2001 10 Рок-Архив: публикация «Настроения снайпера Арбениной»

Она не любит тоску и уже не носит так много черного. Она больше не прячет свое лицо и глаза от окружающего мира. Невысокая, худая — в ней до сих пор сохраняется какая-то подростковая угловатость. Она совсем не стремиться привлекать к себе внимание, поэтому ее легко можно не заметить, не узнать. Однажды поговорив с ней, забыть ее невозможно. Целостность натуры, подчеркивается ее характером. Она настоящая в манере поведения и в том, как она произносит некоторые буквы, например ее мягкое «конешно», вместо угловатого «ч». Необычные зеленоватые глаза внимательно смотрят в глаза собеседнику, спокойная мимика и неожиданная обаятельная улыбка. Мы говорим с Дианой Арбениной о любви.

Настроение первое — лирическое

Система образов Дианы сложна — нет ни одного повторяющегося. Все ее песни автобиографичные. «Я никогда не писала про какого-то абстрактного дядьку. Я пишу о тех людях, которых люблю. Но ни одна любовь не повторяется, безусловно». На первый взгляд, Ночные Снайперши — подчеркнуто сильные, самостоятельные девушки, а поют о красивой и глубокой любви. «Разве это противоречит? Я думаю, что нет. Мне кажется, что как раз одно другое дополняет. У меня никогда не бывает ничего не настоящего. Наполовину? О, нет. Если меня предают, я ухожу, раз и навсегда. Если влюбляюсь, то также».

Все не только в творчестве, но и в жизни «Ночных Снайперов» зиждется на этом едином, сильном и настоящем чувстве, именуемом немодным нынче словом «любовь». На любви полностью и безоговорочно. Творческая кухня поэта Арбениной не имеет никакого четкого места расположения. «Я не могу ничего особо интересного сказать, потому что я пишу песни везде, и они ко мне приходят совершенно… Приходят и я этому очень довольна, я даже боюсь дышать». Ее тонкий мир так легко нарушить, обидеть. «Как справляюсь с болью? Одна. С музыкой, но людей нет. Со стихами — редко. Стихам уделяю большое внимание, безусловно, но в такой момент я начинаю сразу думать о том, что действительно меня держит, просто нахожу маленькую ниточку, которая связывает и остаюсь. Мне кажется, что так все люди делают».

Диана ценит саму жизнь как ничто другое. Она искренне верит, что самое главное в жизни — это любовь. Всяческие замороченные чувства, рожденные в наркоманских бреднях, моментально надоедают и теряются перед правдивыми, настоящими образами Арбениной. Все на самом деле не так уж сложно, если быть самим собой. Такой, какая она есть Дину можно принимать или не принимать, но оставаться равнодушным к ее творчеству невозможно. Все в жизни складывается из мелких, мельчайших мелочей, и весь вопрос в том, чтобы видеть вот эти самые мелочи. Арбенина их видит.

Настроение второе — трагическое

«Магадан холодный очень. В Питере по-другому, но тоже холодно — просто ветер такой конкретный, тут же Нева». Несмотря на то, что большие города — это в сущности лишь мегаполисы, с разными координатами широты и долготы, непременно каждый из них имеет свой характер, способный кармически влиять на людей. История группы «Ночные Снайперы» развивалась по маршруту Петербург-Магадан-Петербург. В 1993 году Диана Арбенина, будучи еще студенткой, приехала в Питер на каникулы и познакомилась со Светланой Сургановой. Девушки спелись моментально в прямом и переносном смыслах. В стране было тяжелое смутное время, голос андеграундого рок-н-ролла звучал все громче и громче — именно в этот момент Света решает отправиться в Магадан. Там, в неком казино «Империал» в период с 25 декабря по 1 мая (1993-94) девушки в общей сложности играют пятьдесят концертов, акустических… Там же рождается и само их название. Существует «снайперская» легенда, что однажды поздним вечером, на одной из центральных улиц Магадана случайный автолюбитель, увидев в руках девушек зачехленные скрипку и гитару, в шутку спросил: «Девчата, вы с охоты — или на охоту?»

После Арбенина и Сурганова возвращаются в Петербург и с 1994 по 1996 года играют в клубах города. Зимой 1999 года в рядах Снайперш появляются басист Игорь ‘Тога» Копылов и барабанщик Альберт Потапкин — экс-ритм-секция Наутилуса — таким образом, дуэт превращается уже в электрическую группу. Начинаются годы упорной работы, череда небольших концертов, участие во многих музыкальных фестивалях по всей стране. В августе 1999 года выходит альбом «Детский лепет», в котором собраны домашние и студийные композиции Снайперов, записанные в период с 1989 по 1995.

«Детский лепет» слушали немногие, а внимательно и неоднократно — единицы. Мне, например, довелось ознакомиться с альбомом, будучи вдали от Родины. Образы, вдохновения, чувства и мысли, которые рождались при прослушивании, были достаточно трагичны. Чувствовалась некая монотонность в подаче материала и, хотя композиции и настроения очень разные, ощущение боли и некой безысходности лишь усиливались с более внимательным проникновением в глубину текстов. «Послушай «Рубеж» — он тебя взбодрит, а та пластинка, что мы сейчас пишем, я думаю, тебя успокоит, потому что она должна быть очень мелодичной». Диана произносит это таким убаюкивающим вкрадчивым голосом, но ее глаза не способны скрыть, спрятать целую «эпоху» сомнений и болезненных поисков себя, своего места в жизни. «Тоска ассоциируется у меня с фатальностью. Мне очень нравятся люди, которые способны радоваться и которые способны грустить. Одна большая положительная эмоция, она… она сама по себе тупая. Когда человек беспрестанно радуется — это глупо. А человек, который способен при этом еще и грустить — это же так клево!»

