2002 12 Портал ROL.RU: интервью «Я не люблю слабых»

Корреспондент — Октава Неполная

5 декабря «Ночные Снайперы» выпускают наконец альбом «Цунами» (тьфу-тьфу-тьфу). Поэтому в последнее время они напоминают о себе: посещают «звездные чаты», участвуют в телепрограммах и дают интервью. Сразу много. Одно из них — в полупустом клубе Б2 для РОЛ.

Мы давно любим «Ночных Снайперов». Мы полюбили их задолго до того, как «31 Весну» заголосила вся страна. Мы помним их еще со времен камерных концертов в «Китайском летчике» и «Вермеле». Но мы не будем ныть по поводу того «что было, а что стало». Потому что это все равно, что стенания родителей на тему: «Лучше бы тебе всегда было пять лет». Это невозможно, да и кому нужны взрослые люди с развитием дошкольника? Просто отметим, что в «Ночных Снайперах» теперь один безоговорочный лидер — Диана Арбенина, и только она пишет песни и отвечает за всю группу. Светлана Сурганова — точно такой же музыкант, как гитарист и ударник. Не более. Поднимать эту тему в интервью не хотелось. Как и домогаться с вопросами, написаны ли очень пронзительные песни с «Цунами» на основе личного опыта и какого именно? Так что получилось то, что получилось.

РОЛ: У группы был обширный пласт песен, которые вы пели на концертах, но не включали в альбомы. Подошел ли он к концу?

Диана Арбенина: Он неисчерпаем.

РОЛ: Но на новом альбоме многие песни старые..

Д.А.: Нет. В альбом «Цунами» вошла песня «На границе», единственная, которая была написана много лет назад. Все остальные были написаны за прошлый год. Полтора года.

РОЛ: «Охоте на волчат» больше двух лет…

Д.А.: Ну два года.

РОЛ: Как долго вы обкатываете песню на концертах до записи?

Д.А.: Я решаю и все. Вообще-то, этого делать не стоит, потому что теряется, знаете ли, такой сюрприз для публики, но у меня есть дурацкая привычка — я песню напишу, мне ее сразу нужно спеть кому-то.

РОЛ: Примерно раз в год выпускать альбом для вас нормально?

Д.А.: Нет, это очень мало. Альбом «Цунами» был записан в феврале, а сейчас уже год прошел, ну 9 месяцев, а он так и не вышел… 9 месяцев! Уже рожать пора.

РОЛ: Многих ваших поклонников разочаровало звучание «Рубежа»…

Д.А.: Меня тоже.

РОЛ: В «Цунами» будет по-другому?

Д.А.: Конечно, «Цунами» — это очень взрослая работа, первая наша взрослая работа. И то, что получилось, мне очень нравится.

РОЛ: Нравятся ли вам ваши видеоклипы?

Д.А.: Смешно, не более. Это все эксперименты, это все путь, который я прохожу. Но это все осмысленно. «Ночные Снайперы» — это очень осмысленный коллектив.

РОЛ: Не было ли у вас желания снять мультяшный клип? Ведь рисунки дают бОльшую свободу.

Д.А.: Это прикольно. Я подумаю.

РОЛ: Если бы «Снайперов» пригласили на «Овацию» или «Песню года» — пошли бы?

Д.А.: Нас приглашали на церемонию вручения наград в Кремле в прошлом году. Очень хороший был коньяк, из сталинских погребов, знаете ли.

РОЛ: Есть ли какие-нибудь новые привычки, которыми вы обзавелись за последнее время?

Д.А.: (задумывается) Ничего особо нового не появилось.

РОЛ: У вас есть любимое выражение?

Д.А.: Они у меня меняются. Когда мне задают такой вопрос, я теряюсь и все забываю. Сейчас воспроизведу: «AF!» (как Диана его произносит, хорошо слышно в концертной версии песни «Солнце», в самом начале — прим. ред.)

РОЛ: Тексты каких русскоязычных исполнителей нравятся вам больше собственных?

Д.А.: Мне не нравятся никакие тексты русскоязычных исполнителей. То, что сейчас происходит, меня, мягко говоря, удручает.

РОЛ: Я не имею в виду именно из последних.

Д.А.: Вообще? Не берем сегодняшнее время? (задумывается) Кормильцев хорошо писал для «Наутилуса», опять же, особый гипнотизм был в текстах Цоя. Говорю навскидку.

РОЛ: С кем бы из музыкантов вы бы лично хотели пообщаться?

Д.А.: Зачем?

РОЛ: Совсем нет желания?

Д.А.: Со всеми, с кем мне нужно, я общаюсь (смеется).

РОЛ: Из тех, с кем вы не имеете прямой возможности общаться, например, потому что они умерли уже. Не обязательно русские.

Д.А.: (задумывается) Давайте ограничимся именем Сид Вишес (смеется).

РОЛ: Ого! И о чем с ним можно говорить?

Д.А.: С ним можно хорошо проводить время. Я в этом уверена.

РОЛ: Чем же вы с ним будете заниматься в свете того, что вы придерживаетесь здорового образа жизни?

Д.А.: Я бы нашла.

РОЛ: Прокомментируейте несколько поговорок, согласны или нет:

Помогите таланту — бездарность пробьется сама.

Д.А.: Если мы говорим об этом с точки зрения везения, даже не столько везения, сколько с точки зрения того, реализовал себя талант или нет, то для меня сам по себе талант ничего не значит. Талант плюс работа — тогда все будет хорошо.

РОЛ: Старый друг лучше новых двух.

Д.А.: Я друзей не считаю как штуки. У меня их слишком мало.

