2014 02 18 Комсомольская правда: «Пришлось рассказать на ТВ, как победила онкологию»

Артистка призналась, что согласилась на откровения ради того, чтобы ее опыт помог другим, а директор констатировала, что это к тому же помогает собрать коллективу зал

18 февраля Воронежский концертный зал накрыла позитивом самая солнечная группа страны «Сурганова и Оркестр». Поклонники, впечатленные очередной порцией искрящейся смеси из поэзии серебряного века и современного рока, завалили Светлану Сурганову желтыми тюльпанами и красными шариками-сердечками. Принесли даже тор-кораблик с алыми парусами. Видно было, что артистка тронута вниманием фанатов. Своей лучезарной улыбкой Светлана одарила и «Комсомолку», когда мы пришли пообщаться после концерта. Артистка обещала, что попробует торт, хотя и любит больше гречку с пармезаном.

В КРИЗИС НЕ НАДО СУЕТИТЬСЯ! НАДО ПЕРЕЖДАТЬ

— Светлана, вы смотрите Олимпиаду, болеете за наших спортсменов? — поинтересовались мы у Светланы.

— Конечно. Мало смотрю, но душой болею. Слышала, что мы пока на пятом месте в медальном зачете.

— Приезжавший к нам певец Шура очень нахваливал вашу совместную работу и восхищался вами. Рассказал, что он сделал из вас женщину: поставил на шпильки, нарядил в вечернее платье. Почему вы сегодня не в образе?

— В первом отделении я была в итальянских ботинках на 7-сантиметровых каблуках. Это для меня почти смертельный номер. Долго пришлось привыкать. Но теперь почти отплясываю на них. И фрак у меня замечательного покроя – почти платье.

— Вы больше 20 лет на сцене. Кризис жанра часто посещает? Это же, наверное, страшное состояние для творческого человека. Как с ним боретесь?

— Кризисы неизбежны – как вдох и выдох. Нужно спокойно к ним относиться. Как к очередному этапу. Не паниковать, спокойно переждать. Это прекрасное время для того, чтобы что-то понять, проанализировать. В общем, не надо в этот период суетиться!

— У вас смена амплуа: играете в Питере в спектакле «Плавание» по Бодлеру. Что вам дает этот опыт?

— Это новые переживания, сценическая география, пластика, взаимоотношения с актерами, умение работать в коллективе, умение слышать режиссера — я же обычно сама себе режиссер, а тут нужно прислушиваться к чьему-то мнению, выполнять чужую задумку. Это очень интересно, классно. Всех плюсов, новых опытов, открытий — и не перечислить.

— Не переживали, что опыт может оказаться неудачным, и зрители не поймут, не пойдут?

— Я не думала на эту тему. Мы представляли, что придет смесь публики – мои поклонники и театралы. Моих было много. Работа очень живая, позитивная, несмотря на серьезность, сложность бодлеровских текстов, Цветаевой, Мандельштама, Бродского. Режиссеру удалось все так скомпилировать, что ощущения после спектакля остаются светлыми и позитивными.

ВИКА ДАЙНЕКО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПОЕТ, А СТОЯНОВ – ВООБЩЕ КРАСАВЕЦ!

— В свой прошлый приезд вы нам говорили, что ради пиара не пойдете на ТВ. А сейчас вы не сходите с экрана – «Живой звук», «Наедине со всеми», «Кулинарный поединок»…

— Я не пойду в ущерб концертам. В те времена нас приглашали на съемки проекта «Две звезды», а у нас уже был расписан график, объявлены концерты в разных городах. И было бы неправильно жертвовать внимание зрителей ради съемок даже на Первом канале. Мы и сейчас продолжаем эту же политику. Но сейчас нам удается таким образом выстраивать график, что это не мешает гастролям.

— Кто-то из коллег впечатлил вас на проекте «Живой звук»?

