритуала и обряда. Причем, первоначально, люди использовали громкие звуки в обрядах изгнания духов, дьяволов разнообразных. Теперь это еще с большим успехом можно проделывать.

Indie — Как считаете, в музыке должно быть примитивное начало?

Скрипка — Да. Безусловно. Мы вообще в настоящий момент очень интересуемся этнической музыкой, она нас привлекает. Мы пока ее так не очень много слушаем, времени все нет, но надо бы, надо бы.

Indie — Этническая музыка? Какая конкретно? Мировая или русская?

Скрипка и Гитара — Мировая, конечно. Латиноамериканский этнос, африканский, горячий, одним словом.

Indie — А нам вот показалось, что музыка несколько холодновата.

Cкрипка — Объясняю. В тот день, когда была запись, я очень сильно опоздала. Динка очень злилась, и весь альбом записан на такой сдержанной ненависти и может быть поэтому сквозит холодком. На самом деле некоторые из этих песен уже записаны в электричестве и холодными их никак не назовешь.

Indie — Перед кем бы из музыкантов, вы бы сняли шляпу?

Скрипка — Ой, перед многими. Жан-Люк Понти, например…

Гитара — Да я бы перед Аллой Борисовной Пугачевой сняла бы шляпу, если бы конечно, носила бы шляпу. Я обычно капюшон ношу.

Indie — Вам сны снятся? С каждой по сну.

Скрипка — Мне из года в год снится один и тот же сон, с маленькими вариациям. Вижу берег залитый солнцем, откос уходящий к реке и сосны на склоне такие яростные. Оказываюсь я там в разные времена года. То качусь, счастливая, по песку, то на санках по склону съезжаю. Этот склон мучает меня больше двадцати лет. Не знаю, означает ли это что-нибудь. Может быть я умру на каком то склоне?

Гитара — Совсем как мальчишь — кибальчиш. А мне очень часто сниться небо. Я вообще фанат неба. Мне часто сняться полеты на тарзанке. Думаю, почему зимой тарзанка не работает. Какая разница, куда падать в воду или в прорубь

Cкрипка — Это все потому, что лед пробивать головой не очень удобно..

Гитара — И вообще мне сняться вертолеты, самолеты. Главное, чтобы летало.

Indie — Что больше всего удручает в жизни? От чего становится не по себе?

Cкрипка — Ужасно тоскливо видеть пожилых, немощных людей. Немощность сама по себе удручает.

Гитара — Меня больше всего удручает непроходимость. Непроходимая тупость в том числе. Но и непроходимость вообще. Пытаешься до человека достучаться, а он непроходим. А ненавижу я подлость.

Скрипка — Предательство. Подлость, это, наверное, частный случай предательства…

Indie — Как вы относитесь к наркотикам?

Гитара — Крайне отрицательно

Скрипка — Я считаю, что есть только одно разумное применение наркотикам — только в фармакологических целях. Онкологические больные, например.

Indie — А если это лекарство от немощности?

Cкрипка — Одно дело немощность как таковая. А вот если немощность вызвана обыкновенным малодушием, это очень плохо. Если чего-то человек в жизни недопетрил. Все же всем — если не дауны — дается изначально, и если выводы были сделаны неверные, то это проблема твоя, и ничья больше. Распущенность какая-то. От этого лекарств нет никаких. Вообще от ситуации, которая вокруг всего этого происходит сплошное уныние.

Indie — Такое безобразие происходит в больших городах. Как вы относитесь к большим городам?

Скрипка — Как к стогу сена…

Indie — Как к стогу сена в который можно нырнуть с головой, или как к стогу сена в котором необходимо найти иголку?

Скрипка — И первое и второе. А еще как корм для лошадок.

Indie — Есть такой миф о Петербурге, что это такое место, такое место…

Cкрипка — Какое место? (смеются) Просто Питер совершенно фантастическое место. Есть изначальный дуализм, с одной стороны город выстроен на болотистом месте, с другой стороны таким энергичным человеком. С одной стороны вязкость, с другой стороны такая бешеная энергия.

Indie — Поговорим о ваших соседях по цеху. Кто вам нравиться из современников?

Скрипка — Одно дело нравиться, другое дело сотрудничать. Вот например, Федоров «Ай-Ай», он пишет музыку для сериалов и однажды он попросил прописать ему «индустриальную» скрипку.

Indie — Что так и сказал «индустриальную скрипку»?

Гитара — Хорошее определение. Еще такое было. Нас крутили на «радио ностальжи» и одну из наших песен представили как «бодрую» балладу…

Indie — Правду говорят, что когда музыкант становится музыкантом, он прекращает слушать чужую музыку?

Скрипка — На каком-то этапе так, наверное, и происходит. А вообще обязательно слушаешь, просто иначе нельзя…..

Indie — Что сейчас слушаете?

Гитара — Muse, в основном

Cкрипка — А я с удовольствием переслушала Курехина, «детский» альбом…

Indie — Ладно. Есть на нашем TV такая замечательная передача, «Поле Чудес» называется. Там все всем все время чего-нибудь желают. Ну как, есть пожелания?

Гитара и Скрипка (дуэтом) — Всем, Всем, Всем — не изменяйте себе, слушайте свое сердце…будьте отважны…

2001