2003 01 Портал «Music Press»: интервью «Рулетка по-снайперски»

По истории группы «НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ» можно проследить, на сколько меток и непредсказуем выстрел. Но никто не знает, сколько их было заложено в обойму группы и скольким ещё предстоит выстрелить… 19 августа 1993 года. Питер. Душный летний вечер. Молодой специалист, без пяти минут как дипломированный педиатр Светлана Сурганова строит планы на будущее. Диана Арбенина, волей родителей заброшенная в Магадан, тем же летом во время каникул выбирается на большую землю в поисках приключений. Одна общая знакомая девушек взахлеб рассказывает Диане об их питерском уникуме — поющем «педиатре». Диана, помешанная на музыке и гитаре, решает познакомиться, при этом довольно скептически относясь к поющим девушкам. Но ни Диана, ни Света ещё не подозревали, как этот вечер спутает все их карты. Ибо произошла судьбоносная встреча, положившая начало целой идеологии, ставшей смыслом всей их жизни — «снайперизму». Итак, — коммуналка, гитара, скрипка, «Беломор» и песни до позднего вечера.

Диана:

«Когда Света спела — это было для меня стопроцентное попадание, снайперское. Я в первый раз такое услышала. И даже попросила: ты меньше говори, больше пой» Света: «Какая нахальная девица, ещё рот затыкает, — первое что подумала о Диане. Я тогда ещё не знала её своеобразную манеру выражаться. Оказывается это был комплимент».

Каникулы Дианы пролетели незаметно и она вернулась домой, на учебу. Творческий процесс сильно осложнился, и чуть было не прервался, если бы Светлана, не взяв академ на последнем курсе ВУЗа и, словно повторив подвиг «жены декабриста», отправилась за второй половиной дуэта на Колыму. Откапывать свой «золотой самородок». Полгода дуэт работал в казино пытаясь заработать денег на обратный билет, что способствовало всплеску творческой активности в эпицентре сибирских морозов. Марш-бросок Магадан-Питер положил начало осуществлению планов покорения музыкальных просторов. Тем временем Светлана получает диплом врача-педиатра, который тут же откладывается в долгий ящик. Диана в 1998 году заканчивает филфак Питерского университета. Однако родители не долго радовались, надеясь, что их дети наконец-то займутся делом, а не музыкой. Наперекор всему, девушки продолжают заниматься любимым делом. И это несмотря на трудности, — и жилищные, и материальные. Восходящие звезды снимали комнату в коммуналке, центр которой был переоборудован под студию. Днем — подрабатывали, продавая пирожки с морковкой. А вечером по клубам играли концерты, получая гонорар, которого хватало только на такси домой. За пять лет они многое пережили вместе, прошли все мытарства и невзгоды, подставляя друг другу плечо. «Снайперизм — могуч, горюч и дерзновенен» — выведено сургановской рукой на кухне знаменитой питерской коммуналки, что на Плеханова. Крыша которой до сих пор является культовым местом встречи всех романтиков, кому не чужды постулаты «снайперизма». В 1998 году был выпущен ещё один патрон. Шефство над группой берет Светлана Лосева, бывший директор «Нау» и состав дуэта незамедлительно расширяется. Приходят басист и барабанщик. Группа пробует себя в электричестве. Начинается активная раскрутка коллектива на радио, ТВ, в прессе и Интернете. Записывается сингл «31-я весна», который был заезжен на всех радиостанциях, а видео раскручено на всех каналах. В 1999 году к «Ночным Снайперам» приходит широкая известность, и группа выходит из полуандеграундной среды. В это время фанаты, знавшие и любившие группу по клубной акустике забили тревогу. Отношения в группе дали трещину — с одной стороны — жесткое, драйвовое электричество, которым просто заболела Арбенина, и которое бесспорно было необходимо для дальнейшей раскрутки группы. А с другой — лирическая акустика, которая была по душе Сургановой. Группа решает работать в двух направлениях, причем Диана переезжает в Москву, а Света остается в Питере, выбираясь в столицу только на концерты и репетиции. В многочисленных интервью Арбенина подчеркивает, — «что снайперов всегда будет двое», союз скрипки и гитары не разлучен. Но, тем не менее, обещанных акустических концертов не последовало. Арбенина, опьяненная успехом, не раздумывая берет лидерство в свои руки, стушевывая Сурганову с музыкантами к просто необходимому фону. В группе постоянная текучка. Вокруг Арбениной сменяются все, вплоть до директора, кроме неизменной, ставшей уже бек-вокалисткой, Сургановой. В 2002 году группа дает два больших акустических концерта в Москве и Питере. Истосковавшиеся фанаты воспрянули духом, ведь в этот период они, за малым, разделились на арбенинцев и сургановцев. Концерты прошли с аншлагом в теплой, словно домашней обстановке. В атмосфере давно забытого квартирника. В этом же году готовится выстрелить второй электрический альбом «Цунами», где при записи используются только песни Арбениной, а скрипке отводится минимальное внимание. Действительно, на больших площадках, чтобы переиграть этот грохот, скрипка шла даже под фонограмму, например, на концерте 23 ноября в Питере в «Юбилейном». Тем временем Диана активно себя раскручивает во всех СМИ, появляясь в желтой прессе, и ТВ-передачах мало связанных с рок-музыкой. Отсутствие Светланы на всех интервью стало уже нормой, и, отвечая на каверзные вопросы, Диана подчеркивает —

«сейчас я песни пишу, мне и ответ держать».

