2002 05 23 Портал «Звуки.Ру»: интервью «Музыка — это не метание дисков»

А-Лена

За день до предстоящего акустического концерта Ночных снайперов во МХА-Те им. Горького мы встретились с одной из «снайперш», Дианой Арбениной, за чашеч-кой кофе в клубе ‘Б-2’, где она со своим директоратом как раз обсуждала предстоя-щее мероприятие. Надо сказать, что одна попытка поговорить с музыкантами после двухлетнего перерыва в нашем общении уже была предпринята в конце апреля в гримерке клуба ‘Точка’ после концерта-прощания с альбомом «Рубеж», но сделать из того разговора интервью мне не позволила совесть. Вследствие этого, возникла не-обходимость в новой встрече,- тем более, что поводов к этому оказалось предоста-точно: и уже упомянутый выше концерт, и грядущее переиздание их акустического альбома «Капля дегтя в бочке меда», благодаря которому несколько лет назад группу узнали и полюбили многие, и который стал своеобразным толчком к их сегодняшней популярности. Собственно с вопроса об этом альбоме мы и начали беседу.

Звуки.Ru: — Как пришла мысль о переиздании?

Диана Арбенина: — В 98-м году мы записали, «с перепугу», двойной акустиче-ский альбом «Капля дегтя в бочке меда». Почему так назвали, я вообще не понимаю, потому что я это даже не могу проговорить с первого раза. Вот сейчас, кстати, полу-чилось, потому что натренировалась, ха-ха. Мы тогда даже не ожидали, что он приоб-ретет такую востребованность и популярность. И уже после выхода электрического альбома «Рубеж», когда мы приезжали куда-нибудь на гастроли — а мы много уже по-ездили с тех пор — нас постоянно спрашивали про этот акустический альбом. Ну, слу-шали мы это, слушали… А к тому же нам, ‘снайперам’, в следующем году в августе исполнится 10 лет. Вот мы и подумали совместить этот юбилей с переизданием на-ших «истоков». И сейчас на ‘Мистерии’ — надеюсь, к нашему МХАТовскому концерту 24-го мая — должно выйти переиздание «Капли дегтя…».

Звуки.Ru: — В свое время вы отказались сотрудничать с ‘Мистерией звука’, почему же сейчас согласились с их предложением?

Диана: — Это было немножко не так. Мы, честно говоря, вообще никогда не об-суждали никаких компаний, кроме ‘Реал рекордз’, предоставили это дело Светке Ло-севой (директор группы — прим. ред.), ну, а она посчитала, что те условия, которые ‘Мистерия’ тогда предлагала, нам не выгодны — честно говоря, я даже не знаю всех подробностей. У нас классные отношения, у них нет на нас никаких обид, потому что прошло уже время, и поэтому наша ‘акустика’ теперь выходит у них.

Звуки.Ru: — Получается так, что выходит переиздание, а выход нового аль-бома задержали?

Диана: — Ну, это не наша вина. Просто выпускающая компания посчитала, что альбому нужно уделить какое-то «конкретное» внимание, которое для них казалось достаточным, а для нас оказалось просто «плевком». Пластинку мы записали еще в феврале в Киеве и очень довольны тем, что получилось. Альбом называется «Цуна-ми» и должен был выйти в апреле, и уже все было «на мази», уже было готово оформ-ление — короче, все! Но они тянули-тянули-тянули… а я просто так не могу эту работу им отдать!

Звуки.Ru: — В связи с чем для записи был выбран Киев? Чтобы выделиться?

Диана: — Нет. Все дело в том, что я поняла, что тех творческих сил, что у нас были в группе на тот момент, недостаточно. То есть те песни, которые я написала, силами только музыкантов ‘Ночных снайперов’ не получат такого развития, как мне хотелось. Я подумала, посмотрела по сторонам, послушала работы современных продюсеров, и мне понравилось, как работает Евген, Женька, Ступка, который сидит в Киеве на студии звукозаписи. Он полностью делал Океан Eльзi, цоевскую ‘Кукушку’ и еще какие-то песни у Земфиры — короче, он умеет подавать как надо. К тому же, его альбомы получаются очень «живые», с очень «теплым» вокалом.
Я просто заметила, что в настоящее время многие коллективы уделяют мак-симум внимания технической стороне, а в России, по моему мнению, исполнитель будет востребован и любим, если он будет учитывать специфику страны. А специфи-ка страны заключается в том, что у нас люди воспринимают не только мозгами, а пре-имущественно душой и сердцем. Чем будет «теплее» музыка, чем она больше «берет за душу», тем альбом будет более востребован. Вот я и послушала, как классно Ступ-ка пишет вокал, и решила у него попробовать поработать. Мы ему позвонили: «Жень, давай попробуем записать песню вместе». А он ответил: «Зачем песню? Давайте аль-бом!» Он приехал в Питер, послушал наш концерт, мы провели несколько репетиций, потом поехали в Киев и записали альбом, — вот и все.

