2016 03 01 Курские известия: «Мне есть что сказать»
Рок-звезда представила курянам новый альбом «#Мирумир»
Пока одни рок-звёзды громко заявляют об окончании гастрольной деятельности, другие, на радость поклонникам, вовсю колесят по стране. Стремительным «Февральским ветром» обожгла курян питерская группа «Сурганова и Оркестр». «Была б моя воля, – признаётся лидер, – сидела бы я дома на попе ровно. Но начинается зуд, дорога зовёт, это уже необходимость, то, от чего получаю колоссальное удовольствие». В драматическом театре коллектив презентовал новую пластинку «#Мирумир». Ну а за пару часов до концерта Светлана Сурганова пообщалась с журналистами. Легко, непринуждённо и очень честно. Так, как, пожалуй, умеет только она.
«…всюду шалят ментальные ножницы…»
«Я люблю играть на контрастах, – начинает певица рассказ об альбоме. – И это, конечно, был выверенный ход: после прозрачного, практически акустического альбома «Игры в классики» была нужна настоящая шокотерапия. Я на самом деле одинаково люблю и полифоническую струнную историю, и жёсткую музыку. Альбом «#Мирумир», конечно, не самый тяжёлый. Несмотря на обилие гитар и электронных семплов, он достаточно воздушный».
«Конечно, это не Muse и не Rammstein», – продолжает Сурганова. Но, пожалуй, это первая пластинка, где личным переживаниям и рефлексии она предпочла размышления на общефилософские темы. Мир и созидание, любовь и прощение, Бог и гармония природы – всеисцеляющие силы, естественный противовес нарастающему злу.
«В какой-то момент я поняла, что мы подошли к какой-то опасной грани, – размышляет рок-исполнительница, – к черте, за которой всё может исчезнуть. Стало реально страшно, и я подумала, что не имею морального права оставаться в стороне. Я не считаю себя политически грамотным человеком, но этот альбом – моё отношение к тому, что сегодня происходит в мире».
Но всё не так печально и безысходно. Среди 22 композиций «#Мирумир» есть и стихи, записанные под аккомпанемент, и лёгкие сентиментальные песни. Одна из них, «Воздух», звучит в финале альбома. Простая, светлая мелодия всё ставит по местам, озвучивает жизненное кредо Сургановой: после мрака обязательно будет свет.
«Гречка и гимнастика – против старения!»
Кстати, о воздухе. Певица увлеклась полётами в аэродинамической трубе. «Наконец-то меня начали об этом спрашивать! – радуется вопросу журналиста исполнительница. – Это действительно какое-то наваждение. Однажды я подарила другу на день рождения такой полёт и… подсела сама». Светлана всерьёз подумывает заняться этим видом спорта профессионально. Даже берёт уроки у тренера, учится «держаться за воздух» и уже делает некоторые простые движения. «Скажу больше, если вдруг что-то радикально изменится в моей жизни, и сцена исчезнет, я знаю, чем займусь. Только полёты смогут мне заменить музыку. Кстати, это очень полезно для организма, – продолжает мысль доктор Сурганова (у певицы – медицинское образование, по специальности она неонатолог). – За две минуты полёта задействуются все группы мышц, это абсолютный прилив эндорфинов, позитива. Из аэродинамической трубы ты выходишь со здоровой психикой и обновлённым телом». Удовольствие не из дешёвых, признаётся Светлана. «Но, товарищи, если у кого-то есть мало-мальские сбережения, потратьте эти деньги и испытайте счастье полёта на себе. Или найдите спонсора или друга, но обязательно попробуйте».
Кроме преодоления земного тяготения, у Сургановой есть ещё один способ привести себя в форму. Едва ли не в каждом интервью она рассказывает фанатам о гречневой каше и гимнастике по Питеру Кельдеру. Почему гречка? Во-первых, певица страдает целиакией, поэтому соблюдает безглютеновую диету. «Во-вторых, – аппетитно говорит музыкант, – гречка ещё и вкусная очень. Я никого ни к чему не призываю. Заливать себя пивом и объедаться гамбургерами – тоже путь… Что касается гимнастики Кельдера – это система упражнений, которую практикуют тибетские монахи, есть множество сайтов с подробным описанием, так вот эта гимнастика замедляет процессы старения в организме. Ну вот кто мне сейчас даст 150 лет, ну или даже настоящие 47?» – смеётся Светлана. Объективно на вид ей не больше 35.
Возможно, именно умеренность и самоконтроль помогли исполнительнице много лет назад победить рак. «Все операции, что я перенесла, все многочисленные вскрытия моего тельца были сделаны в России, в Петербурге. Что помогло? Умение не мешать специалистам и не паниковать. Вот мой рецепт. Ну и, конечно, колоссальная поддержка друзей».
«Я присваиваю то, что изначально мне и принадлежало»
И всё же секрет популярности Сургановой не в форме, а в содержании. В 2002 году, когда распался первый состав «Ночных снайперов», кажется, распалась гармония. Но появились два равноценно талантливых, пронзительных коллектива! Диана Арбенина продолжила прицельно-точные снайперские выстрелы, что ни песня – в десятку. А Светлана нашла себя в «Оркестре», создала группу, за которой пошли тысячи поклонников. Интеллигентных, созидающих, верящих и верующих, умеющих оценить чувственный и изысканный сургановский слог.
Не все тексты исполняемых песен написаны лидером группы. Часто она пишет свои «оркестровки» с Бродским и Лоркой, Ахматовой и Цветаевой, современницами Павловой и Полозковой, Левиной и Чен. «Для меня нет чужих песен, – улыбаясь, признаётся певица. – Если в поле моего зрения вошёл какой-то текст, и я его стала петь, то только потому, что он как будто из меня вынут, он уже мой. Я просто беру и присваиваю то, что, наверное, изначально мне и принадлежало, просто это написал кто-то другой. Но это часть моей души».
Для поклонников Светлана едва ли не гуру, абсолют истины и мудрости. По её песням люди живут, любят, строят отношения с близкими и собой. Она говорит, что не боится ответственности за чужие судьбы, потому что всегда честна. «У меня нет цели привлечь к себе внимание. Никогда не буду навязывать своё мнение, но если меня спросят, я всегда отвечу. Мне есть что сказать».
Владимир Молчанов