2002 09 Журнал «Хит-парад»: интервью «Еврейская по-японски»
Что именно считать официальной датой рождения группы «Ночные Снайперы»: знакомство в 1993 году двух талантливых барышень — Дианы Арбениной и Светланы Сургановой, появление названия коллектива, запись первого домашнего альбома «Вторая пуля» или тот момент, когда они расширили свой состав, перейдя из акустики в электричество, и взорвали эфиры радиостанций своими хитами? С одной стороны, широкая общественность узнала «Ночных Снайперов»после их первого электрического альбома «Рубеж». Именно тогда их песни — «Кошка», «31 весна» и «Рубеж» начали штурмовать все хит-парады. С другой, — стоит учесть, что неизменными составляющими группы всегда были и будут лишь Диана со светой. Потому и праздновать свое десятилетие «Снайперы» намерены в 2003-м.
На пути к самосовершенствованию группа постоянно экспериментирует. Они меняют города, людей, музыкальные стили. Накануне юбилея коллектив в очередной раз накрыла волна перемен. «Снайперы» распрощались с прежним директором. Поменяли состав музыкантов. Записали новый альбом «Цунами», чуть ли не кардинально изменив свое прежнее звучание. И сняли дорогостоящий клип на песню «Розы», которая станет очередным, после «Столицы» и «Пароходов», их синглом с нового альбома.
В ноябре «Цунами» накроет Россию. Группа планирует дать концерты во всех городах и весях нашей страны. А начнут «Ночные Снайперы» с самой значимой для себя московской площадки — «Лужников».
— Расскажите подробнее о вашем новом альбоме. Ведь этот момент для группы является переломным, насколько я понимаю.
— Это так. Записали мы его уже в феврале. Работали в Киеве с известным звукорежиссером Евгеном Ступкой (Ступка также записывал альбомы группам «Океан Эльзы» и «Земфира» — прим.авт.). Но тогда альбом не мог выйти из-за возникших разногласий с выпускающей компанией. Теперь все уже разрешилось. Альбом выйдет на «Реал Рекордс». В «Цунами» гораздо меньше электрики, чем в предыдущем альбоме. Мы отдали предпочтение живым инструментам: аккордеону, мандолине, духовым. В записи этого альбома даже принимал участие скрипичный квартет. В следующем году нам уже десяточка исполнится, и я могу сказать, что «Цунами» — первая наша работа, которая мне нравится практически на 100%. Я говорю практически, потому что если бы получилось на все 100, то можно тогда было просто остановиться в развитии. Что в принципе невозможно, ведь нужно постоянно двигаться вперед. Постоянно что-то новое придумывать.
— Две ваши песни из этого альбома уже появились в жесткой ротации многих радиостанций. Какие еще композиции вошли в «Цунами»?
— Помимо «Столицы» и «Пароходов», о которых вы уже упомянули, там есть песня «Розы». Она станет третьим синглом с альбома. Недавно мы сняли на нее клип. Думаю, она поменяет сложившийся стереотип о нас, как о рок-н-ролльной команде, которая умеет только громко орать. Ведь мы на самом деле очень разные. Многие, кто не слышал прежде нашей акустики, поймут, надеюсь, что в нас есть и вот такие — дерзкие и нежные нотки. Еще там будет «Катастрофа». Она — как дань нашему городу Питеру. Я стала замечать, приезжая в Петербург, что небо над городом становится с каждым годом все ниже и ниже. Мне очень больно за этим наблюдать. Кроме того, в «Цунами» будет песня «День рождения» — своеобразное продолжение «31-й весны». Да что говорить, лучше
самим слушать. Для меня они все хорошие (улыбается).
— Когда лучше песни пишутся? Во время депрессии или когда светлое настроение и радужные мысли?
— У меня ни того, ни другого состояния по сути никогда не бывает. Есть только адреналин, потому что я в своих ощущениях постоянно на краю где-то. Песни просто так ведь не пишутся. Ни от того, что меня кто-то бросил, ни от того, что кто-то влюбился. Они у меня появляются, когда отдаешь себе отчет в том, что ты фатален, и каждый день проживаешь навсегда. Разумеется, состояния влюбленности или разочарования, расставания только обостряют зто.
— Диана, а как быть, если вдруг в самый неподходящий момент рождается песня, а ручки и бумаги не оказалось под рукой?
— Это очень просто. Я на салфеточках очень часто пишу. А ручка всегда при мне. В крайнем случае, попросить у кого-нибудь можно.