Звуки.Ru: — В конце апреля я заметила тебе, что у вас несомненно возрос технический уровень, но потерялась какая-то душевность во время выступлений. Ты тогда грустно ответила: «Уже давно…» С чем это связано — с количеством га-стролей? Все-таки шоу-бизнес, в котором вы теперь задействованы очень сильно, так выматывает?

Диана: — Конечно, это выматывает сильно, в первую очередь, эта непробивае-мость всяческих административных инстанций. Хочется сидеть, писать песни, репе-тировать и ездить на концерты. А кроме этого, приходится заниматься всякой бели-бердой, которая у меня вот уже где! Душевность у нас никуда не пропала, просто, что касается концертов, в частности 27-го апреля в «Точке», может быть, мы были не-сколько более агрессивны, потому что душевность сопряжена с мягкостью, а на кон-цертах очень часто я чувствую, что эмоции «зашкаливают», и ты немножко «прессингу-ешь». Я стараюсь, конечно, от этого избавляться, потому что народ не может 1,5 часа «колбаситься», им нужно что-то «мягкое» в определенный момент спеть! (улыбается)

Звуки.Ru: — В этом смысле мне больше нравятся ваши акустические высту-пления…

Диана: — Ну, это другой жанр вообще!

Звуки.Ru: — Кстати, почему для акустического концерта был выбран МХАТ?

Диана: — А что, «прикольно»! Мы не играли акустику несколько лет, потому что играли толко электричество. И как-то я подумала — а фигли нам не сделать акустиче-ский концерт? Мы провели его здесь в «Б-2», и, к моему удивлению, народу пришло так много, что начались инциденты с нехваткой мест, барными стойками — короче, какая-то ерунда! И многие говорили, что они стояли, поскольку сесть было нереально, а хотелось бы просто посидеть и послушать песни. Мы стали думать над тем, какой может быть зал, и поскольку акустика у нас всегда была сопряжена с неким артистиз-мом, то мы почему-то подумали про МХАТ. Я посмотрела зал две недели назад — я доселе там не была — и что-то там меня даже прикололо! Посмотрим, что получится… Мне самой страшно, честно говоря! Одно дело — ‘Б-2’ или ‘Точка’, другое — МХАТ!

Звуки.Ru: — «Тень Станиславского» беспокоит? Вдруг скажут: «Не верю»?

Диана: — Точно! Другое дело, что 31-го мая мы играем акустику в ДК им. Ленсо-вета. Две таких «соплюхи» на такой сцене — нереально! Тоже долго думали, какой зал выбрать — и ничего другого, кроме Ленсовета, придумать не смогли.
Звуки.Ru: — Ну, это ж такой культовый рок-н-ролльный зал в Питере…
Диана: — Ну да, но мне больше всего страшно по поводу объема — это такой большой зал! Во МХАТе 1300 мест, а там — 2 500! Ладно, посмотрим, не будем зага-дывать.

Звуки.Ru: — Вообще, вы довольны ли вы тем, чего достигли за эти два года — съемки, концерты, фестивали? Кстати, как отыграли на недавнем ‘Максидроме’?

Диана: — Хорошо, прикольно! «Прикольно» — потому что мы готовили такой «теп-лый» сюрприз, когда на словах «быстрей в самолеты» должны были лететь 850 само-летиков, которые делал наш «штаб», и весь партер должен был стать белым, и так и получилось! Человек ловил самолетик, кидал дальше и т.д. — такие волны-волны: Но самое прикольное было в том, что Светка у нас заболела. Мы впервые играли без скрипки, и все соло «снял» Ванька Иволга и играл их на гитаре — очень смешно полу-чилось.
В целом же — я не могу сказать, что мы довольны тем, чего сейчас достигли, и это классно! Если бы я сказала: «О да, все зашибись!» — то это было бы одно из по-следних наших интервью, потому что уже не о чем было бы спрашивать. Человек доволен, сидит на месте и не «кукует» даже! Я чувствую постоянную какую-то неудов-летворенность и стремление идти-идти-идти, что-то делать-делать-делать, потом «обламываться», опять вставать, опять «получать по роже», опять падать, потом опять подниматься и что-то делать постоянно. Поэтому сейчас в обозримом будущем я ду-маю только об альбоме «Цунами’. Я очень хочу, чтобы в сентябре он все-таки вышел, потому что мы откладывать его выход уже больше не можем, его нужно уже выпус-кать, иначе он просто «протухнет», «перегорит»! Но я оптимист!

Звуки.Ru: — Он всех «накроет»?

