2002 12 03 Портал Yтро: интервью «Все наши песни о любви»

Корреспондент — Олег ГОРШКОВ

У солистки «Ночных снайперов» Дианы Арбениной хорошее настроение – все проблемы, связанные с выпуском долгожданного четвертого студийного альбома группы, позади. 6 декабря альбом «Цунами» наконец-то увидит свет. Впереди – концерты, которые совпадут по времени с новогодними и рождественскими праздниками – прекрасный подарок всем поклонникам творчества «Снайперов».

«Yтро»: Как Вы собираетесь встретить Новый год?

Диана Арбенина: На сцене. Мы очень любим исполнять наши музыкальные произведения в ночь с 31 декабря на 1 января, потому что я верю в приметы: как год встретишь – так его и проведешь. С раннего детства мне приходилось встречать Новый год в очень многих городах. Мои родители постоянно переезжали с места на место, и каждый раз мы встречали Новый год в новом городе.

«Y»: А какие-то новогодние случаи прикольные можете вспомнить?

Д.А.: Сложно сказать… Хотя, вот был такой случай: лет 5 назад мы играли в новогоднюю ночь в Питере в одном из клубов, на канале Грибоедова. И после того как мы отыграли, там же «завалили» какого-то местного авторитета. Помню, пришлось на всякий случай спасаться бегством…

«Y»: Восприятие Нового года как праздника по сравнению с детством не изменилось?

Д.А.: Не изменилось, и я очень благодарна времени за то, что оно мне оставляет детство и никуда его не забирает. Во всяком случае, пока. Новый год как был для меня елкой, елочными игрушками, Дедом Морозом, так и остался. Это классно. Новогодний кулинарный рецепт? У нас на столе всегда селедка под шубой. Оливье, разумеется. И очень вкусный торт «Птичье молоко» – его рецепт мама привезла, когда жила на Чукотке. Очень вкусно.

«Y»: Кстати, можно поподробнее о родителях?

Д.А.: И папа и мама – журналисты. Когда мне было три года, их понесло зачем-то на Чукотку. Не по распределению – сами поехали. То ли денег заработать, то ли за романтикой. В любом случае, денег они не заработали. Но это было очень прикольно, потому что все мое детство прошло там. Там я окончила школу и даже отучилась три года на инязе в Магадане.

«Y»: То есть знаменитая песня «Столица» в какой-то мере автобиографична?

Д.А.: Все проще. Песня «Столица» – о любви. Больше добавить нечего.

«Y»: На новом альбоме песен о любви будет традиционно много?

Д.А.: 100%. Все наши песни – о любви. Мне кажется, не о чем больше петь. Женщина всегда поет о любви. Это высшее предназначение певицы.

«Y»: С чем были связаны многочисленные отсрочки выхода альбома?

Д.А.: Это были не наши проколы, у нас пластинка была полностью готова в феврале. У нас это вызывало только досаду – прошло уже девять месяцев, а альбом все не вышел. Задержки были вызваны самыми разными административными проблемами. И очень приятно, что они позади… Альбом мы записали в Киеве, на студии очень классного продюсера Евгения Ступко (он работал, например, с «Океаном Эльзы» и «Мультfильмами»), буквально за две недели. Туда вошли песни, которые были записаны за последние два года.

«Y»: В том числе такие сильные как «Пароходы» и «Столица», которые всем уже хорошо знакомы. А будут ли на альбоме другие хиты, которые смогут поддержать его в ротациях?

Д.А.: Безусловно. В частности, песня «Катастрофическая». Она вот-вот должна дебютировать на радио.

«Y»: Диана, творческий процесс написания новых песен как-то изменился по сравнению с 90-ми, когда «Ночные снайперы» были акустическим дуэтом?

Д.А.: Очень сложно об этом рассуждать. Если говорить о том, как создаются новые песни, как они пишутся – это заповедный процесс, который не может измениться. Либо он есть, либо его нет. Слава Богу, пока все в порядке (стучит по деревянному столу).

«Y»: Но на первых альбомах и песен записывалось больше, и выходили альбомы чаще…

Д.А.: Безусловно, мы строже стали подходить к тому, как подавать музыкальный материал. Сейчас я бы не решилась прийти в один из клубов Санкт-Петербурга и записать за полтора часа тридцать песен (именно так был записан знаменитый акустический двойной альбом «Снайперов» – «Капля дегтя в бочке меда» – «Y»). Сейчас к каждой аранжировке, к каждой ноте мы подходим со всем пристрастием.

