2014 11 16 ТВ «Доверие»: «Перипетии судьбы»
«Я, конечно, не подарок в том смысле, что у меня всегда была какая-то генеральная линия. Я почему-то всегда четко понимала и ощущала, что мне надо, в какую сторону двигаться и чем мне надо заниматься. И свернуть меня с этого пути было крайне сложно», – считает поэт, композитор, солистка группы «Сурганова и Оркестр» Светлана Сурганова.
«Она девка бодрая, боевая девка. Она рассусоливать не будет, что я устала. Это такая Анна Ахматова наших дней. У нее все вещи очень сильные», – утверждает друг Светланы Сургановой Константин Мирошник.
Короткая стрижка, мальчишеское телосложение, резкие черты лица. Она все время словно противопоставляет себя окружающему миру. Кошка, которая гуляет сама по себе. Первые стихи в 12 лет – от одиночества. Тусовки с неформальной молодежью – от протеста.
Она никогда не скрывала, кого любит, и откровенно плевала на общепринятые нормы. Это сегодня она стала спокойнее и улыбчивее, охотно отвечает на вопросы журналистов. Кажется, ее невозможно обидеть, но так было не всегда.
Коренная петербурженка Сурганова выросла в неполной семье – мама и бабушка. После того как Света однажды вернулась из детского сада и задала вопрос о том, почему у всех детей есть папы, а у нее нет, она получила лаконичный ответ.
«Она говорит: «Папа погиб, папа умер. Так и отвечай всем дальше в детском саду, в школе. Нет папы, папа умер», – вспоминает Светлана Сурганова. Об отце она больше не спрашивала, если бы не случай. Однажды в сильной ссоре с мамой Света узнала: она неродная дочь.
«В общем-то, я бы и до сих пор не узнала об этом. Была такая провокационная ситуация, все было на острие, сложный был момент с мамой, и она сгоряча это сделала, сказала, раскрыла эту семейную тайну», – рассказывает Светлана.
Это был шок. Слова матери звучали как пощечина. Именно тогда она почувствовала себя не только одинокой, но и преданной. Она попытается найти биологических родителей, но безуспешно. И тогда Сурганова решит: ей не нужен никто, она проживет самостоятельно.
«Идти по жизни дальше было принято решение. Мамуля очень долго переживала, но, тем не менее, это позволило мне стать тем, кем я сейчас являюсь», – говорит Сурганова.
К тому моменту Светлана уже играла в нескольких группах. На одном из концертов она познакомилась с Дианой Арбениной, которая приехала в Питер из Магадана. Сурганова поняла, что встретила единомышленницу. Собрала чемодан и переехала в Магадан.
Так появилась группа «Ночные снайперы». Искренние тексты и проникновенная скрипка стали визитной карточкой «Снайперов». Несколько лет скандальный дуэт собирал полные залы. Неважно, выступали они в маленьких ДК или на стадионах. Но однажды все закончилось. Диагноз «онкология» прозвучал как приговор. С мамой она была в ссоре.
«Она на меня очень обиделась, когда я ей долго об этом не говорила, и когда уже предстояла вторая операция, и когда уже действительно серьезный вопрос был. Maybe да, maybe нет, то есть непонятно, выживу я или нет, все-таки пришлось ей позвонить, сказать: «Мамуль, тут такая ситуация, я приболела».
И еще больше она обиделась на то, что, когда я поступила в больницу, меня сопровождала Динка Арбенина. Там же нужны были какие-то координаты родственников. Я была вынуждена сказать, что из родственников – типа вот моя сестра только Диана», – рассказывает Светлана Сурганова.
Этот дуэт был записан несколько лет назад. Слова Александра Медведева, музыка и аранжировка Светланы Сургановой, они оба знают, что значит балансировать между жизнью и смертью, оба прошли через предательство и невыносимое чувство одиночества. Оба стали сильнее.
«Я, честно говоря, не знаю наизусть ни одной молитвы. Для меня молитва – это стихи любимых поэтов», – признается Светлана. Сегодня Сурганова говорит уже в спокойных интонациях о том, как это было, но тогда она почти не верила, что выживет.