Диана: — Он такой, ХОРОШИЙ! Это не альбом «Рубеж», абсолютно точно!

Звуки.Ru: — Я тут была весьма удивлена, когда услышала тебя одну в про-грамме «Воздух» на ‘Нашем радио’…

Диана: — Объясняю еще раз, что Сурганова заболела, охрипла. «Воздух» был 18-го, «Максидром» — 19-го. А 16-го в полночь я получила СМС от Светки: «Я заболе-ла». Я давай писать Ваньке, чтоб срочно «снимал» партии, потому что Сургановой не будет. А впереди 24-е, петь два часа! И мы посчитали, что пусть она лучше отлежит-ся, и мы отыграем нормальный концерт во МХАТе.

Звуки.Ru: — Да нет, я другое имею в виду — ты в последнее время везде одна появляешься: в телепередачах, по радио, интервью даешь одна, опять же…

Диана: — Все очень просто. Дело в том, что сейчас мы поем 100 процентов мо-их песен. А что касается интервью, то лучше, чем я, ответить на вопросы никто не может. И в этом ничего такого нет — они сидят в Питере, занимаются своими делами, Сурганова играет на скрипке…

Звуки.Ru: — А ты, значит, взяла на себя обязанность общения с прессой?

Диана: — Ну, надо ж кому-то и слово держать! А как, скажем, Сурганова может отвечать за меня и комментировать какие-то мои поступки, связанные с моими песня-ми и т.д.? К тому же, в последнее время мы стали намного меньше общаться, встре-чаемся только на репетициях, в основном, поскольку в Питере я практически не живу сейчас. У меня и дома-то в Питере нет — был и не стало!
Звуки.Ru: — Но большая часть твоих хитов все-таки написана в Питере?
Диана: — Не важно — где, важно — о чем! Потом, какая разница, где живет чело-век, которого ты любишь? — Абсолютно «по барабану»! Можно написать хорошую пес-ню в любом месте, мне кажется.

Звуки.Ru: — Возвращаясь к интервью двухлетней давности, в котором ты мне сказала, что «женщина с гитарой — это нонсенс»… Ты и сейчас так думаешь — когда так много команд, где лидерами являются девушки?

Диана: — За это время мало что изменилось. Как было тяжело — а женщине на сцене, на мой взгляд, гораздо тяжелее, особенно на рок-н-ролльной сцене — так оно и остается, и к тем командам, которые появляются, я отношусь с пиететом. Чичерина, Земфира, Тотал, Бутч… Но все проверяется временем. Я не склонна делать какие-то сиюминутные выводы по тому, как человек начинает свою карьеру. Он должен на сцене пробыть не один десяток лет для того, чтобы можно было сказать, что он со-стоялся. А что касается России — то это вообще очень привередливая и жестокая страна, в каком-то смысле. Поэтому две фигуры, которые, я точно уверена сейчас, останутся в истории — это Янка и Настя Полева. Что же касается того, что сейчас де-лают женщины на сцене, это, безусловно, более «зубасто» по сравнению с тем, что было раньше, но все равно надо смотреть, что будет дальше.

Звуки.Ru: — У вас и у тех, кого ты перечислила, примерно один имидж, весьма далекий от ‘фотомоделей’ — короткие стрижки, тяжелые ботинки, штаны: Это связано с тем, что рок-н-ролл — это тяжелая «мужская» работа, поэтому и внеш-ность «мальчиковая» больше соответствует?

Диана: — Наверное, сама специфика рок-н-ролла предполагает постоянную решимость на какие-то поступки, некую жесткость, поскольку многое приходится де-лать самим. И потом, ты можешь себе представить, как можно играть на гитаре в юб-ке?

Звуки.Ru: — Я видела, например, Ольгу Арефьеву — в юбке и с гитарой.

Диана: — Ну, может быть, хотя у нее несколько иные песни. Но мне кажется, что такие «бойкие» жанры, достаточно бодрые и энергичные, как у нас, предполагают не-кую «подтянутость». Мне кажется, что это нормально. Главное, чтобы это не было мужеподобно! А спортивность стиля — чем это плохо?

Звуки.Ru: — А сможет ли «женский» рок встать когда-нибудь на один уровень с «мужским»,- как ты думаешь?

Диана: — И не надо этого! Зачем женщинам становится мужчинами, а мужчинам уподобляться женщинам? К тому же, музыка — это не спорт, не соревнования, не ‘метание дисков’ — ха, кстати, хороший каламбур получился! Мне кажется, что женщи-ны все равно должны оставаться более мягкими. Женщина должна быть умной, но, безусловно, женственной и мягкой! Мне не нравятся какие-то моменты, когда «приро-да отдыхает» — все должно быть гармонично! По-другому я себе это не представляю!

23.05.2002