«Y»: А Вам понравился концертный альбом «Живой», вышедший в начале года?

Д.А.: Нет. Мне не понравилось, как мы там звучим. Группа на тот момент еще не доросла, чтобы писать концертник, да и место (клуб «Бармалей») было выбрано крайне неудачно… Очень хочется сыграть большой концерт в «Горбушке».

«Y»: Вам близко чувство ностальгии?

Д.А.: Да, но я постоянно иду вперед. Иного пути нет. Я живу настоящим, но помню о прошлом и смотрю в будущее.

«Y»: Диана, Вам не кажется, что 2002 год стал в России годом музыкального застоя? Новых имен, новых идей не появляется.

Д.А.: Я тоже никого не могу назвать. С чем связано – эпоха, время, правительство?.. Ха, думаю, уж точно не с последним. Может, еще не созрел никто? Но то, что сейчас происходит, – это, конечно, кошмар. Это нереально. Я не могу просто слушать радио. Ужас… Наверно, нужно просто подождать.

«Y»: А из западной музыки что слушаете?

Д.А.: Люблю Ника Кейва (а вот книгу его дочитать до конца не смогла), люблю Muse, вместе с которыми мы играли в прошлом году в Лужниках, очень нравится Чезария Эвора. Еще потрясающая музыка к фильму «Любовное настроение» Карвая. На днях его как раз пересмотрела…

«Y»: Что за инцидент случился недавно на концерте в Анадыре?

Д.А.: Там в меня фиганули бутылкой пустой, стеклянной. Кто-то, видимо, выпил лишнего: на улице было минус 25, и людей очень долго не впускали в зал. Снайперски попал в стойку микрофонную, бутылка разбилась, меня всю изрезало… Но мы допели концерт до конца. Последнюю песню – «Столицу» – от начала до конца я пела вместе с залом.

«Y»: Слышал, что солдаты в Чечне исполняют под гитару некоторые ваши песни.

Д.А.: У нас есть друзья, питерские военные, которые были в Чечне, они рассказывали, что пограничники любят песню «На границе» – она им действительно близка. Мне нравится это. Если им это помогает – замечательно.

«Y»: Кстати, раз уж мы затронули эту тему – откуда у группы такое «военное» название?

Д.А.: Название пришло из Магадана. Мы как-то со Светланой шли со скрипкой и гитарой в массивных таких футлярах. Кто-то нам вслед крикнул: «Девчонки, вы с охоты или на охоту?». Отсюда и пошло.

«Y»: Чуть меньше года назад на сцене «Б-2» вы сыграли акустический концерт из шести отделений – чуть ли не 60 песен. Планируете побить рекорд?

Д.А.: Я не загадываю, но эксперименты я люблю… Вообще очень люблю концерты, я их не отрабатываю, я просто живу на сцене. Хотя звучит выспренно, но это действительно так. Побыстрей отпеть, получить гонорар и свалить? Ну, а что дальше? Это не для нас…

«Y»: Как относитесь к проблеме пиратства?

Д.А.: На сегодняшний день вышло около 25 пиратских дисков «Снайперов», и я не могу сказать, что мне это нравится. Ни одной копейки с этих дисков я не получаю. И потом, бывают такие варианты оформления, от которых меня просто воротит… Я занимаюсь только музыкой, больше нигде не работаю. Пока, как видите, не умерла. Но для того, чтоб себе это позволить, нужно, во-первых, верить в то, что ты делаешь, а во-вторых, пройти какой-то путь. У меня за плечами десять лет работы. Я знала, на что шла.

«Y»: Где обычно отдыхаете?

Д.А.: В этом году я наконец-то съездила в Испанию, посмотрела корриду. Мечтала об этом года четыре. По зодиаку я Рак, поэтому очень люблю море.

«Y»: Вы пишете почти весь новый материал группы. Не хотели ли бы начать сольную карьеру?

Д.А.: Нет. Я хорошо себя чувствую себя в «Снайперах». А что будет дальше – посмотрим.

«Y»: Спасибо за интервью и за Ваши прекрасные песни. Они здорово поддерживают в трудные моменты.

Д.А.: Спасибо. Удачи!

03.12.2002