Век отечественной рок-н-рольной горести изживает себя, тает на глазах. Посиделки на кухне и бессонные ночи практически канули в лета. Арбенина ищет новые образы, она меняет настроения, что-то оставляя позади навсегда. «В Магадане я давно не была. Город очень суровый, но при этом, прощу прощения за банальность, справедливый. То есть, те люди, которые преданы северу — он им и отдает. Север делится на 3 района. Во всех трех я была. Чукотка, где очень маленькие морозы с точки зрения Севера (-25, 30) и офигительные ветра, там просто сдувает. Меня отец всегда просто за шкирку водил в детский сад, потому что нереально по-другому, такая кроха, я просто бы улетела. Что касается Колымы — то там очень большие морозы (-50-60) и вообще нет никакого ветра. А туман стоит просто, руку протянешь — руки не видно. Что касается Магадана, то он вобрал в себя небольшой мороз, где-то градусов -30, 35, и очень большой ветер. Поэтому климат там не ахти». Настроение тоже было не ахти, но все рано или поздно проходит.

Настроение третье — озорное

Яркая и лихая, в черно-красной футболке Диана Арбенина материализовалась 26 октября перед публикой, собравшейся в ДК «Ленсовета». «Сегодня «Ночные Снайперы» начинают свою, можно сказать, взрослую жизнь, первый взрослый концерт в этом зале с программой «Дезертир». Я очень люблю этот зал». И понеслось!

Летом 2000 года группа в составе — Д. Арбенина, С. Сурганова, Гога Копылов, Иван Иволга и Сергей Сандовский — записали альбом на питерской студии «Добролёт» и в марте 2001-го вышел первый электрический альбом Снайперов под названием «Рубеж». С тех пор «у нас многое изменилось в жизни, мы просто хотим это засвидетельствовать той программой, которая будет сегодня представлена. Очень много всего изменилось в личной жизни, в творчестве тоже — мы сейчас пишем второй альбом, а поскольку звук и материал у нас развился по сравнению с тем, как был записан Рубеж — мне кажется это очень кайфово».

На вопрос о возможности того, что они когда-либо расстанутся, Диана однозначно пояснила: «Нет, конечно. Зачем ругаться, расставаться, когда нам жить всего ничего, каких-то 80 лет, треть из которых уже позади. Мы музыкой занимаемся и офигительно себя при этом чувствуем».

ДК «Ленсовета» буквально трещал по швам, а на сцене Арбенина выделывала акробатические па. «Мы сыграем всю новую пластинку вопреки тому, как делают многие музыканты, подкидывая понемногу своих новых песен. Нам ничего не жалко!». На неуемном энергетическом подъеме, Диана за время исполнения одной песни успевала все — выполнить партию на гитаре и положить инструмент, схватив микрофон, выбежать на край сцены и обменяться рукопожатиями с фанатами, взлететь на барабанную установку и снова, вернувшись на место, доиграть последние аккорды. Судите сами — могло ли такое шоу оставить кого-то равнодушно сидящим в кресле? Снайперы играли классный концерт — потрясающий по силе звука, по уровню выбрасываемого адреналина, по разнообразию голосовых переходов, по чувственности скрипичных импровизаций, по общему задорному настрою! Так и хотелось кричать: «Вдохновение — юбки веером вверх!..».

«Ночные Снайперы» представили не только ранний материал в новых аранжировках, который, правда, в электричестве иногда уступал акустике, но также сыграли много абсолютно свежих композиций. Удивительная динамика, интерактивность, огромный положительный заряд — вот слова, в какой-то мере описывающие премьеру «Дезертира». Тем не менее, периодами возникало ощущение, что чего-то явно не хватает группе, дабы у слушателя задрожало все внутри, как то бывает на концертах настоящих профессионалов. Сразу было неясно, что же мешает Снайперам, но при детальном осмыслении увиденного шоу, возникает уверенность, что ребята еще недостаточно сыгрались в своем электрическом составе. Создается ощущение, что каждый музыкант в той или иной степени тянет игру на себя. Именно из-за этого не получается единой звуковой стройности, которая, в свою очередь, и формирует профессионализм любой рок команды. Ударные порой явно заглушали необычный, сильный, терпкий вокал Арбениной. Ритм, безусловно, необходим, но зачем же, извините, так лупить по барабанам? Скрипка, зато была в этот день вне конкуренции! Профессионализму Сургановой удавались сложнейшие импровизации, усилившие общее, и без того, неизгладимое впечатление.

«Дезертир, в общем понимании, это человек, который предает. В данном случае, в нашем контексте, это человек, который первым встает, спасает всех и вызывает огонь на себя. Вызывая огонь на себя, я всех спасаю», — рассказывала Диана об идее новой программы. «В нашем понимании снайпер, «ночной снайпер» — это не тот человек, который стреляет пулями. В наших ружьях нежность — мы же женщины, мы поем о любви, но сильно».