2001 03 01 «Комсомольская правда»: «Ночные Снайперы не ползают по снегу»

корреспондент — Виталий Бродзкий

Наш корреспондент встретился с Дианой Арбениной, одной из солисток модной группы

Раньше эту группу знали только их преданные поклонники. «Ночные снайперы», а именно так решили когда-то назвать себя две милые барышни, выступали по питерским клубам да еще иногда за границей. Может быть, так все и продолжалось бы до сих пор, но почитатели у «снайперов» оказались люди очень даже непростые — помогли, чем смогли.
И пошло-поехало: приглашения посыпались одно за другим, девушкам пообещали снять не самый дешевый видеоклип, влиятельная рекордс-компания взяла их под свое крылышко. Словом, пришла широкая известность, к которой они и стремились. Девчонки вышли на охоту
— О вас стали говорить в нашей стране сравнительно недавно, хотя сам коллектив сложился еще в начале 90-х. Да и за границей вы стали выступать раньше, чем у нас»
— Действительно, мы успели съездить в Нью-Йорк, Германию, Швецию, Данию. Но это были скорее получастные визиты: путешествие плюс музыка, музыка плюс путешествие. Мы познакомились со Светланой в 1993 году. Активно заниматься музыкой как акустический дуэт начали с 1997 года, когда окончили вузы. А в «электричестве» работаем и того меньше.
— Как же произошла ваша историческая встреча в 1993 году со Светланой Сургановой?
— Нас познакомила моя однокашница, которая в то время жила в Питере, была поклонницей творчества Светы, и решила, что мне нужно послушать ее песни. Я подумала: будут какие-нибудь сопли, придется сидеть, слушать и после каждой песни, что меня убивало, реагировать: «Молодец, хорошо!» Но получилось все наоборот. Когда она спела свою первую песню, я поняла — это снайперское попадание. — И после этого появились «Ночные снайперы»?
— Мы попели вот так, а потом я вернулась в Магадан, потому что училась в Институте иностранных языков. Спустя какое-то время Светка решила узнать, что это такое — экзотическая страна Магадан. Взяла «академку» и приехала.
Там и прозвучала эта знаменитая фраза одного автомобилиста, когда мы с зачехленными гитарами шли ночью по улице: «Девчонки, вы с охоты или на охоту?» Как потом это вылилось в «Ночных снайперов», я уже не помню. Просто эта фраза нас подтолкнула. Их раскрутил Интернет
— Многие ваши поклонники говорили, что сейчас «теряют» вас. Это вызвано тем, что вы стали выходить на большие площадки?
— Безусловно. Но это неоправданный страх. Скорее нормальный инстинкт собственничества. Когда песня «31 весна» начала крутиться по радио, не попав еще ни в один чарт, на нашем сайте, в гостевой книжке, был небольшой переполох. Один человек, который туда зашел, произнес: «Ах, мы их теряем!» Вот если бы мы были сугубо кулуарным дуэтом и в один прекрасный момент вышли бы в бикини, тогда можно было сказать, что они нас теряют.
— А тебе самой большие площадки приносят радость?
— В клубах тесно. Начиная с того, что Светка не может со смычком нормально развернуться, не попав мне в глаз, и заканчивая мощностью звука. Электрический проект рассчитан на большой зал.
— Поговаривают, что вы очень признательны Всемирной паутине, так как через нее о вас все и узнали?
— Да, мы были, по сути, одним из первых коллективов, который раскрутил Интернет. На радио нас не было, на ТВ тоже, газетных публикаций было мало. И вот как-то один музыкальный журналист нас услышал. Видимо, ему понравилось, потому что он подошел и сказал: «Девчонки, а хотите я выложу на сайт ваши песни?» Что такое сайт и что такое выложу, мы вообще не знали. Но сказали: «Хотим!» После этого на наш сервер попал русский программист, компьютерный дизайнер, который сейчас живет в Калифорнии. Послушал, влюбился в песни, связался с нами и предложил создать нам собственный сайт. «О, да!» — ответили мы. Так история начала развиваться.
Официальных сайтов у нас два — один в Калифорнии, а другой в России. Но существует много и неофициальных. Первая песня — после аварии
— У вас происходит разделение труда — одна пишет слова, другая музыку?
— Песни имеют одного автора. Я не верю в феномен Ильфа и Петрова, которые писали вместе. Я даже физически этого не представляю. Либо я, либо Светка. В альбоме «Рубеж» представлено 14 полотен, из них одна песня Светкина, все остальные мои.
— А не хочется выступать, как многие коллективы, с фонограммой минус один?
— Знаешь, как-то попотеть хочется на концертах.
— Диана, ты действительно начала писать песни только после того, как тебя сбила машина?
— Ну до этого, скажем, я пела. Моя музыкальная деятельность началась в три года, когда меня обрядили в какое-то платьице, поставили на сцену, и я спела «Чебурашку». Но это по одной версии. А по другой — в четыре года я взяла балалайку, саранжировала ту же самую «Чебурашку» и самостоятельно исполнила ее в детском саду. В 1991 году меня сбила машина, а спустя полгода у меня появилась первая песня. Связано это с аварией или нет, не знаю.
— На глянцевой обложке одного музыкального журнала вы выглядите довольно авангардно. Кому пришло в голову раскрасить вас камуфлированными орнаментами?
— К нам пришел на концерт редактор этого журнала и предложил открыть следующий год, скажем мягко, боди-артом в стиле милитари. А поскольку мы девушки неробкого десятка, решили поэкспериментировать. Но мы не циклимся на камуфляже. Иначе это просто будет сужать рамки названия группы. Ведь «снайпер» — это не тот, кто ползает по снегу, а тот, кто меток и точен в жизни.

«Со времен молодого «Кино» в питерском роке не случалось такого наглого драйва… Точнее сказать — в русском роке, потому что две злые девочки на сцене, коротко остриженные сестрицы Шинейд, демонстрируеют весь список его национальных достоинств: витальную энергию, бескомпромиссную ненависть, трагическую интонацию городского романса. К чему следует добавить богатое цитирование из разнообразных музыкальных источников — от французской эстрады имени Поля Мориа и открытой утонченной чувственности ее же шансона 60-х до незабвенного кабацкого совка, от индустриального Сиэтла до порочного Лондона. <...> И это все-таки очень питерский рок, где люди любят друг друга на последнем дыхании у какой-то невидимой, но всегда невозвратной черты…»

01.03.2001