2003 01 Журнал «Ровесник»: интервью «Я флиртую с небом»

Корреспондент — Наталия Экономцева

«Все песни альбома «Цунами» посвящены одному определенному человеку. Он об этом знает. Ну и что?»

«Я давно уже перешла порог душевной стыдливости. И знаю, что такое хорошо и что такое плохо».

«Ради музыки мне приходилось жертвовать людьми».

Последние достижения «Ночного снайпера» Дианы Арбениной: автопробег до Монте-Карло (протяженность 5000 км), выступление перед космонавтами на Байконуре, клип на песню «Ты дарила мне розы» (смешной), альбом «Цунами» (серьезный), а также книга песен «Патронташ» (иллюстрированная «снайперской» живописью).

— С какими ощущениями ты выпускала альбом «Цунами»?

— С жутким нетерпением. Диск был записан еще в феврале, а вышел только в ноябре. Очень хотелось, чтобы люди поскорее его услышали и оценили.

— Тогда расскажи мне о процессе рождения дисков. Пишутся песни, они накапливаются. А когда становится понятно, что альбом готов?

— Это вопрос скорее не к «Снайперам», а к выпускающей компании. Потому что у меня есть песни на пять дисков. Я этим абсолютно не кичусь, просто у нас никогда не бывает такого, чтобы пять песен набралось и нужно обязательно написать еще восемь, чтобы получился альбом. Но в следующем году нам исполняется десять лет. А за это время выпущено совсем немного — «Рубеж» и двойной акустический альбом «Ложка дегтя в бочке меда». Но ведь мы как-то жили все это время, чем-то занимались. Так что сейчас отличный повод для того, чтобы избавиться еще от нескольких песен.

— Избавиться?

— Я постоянно чувствую на себе груз песен, которых у нас очень много. Есть композиции, которые известны некоторым людям, но недозаписаны или недоаранжированы. Это давит. А когда все закончишь и выпустишь песню в свет, становится легче.

— Но ведь песни составляются не в произвольном порядке. В альбоме есть какой-то подтекст?

— Конечно! В данном случае все стало понятно, когда появилась песня «Цунами». До этого у альбома не было никакого рабочего названия. А тут мне сразу стало ясно: диск будет называться «Цунами», и он будет именно таким. И что это будет очень любимый нами материал.

— Когда ты рассказываешь о написании песен, это обычно выглядит так: ехала в автобусе, придумала песню. Или: сидели в студии, за пять минут сочинили композицию все вместе. Возникает ощущение, что песни «Снайперов» появляются быстро, легко и неизвестно откуда. Это действительно так или это иллюзия?

— Просто так песни не появляются. Но, с другой стороны, они действительно берутся неизвестно откуда. И чаще всего я пишу песни очень быстро. Но музыка не спорт. Я не сочиняю композиции с таймером в руках.

— А любишь ее потом долго и упорно доводить до ума?

— С этим сложнее. Потому что обычно я сажусь и за один раз пишу песню от начала и до конца. А потом приношу ее в группу и начинается работа над аранжировкой. И в этот момент могут появиться всякие неприятные сложности. Но если чего-то очень хотеть, то, в конечном счете, это все равно получится.

— Некоторые песни в «Ложке дегтя» были настолько личные, что их прямо-таки неудобно слушать. Кажется, что ты, совершенно посторонний человек, влезаешь в частную жизнь Дианы Арбениной.

— Это очень приятное наблюдение, потому что чем больше существует мнений о песне, тем она интересней. Вот стихи получились.

— Ты с этой ремаркой не согласна?

— Я давно уже перешла порог душевной стыдливости. Я знаю, что такое хорошо и что такое плохо. Я знаю, что такое искусство и что такое эмоции, которые его наполняют. Если тебе кажется, что некоторые наши песни — чересчур личные, это связано с твоим собственным восприятием.

— Твои знакомые часто признают себя в качестве лирических героев?

— Постоянно, и это уже, честно говоря, достало. Показываю приятелю новую песню, а он первым делом спрашивает: «Это кому?» Почему обязательно «кому»? Я не могу людям навязывать, как нужно песни слушать, каждый это, слава Богу, по-разному делает. Но мне кажется, что такое отношение несколько песню нивелирует. Например, все песни альбома «Цунами» написаны одному определенному человеку, ну и что?

— Он об этом знает?

— Он настолько себя любит, что наверняка догадывается. Главное, что песни хорошие, остальное не важно. Я не люблю все высказанное до конца и оформленное. Ведь самое лучшее в жизни — это период ожидания. То же самое в отношениях между людьми. Пока люди не перешагнули грань, а просто смотрят друг на друга, это гораздо интереснее, это свобода. Ты знаешь, чего он хочет, он знает, чего ты хочешь. А когда вы начинаете заниматься любовью, ситуация становится оформленной и лишенной полета.

— Значит, тебя радуют неожиданные повороты судьбы?

— Конечно. Я не могу отказаться от того, что дано свыше. Я живу в такой гармонии, что больше мне ничего не надо. Более того, мне пришлось слишком многим для этой гармонии пожертвовать.

— Чем, например?

— Людьми, конечно. Все достаточно стандартно. Мне в определенные моменты приходилось решать, буду ли я заниматься музыкой или жить с каким-то человеком. Примерно год назад я сделала последний такой выбор, и он унес меня в такие дали, что вернуть меня обратно не сможет уже никто и ничто.