«Пять или шесть, я не помню, но касаемо онкологических – там было три. Первая, вторая буквально через 12 дней, потому что там плохо просанировали, нужно было еще раз вскрыть меня. Третья операция восстановительная была», – вспоминает Светлана Сурганова.
Не в бровь, а в глаз
Каждый день она отвоевывала право на жизнь. Каждый день доказывала, что она сильная. Сурганова выходила на сцену и пела. Никто не знал, что в этот момент перед ними стоит уже другая Сурганова.
«Восемь лет я была стомированным человеком, стомированным пациентом, кто знает – тот знает. Достаточно непростое состояние, требующее отдельного ухода. Я много лет не могла решиться на эту реконструктивную операцию, потому что была напугана двумя предыдущими. Очень тяжелые реанимации были. Думала, что, если там еще что-то не так пойдет, я, наверное, этого не выдержу», – рассказывает Светлана.
Но следующий удар был еще сильнее. Физические раны залечить можно, но как быть с душевными? Сегодня обе бывшие подруги не рассказывают о том, что произошло. «Снайперы» расстались. Диана Арбенина полностью прекратила общение с коллегой по группе.
«Досадно то, что чисто человеческих взаимоотношений не удалось сохранить. Какие-то были слабые потуги, потом и они куда-то нивелировались, к великому моему сожалению», – сетует Светлана Сурганова.
«Мне кажется, она его не пережила до сих пор, этот разрыв, но я бы не оперировала такими понятиями, как предательство, поскольку мы не знаем, что произошло. Мы знаем, что произошло со слов Светы и что произошло со слов Дианы. Как было на самом деле, не знает никто, кроме них», – говорит директор Светланы Сургановой Елена Жукова.
После почти десяти лет существования коллектива, на пике популярности Сурганова покинула проект. Официальная причина – творческие разногласия. Название «Ночные снайперы», репертуар, слава – все это досталось Диане.
«Там состояние, в котором Светлана осталась практически ни с чем. Возможно, это можно было сделать по-другому, но мы не можем судить. Но, повторюсь, Светлана до сих пор это не пережила», – утверждает Елена Жукова.
Сурганова болезненно перенесла очередное разочарование. Экс-«снайперша» с головой ушла в работу: записала несколько альбомов, выпустила сборники поэзии, играет в театре и дает концерты. Строит дом, ведет замкнутый образ жизни. Сурганова никогда не пыталась создать себе имидж рок-звезды. Внутри она по-прежнему чувствует себя робкой, ранимой, маленькой девочкой, которую легко обидеть.
«На улице к ней может подойти просто какая-то девушка-поклонница, Светлана тут же ее может пригласить с собой на ужин в ресторан, расспросить о ее жизни и отдать свои последние деньги, которые у нее сейчас есть в кармане, если у той какая-нибудь сложная ситуация. Она всегда с таким распахнутым взглядом на мир, как ребенок, по-хорошему», – рассказывает Елена Жукова.
Несколько лет назад в жизни Дианы Арбениной произошло важное событие – рождение близнецов. Светлана же к появлению в своей жизни малыша пока не готова. После перенесенного недуга она не сможет стать матерью, а взять малыша из детского дома она вряд ли решится.
«Вот сейчас дострою дом. Альбом уже записала, сейчас дом дострою, два куста сирени посадила, вот теперь уже можно думать дальше», – говорит Светлана Сурганова.
«Ой, она матерью будет прекрасной, она же создана для этого, всю свою неистраченную любовь, нежность она заколбашивает в свои гениальные вещи, песни. Это даже не песни, а пьесы, куски, вырванные из жизни», – рассказывает Константин Мирошник.
Своими детьми Светлана называет стихотворения и песни. Она поняла: чтобы быть счастливой, нужно жить сегодняшним днем.
«Вот реально ценишь каждый момент, каждую встречу, каждый день и проживаешь с чувством благодарности, что этот день наступил для тебя, ты жив, ты здоров, у тебя есть руки-ноги, ты соображаешь, не всегда хорошо, но все-таки соображаешь, неплохо выглядишь.
У тебя есть друзья, ты даже можешь заниматься творчеством, и это творчество воспринимает какое-то – и не маленькое – количество людей и благодарно тебе за это творчество. Я ли не счастливый человек?», – рассуждает Светлана Сурганова.