РОЛ: Нельзя дважды войти в одну реку.

Д.А.: Не знаю. Мне очень сложно даже возвращаться домой одной и той же дорогой, поэтому чего уж говорить о человеческих отношениях.

РОЛ: Время все лечит.

Д.А.: Время, безусловно, толковый лекарь.

РОЛ: Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и жалеть.

Д.А.: Лучше сделать и не жалеть. А вообще, каждый сам для себя решает, но обычно я поступала активно.

РОЛ: То, что люди черствеют с годами — хорошо или плохо?

Д.А.: Мне не нравится, когда люди становятся крокодилами, а я это постоянно наблюдаю. Плохо, конечно.

РОЛ: Что должен делать человек, чтобы не остановиться в своем развитии?

Д.А.: Понимать, что он еще ничего не достиг.

РОЛ: Но одного понимания мало!

Д.А.: Разумеется — я же говорила: талант плюс работа.

РОЛ: Знакомо ли вам чувство женской солидарности? В том смысле, что в определенной ситуации вы отнесетесь более лояльно к женщине?

Д.А.: Ни в коем случае. Мне свойственно женщин жалеть, но это достаточно пассивное чувство. Я не люблю слабых.

РОЛ: Как вам кажется, вы сильно изменились за последние три года?

Д.А.: Мне самой нужно судить об этом?

РОЛ: Попробуйте.

Д.А.: Изменилась точно.

РОЛ: Со стороны кажется, что стала жестче.

Д.А.: Нет (улыбается), это не так. Я, напротив, стала мягче.

РОЛ: У вас есть песня «Черное солнце», у Сплина — «Черный цвет солнца» — это такое питерское настроение?

Д.А.: Нет, просто человек, о котором я пела, был брюнет. И есть.

РОЛ: Есть ли какая-нибудь книга, про которую вы можете сказать, что она написана про вас?

Д.А.: Это, конечно, Крапивин, а в более нежном возрасте — Ремарк. «Жизнь взаймы».

РОЛ: Согласны ли вы с тем, что в хорошей музыке должна быть определенная доля безумия?

Д.А.: (задумывается) Да, почему нет?

РОЛ: Если считать, что «Ночные Снайперы» — это брэнд, с каким продуктом вы бы поделились именем?

Д.А.: (задумывается) Охота какая-нибудь, рыболовство.

РОЛ: Зверюшек не жалко?

Д.А.: Я же говорю про фоторужье!

РОЛ: Женщинам свойственно бояться возраста и вздыхать: «Мне УЖЕ 25!!!». Вам это чувство знакомо?

Д.А.: Нет (уверенно). Мне очень хорошо в моем возрасте. Мне уже 28.

РОЛ: У вас есть любимый город?

Д.А.: Нет. Я космополит. В любом городе нужно ехать дальше.

РОЛ: Куда? Земля же круглая.

Д.А.: Я в этом очень сомневаюсь. И никто не может этого доказать.

РОЛ: Космонавты ее видели.

Д.А.: Кто даст гарантии, что они видели именно ее? И потом, неужели вы думаете, что в космосе человек адекватен?

РОЛ: Какая концертная площадка у «Снайперов» любимая?

Д.А.: В Москве мне нравится Б2. Вообще, мне нравится где хороший звук.

РОЛ: Интересно, где?

Д.А.: А вот нигде. Что интересно, мы постоянно наступаем на все те же грабли. На каждый концерт мы приходим с ощущением, что вот сейчас мы пробьем эту стену русской непроходимости в плане технического обеспечения — и после концерта один говорит, что звук был классный, другой — что как всегда. И вот эта война постоянно продолжается.

РОЛ: Как же вы тогда рискнули издать концертник?

Д.А.: Можно сказать, что нас вынудили это сделать. Мне не хотелось записывать этот альбом. Я считаю, что на тот момент «Ночные Снайперы» были не готовы к записи. И потом была выбрана очень плохая площадка — «Бармалей», которая не имеет отношения к «живому» звуку вообще. К тому же они записывали в один вечер три коллектива.

РОЛ: Почему получилось, что вы должны были записывать альбом не пойми где?

Д.А.: Мы были очень юны, неопытны и незрелы. Сейчас такого бы не случилось. Кстати, мы записали профессионально концерт. 23 мы играли в «Юбилейном» в Питере, это большой зал, и мы полностью записали там концерт, потому что хотим сделать клип на песню «Столица». Мы хотели запечатлеть культ, который присутствует на этой песне: там фанаты кидают постоянно самолетики. Я думаю, что у нас это получилось. И будет, наверное, клево.

РОЛ: А кто придумал этот культ?

Д.А.: Лорка.

РОЛ: Зачем вам клип на песню «Столица», которая уже побывала в «тяжелой» ротации?

Д.А.: Мы снимаем это для себя. Потом, я пишу песни не на сезон. Мне кажется, что они будут жить после того как даже меня не станет. А что касается следующего видео, то после клипа на песню «Розы» выйдет клип на песню «Катастрофически».

РОЛ: Кстати, вам нравится песня «Розы»?

Д.А.: Да, хорошая песня. Очень смешная. Она такой уродец, который застрял между 13 такими классными печальными песнями. И то, что мы решили так покуражиться и снять именно ее — в этом есть определенный смысл. Потому что мне надоело, что меня воспринимают излишне серьезно.

РОЛ: В чем смысл цитаты песни «Нау» в начале?

Д.А.: Бутусов поет: «Я дарил тебе розы…», а я подумала: «Ну, я дарил тебе розы, ну и что?», а вот «ТЫ дарила мне розы…» (смеется).

12.2002