— Вика Дайнеко меня поразила. Она очень профессионально поет, потрясающая подача, владение английским. И конечно, сам Юрий Стоянов. Потому что помимо того, что он потрясающий ведущий, он как музыкант меня сразил, как мужчина и просто личность. Он, конечно, красавец.

— С удивлением узнала, что вы собираетесь участвовать в национальном отборе на «Евровидение». Большинство артистов говорят, мол, этот конкурс местечковый и сильно политизированный. Чем же он вас прельстил?

— Ох, сначала надо, чтобы наконец этот отбор состоялся, а то без конца его переносят. Дойдет ли вообще до дела? А так мне просто любопытно. Очередной мой эксперимент. Хотя я к этому всему серьезно и не отношусь. Скорее с улыбкой.

ЧТОБЫ ПОКЛОННИКИ НЕ ЗАБЫВАЛИ, ПРИХОДИТСЯ ПИАРИТЬСЯ НА ТВ

— Сейчас все не перестают обсуждать ситуацию с болезнью Жанны Фриске. Общество в своих мнениях разделилось: одни за сбор средств на лечение певицы. Другие, как Елена Ваенга, против того, чтобы устраивать на несчастье шоу и делать на этом рейтинг. Некоторые осуждают, что у Фриске куча яхт-домов, и при этом за нее просят денег у фанатов…

— Большая трагедия случилась. Я очень сочувствую Жанне. Это большая печаль. Если люди могут как-то помочь, то, конечно, надо помогать. Нет ничего зазорного, если человек обратился за помощью. Значит, есть такая необходимость. В любом случае, наверное, мы не все знаем, чтобы категорически судить. Но я считаю, что всегда в жизни есть место чуду. И уповаю на него.

— Тем более, что с вами оно произошло, вы как никто это знаете (Светлана Сурганова смогла побороть рак кишечника, который у нее обнаружили в 28-летнем возрасте – ред.). Кстати, была удивлена, что вы, человек интеллигентный, всегда предпочитавший не говорить про личную жизнь, вдруг в различных теле- и журнальных интервью подались в откровения – что перенесли онкологию, что вы — приемный ребенок. А зачем вдруг вы решили это рассказать, какой-то перелом в жизни произошел?

— Я бы и дальше молчала, но меня все время тащат на телевидение, руководство настоятельно просит. Хотя я не люблю медийность.

— Спрашиваете зачем? Чтобы люди приходили на концерты! – вступила в разговор директор коллектива «Сурганова и Оркестр» Елена Жукова. — Если мы не будем ходить на телевидение, не будем давать интервью, люди будут приходить на концерты в количестве 100-200 человек! К примеру, завтрашний концерт в Липецке пришлось отменить. Потому что там купили билеты 200 человек… К сожалению, на интервью корреспондентов интересуют жареные факты. Им неинтересно, если мы будем рассказывать про Бродского, про театр – это за пять лет выйдет в паре изданий. И мы вынуждены говорить и об этом тоже – это то, что интересует публику. Люди больше всего обращают внимание, когда на поверхность вылезают такие жареные факты. И без этого никуда не деться. К сожалению, такой шоу-бизнес. Статистика говорит сама за себя: на наш первый концерт в воронежском клубе пришло 300 человек, на второй – 400, сегодня больше 600. Если мы не будем светиться – этого не будет!

— Я перестала сопротивляться этому, потому что стало приходить много писем со словами благодарности, что мой жизненный опыт помог, — продолжила Светлана Сурганова. — Он поддерживает кого-то, может пригодиться многим. И люди за это благодарны. И в один прекрасный момент я подумала, почему, собственно, я должна это все держать в себе, в своей скорлупе, я ведь не самый худший представитель человечества, и мне есть, что ему сказать. Есть накопленный опыт, и если меня об этом просят рассказать, я теперь готова говорить. Хотя, если взять более ранние времена, Владимир Семенович Высоцкий как-то пиарился? А его знала вся страна, и это была истинная народная любовь… Ну а сейчас, единственное, чего не хотелось бы мне – быть назойливой, себя навязывать. Мы стараемся политику вести достаточно аккуратно — чтоб не набить оскомину…

18 февраля, на концерт к Светлане Сургановой пришли ее воронежские родственники. В 2009-м мы делали большой репортаж о том, как на концерт Сургановой пришли родные по материнской линии — троюродные сестры Надежда и Елена, которые живут на улице Лизюкова.