После многочисленных переносов релиза нового альбома (который все-таки состоялся 5 декабря), для группы наступил «час Х». 17 декабря 2002 года прозвучал последний выстрел. А именно заявление Арбениной о добровольном уходе из группы Светланы, —

«Во-первых, это решение окончательное. Во-вторых, причин у расставания много. Но есть основная — мы пришли к выводу, что каждый должен развиваться самостоятельно, и обе согласились с этим. Вряд ли кто-то займет место Светы. Я пока об этом думать не могу и не хочу».

Сама Сурганова никак не прокомментировала в прессе этот факт. Однако для нашего агентства было сделано исключение: — Как вы относитесь к тому, что группа, в которой вы играли одну из главных ролей отказалась от вас?

Светлана:

— Ответом пусть послужит цитата из фильма «Симона», сказанная Аль Пачино: «Забавно быть уволенным матерью собственного ребенка».

— Не кажется ли вам, что без вас это уже не «НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ»? Останется ли прежнее название?

— Без меня это реинкарнированные «НС» с прежним опытом + улыбающаяся Д.С. Для творчества Д.С. никто не нужен, только она сама. Диана-охотница за чувствами, о которых потом талантливо рассказывает в своих песнях. А, что касается меня — Я очень много лет была болезненно влюблена. И пришло время, когда от меня самой мало что осталось. Если это подлежит реконструкции, начну снова писать песни.

— Как вы относитесь к альбому «Цунами»?

— «Цунами»- хорошая работа, но песни, вошедшие туда, достойны оценки «отлично».

— Ваши отношения с Д. Арбениной остались прежними, дружескими или резко изменились?

— Отношения затаились. Все осталось только там…

— Что или кто — основная причина вашего ухода? Он был столь молниеносно-неожиданным, какова ваша роль в этом?

— Вероятно, пришло время сделать паузу. Но не я это решила.

— Как отнеслись к нему остальные участники группы? Теперь они тоже «снайперы»?

— Остальные участники оказались заговорщиками. Я, наверно, оказалась для них неудобным человеком, слишком много указывающим, что и как надо делать. Когда болеешь за дело трудно сдерживать эмоции.

-Ваши творческие планы?

— Творческие планы: оправиться от потери и идти по жизни бодрым шагом.

— У вас, вероятно, появилось больше свободного времени. Что это для вас? Музыканты часто жалуются, что совсем не хватает времени на чтение. Сергей Шнуров, например, находит «минутки» для этого лишь в туалете. Удается ли вам читать?

— Читать в туалете (как это делает Шнуров) не удается. Со временем пока не в ладах. Очень много надо сделать и переосмыслить, так много, что руки опускаются. Не знаешь, за что хвататься. Все изменилось. И я не знаю пока что с этим делать. Теперешний мой друг — груша и пара боксерских перчаток, согреваюсь и борюсь с депрессией. «Хочешь жить — набивай кулаки» («Ленинград»)

***

Да-а, и это после всего пережитого. Пройти через такую задницу, вместе подняться на ноги и захлебнувшись собственными амбициями, отсечь прошлое, предать друга. Ведь у одной осталось все — и имя и группа. А у другой?.. Может Арбениной надоело нести на себе желтую майку лидера секс-меньшиств? Ведь ни для кого не секрет, что основные слушатели группы — это коротко стриженые девочки с тематических тусовок. Неужели Диана решила таким методом попытаться завоевать новую аудиторию? Шагая по головам, нарушая свой же главный жизненный принцип — не предать, не подставить? Но время расставит все по своим местам да и бог им судья. А Арбенина, как шальная пуля, летящая без разбору к цели, все сметет на своем пути, пусть жестоко, она — «снайпер» по жизни. Без права на ошибку. Но от осечки ведь никто не застрахован. Тем не менее, группа во главе с Д. Арбениной в обновленном составе накануне грандиозного сольного концерта в Москве в «Лужниках» (1 февраля) посетит и наш город. Летом 2002 года группа впервые была в Ростове, приняв участие в пивном фестивале. Тогда они выступили с огромным успехом. Позднее Арбенина призналась, что у нее сложилось хорошее впечатление о ростовском слушателе и о городе в целом. «НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ» оценили горячий прием летнего Ростова. Теперь у них есть шанс быть покоренными зимней встречей с южной столицей, надеюсь не менее запоминающейся.

30 января, в развлекательном комплексе «Атлантида» у нас всех будет возможность самим оценить новых «НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ» и утонуть в стихии музыки и фатальности.

Спасибо Светлане Сургановой за проявленную отзывчивость и дружелюбие.

01.2003