— Будут ли в «Цунами» какие-то эксперименты наподобие отличного ремикса песни «Прощальная», сделанного Дэном Калашником?
— Очень люблю Дэна, и нравится мне то, что у нас с ним получилось. Это было ново на тот период времени. Но пока у нас другие планы.
— Какие? Может быть, совместное творчество с этническими музыкантами?
— Угадала. Есть у нас сейчас такая штука. Мы решили поработать с японцами, точнее — они с нами. К нам на концерт пришла переводчица с японского. Ей понравилось. Мы познакомились. Оказалось, что она работает и с музыкантами в том числе. Так вот, она дала послушать им наши песни. Они, в свою очередь, предложили нам совместную работу. А я подумала, почему нет? Мы подписали контракт о сотрудничестве. Первой японцы выбрали почему-то «Еврейскую» из альбома «Капля дегтя в бочке меда». Навесили на нее японскую обработку: использовали злектронные прибамбасы и японские народные инструменты. Получился просто Portishead какой-то. Ну очень прикольно. Я сначала даже Диск подписала «Еврейская по-японски», а потом думаю: что ж это я такое написала? (улыбается)
— Вы уже ездили в Японию?
— Нет пока. Они берут песню и просто предлагают нам варианты. Хотят нас туда свозить. Но имеет смысл ехать после того, как они сделают достаточное количество фонограмм.
— Диана, а как на гитаре играть научились, помните?
— Помню, конечно. Смешно так. Я подошла к отцу, говорю: «Научи играть на гитаре». Он показал мне З аккорда. Я стала подбирать какую-то песню, по-моему, Булата Окуджавы. Чувствую, аккордов явно не хватает. Подхожу снова: «Послушай, — говорю, — ты показал З аккорда, а тут явно чего-то еще надо». Папа мне сказал тогда: «Знаешь, начало я тебе показал, а дальше сама подбирай». И училась ведь дальше сама.
— Вот не поверю, что только на гитаре вы и остановились.
— Правильно сделаешь. Я еще окончила музыкальную школу по классу фортепиано. Если есть возможность, пытаюсь еще на чем-то учиться играть. Последняя затея — труба. Мечтаю поиграть на ней. А вообще у меня знаешь сколько мыслей и идей! Без этого нельзя. Надо постоянно двигаться вперед.
— Диана, с тех пор как вы стали известным человеком, поменялся и круг общения. Наверное, появляется много «лишних» людей. Вы предпочитаете старых, проверенных людей?
— На 99,9%. При том, что зтот маленький процентик, который я оставила, очень важен. Бывает, что и я в людях ошибаюсь. Однажды испытала очень большое разочарование в одном своем приятеле, который имел ко мне интерес от события к событию. Когда я это поняла, то перестала, конечно, общаться с ним, мо все равно — обидно было.
— Вы недавно поменяли директора. С чем был связан уход Светланы Лосевой, тоже разочаровались в человеке?
— Все досужие домыслы о передрягах и ссорах, из-за которых мы якобы расстались со Светой, — неправда. И мое знакомство с Ларисой (Лариса Пальцева — новый директор «Ночных Снайперов» — прим. авт.) на это тоже никак не повлияло. Света сделала для нас очень много, и я ей очень благодарна. Но в какой-то момент она просто перестала отвечать тем профессиональным требованиям, которым должна была. Поэтому нам и пришлось с ней расстаться. Я об этом не жалею и более того, считаю, что мы поступили очень правильно, потому что благодаря этому записали «Цунами».
— Вы водите машину?
— Конечно. Только этим и занимаюсь. То, что мы познакомились с Лоркой, я считаю большой удачей. Я редко говорю комплименты, но она на самом деле оказалась очень отзывчивым и добрым человеком. К тому же Лариса очень скромный человек и редко говорит о своих профессиональных заслугах сама. У нее один недостаток — курит много (смеется). Во время частых переездов это меня из себя выводят очень.
— С приходом нового директора поменялся райдер (технические и бытовые требования к проведению концертов — прим. авт.) группы?
— Сейчас он переписан. Честно говоря, я его еще не читала. Просто каждый из музыкантов высказал какие-то необходимые для себя требования. Технический райдер изменился. У нас появился хороший звукорежиссер, молодой, но очень толковый — Максим Маслин. Все это полностью лежит ма его плечах. А в бытовом плане никаких наворотов нет, но прежние 18 бутербродов, я думаю, там останутся (смеется).
09.2002