— Мы являемся единственными родственниками Светы в мире. Наши бабушки были родными сестрами — Сургановы Зоя и Анфия. Так жизнь сложилась, что Зоя Михайловна (Светина бабушка) осталась жить в Ленинграде, а наша бабуля Анфия Михайловна с семьей переехала в Воронеж, — рассказала «Комсомолке» Надежда, младшая из сестер известной певицы. — В 2009-м мы ходили на воронежский концерт Светы с сестрой Леной. А в этот раз выбрались всей большой семьей — наша мама (тетя Светы) с папой, сестра Лена с мужем и сыном и я с мужем. Концерт получился потрясающим, мы Свету поблагодарили… Мы по праздникам обычно созваниваемся с мамой Светы — Лией Давидовной — и узнаем все новости о сестре. А с ней самой видимся после воронежских концертов или когда ездим в отпуск в Питер. Света всегда нам очень рада и тепло встречает.

Воронежские сестры Сургановой к музыке отношения не имеют — выучились на экономистов и работают по специальности. И всегда с теплотой вспоминают общее воронежское детство.

— Наш папа иногда по работе ездил в командировки в Питер, и маленькая Света всегда с удовольствием играла ему что-нибудь на скрипке. Но в детстве Светлана с мамой чаще сами приезжали в Воронеж. Уже в юношестве, когда ей было лет 16, они с Леной очень много гуляли по городу — по всем достопримечательностям, по центру, старым улицам, по набережной. В то время Света очень увлекалась творчеством Аллы Пугачевой, у нас была кассета с ее концертом, и Света слушала и переписывала все тексты песен, — вспоминает Надя. — В следующий ее приезд, в конце августа, всей семьей ездили на дачу в Рамонь, гуляли там по лесу, собирали грибы. Света и тетя Лия были в восторге от нашей природы и климата, и называли нас «южане». Когда Светлана с Дианой организовали группу «Ночные снайперы», она приезжала в Воронеж уже только с концертами. С этого времени мы стали чаще ездить в Питер, чтобы повидаться.

Светлана Сурганова тоже была растрогана встречей с родственниками.

— Молодую часть воронежского семейства я все же чаще вижу, а старшее поколение – давно не видела, поэтому была взволнована, — призналась нам артистка. — Это воспоминание о моем детстве. Помню свое первое путешествие из Ленинграда в Воронеж, мне было года три. Мы летели самолетом. Тогда еще что-то случилось с шасси, нас попросили подождать, неисправность какая-то была. Мы подождали часа три – шасси вылечили. и мы полетели. Взрослые, конечно, волновались. Но я тогда была юная и в силу возраста бесстрашная. И первый мой полет на улицу Лизюкова получился светлым.

В своей приезд в наш город в 2009-м Сурганова тоже вспоминала бесшабашное воронежское детство:

— Мы с мамулькой частенько наведывалась сюда к ее двоюродной сестре и ее дочкам. У них был чудесный пес, боксер Флинт. Мы любили играть с ним в мячик. А поскольку мне было всего ничего, он иногда меня путал с игрушкой: то мячик подкинет, то меня под попу, — делилась с «Комсомолкой» артистка. — Да, Воронеж для меня знаменателен и тем, что именно в вашем городе я начала вести песенник Пугачевой. Я с кассетника прослушивала хиты Аллы Борисовны, перематывала туда-сюда снова и снова и записывала слова в тетрадку…

Родственники подарили певице ее любимые конфеты — «Песни Кольцова», «Воронежские» и «Императорское высочество», за которыми специально ездили в Рамонь, и сувениры с главными символами Воронежа, в том числе с котенком с улицы Лизюкова.