2016 02 26 Морс: «До самого солнца, до самого сердца»
Живая. Удивительная и удивляющая. Среди миллионов таких, как она, единицы. Светлана Сурганова – музыкант, который своим примером доказывает: человек создан для того, чтобы созидать. Ее коллективу уже 13 лет. И он постоянно на пике. Выстреливает и попадает в цель: каждой новой песней, новым альбомом, новым выступлением.
Всё дело в личности. Светлана Сурганова постоянно играет на контрастах. В первую очередь, в творчестве. На концерте в Курске Сурганова презентовала программу “В Новом свете” и альбом #МируМир. Легкую музыку предыдущей пластинки сменил сочный и тяжелый саунд: многозвучие гитар, электронные семплы, глубокий вокал. Это своего рода шокотерапия.
«Это, конечно, не «Rammstein» и, конечно, не «Muse». Хотя где-то там имелось в виду, – поделилась Светлана Сурганова с журналистами на пресс-конференции, – наверное, это первая пластинка, где я позволила некую рефлексию на более общие темы философские, не завязанные на какой-то личной сентиментальности».
Она – птица. Птица певчая. И свободная. А потому может позволить себе и такие эксперименты. Ее песни – откровения. Поэзия чувственна. И, как говорит сама Сурганова, неоднозначна. Пластинкой #МируМир она высказывает собственное отношение ко всему происходящему вокруг. Но не одна она. Сурганова всегда вместе со своим Оркестром. Новый альбом был создан именно в сотворчестве с музыкантами. Придуман, записан… и потом отчасти переделан. Сурганова непредсказуема.
«Я предложила совершенно по-новому взглянуть на песню «Нас единицы – нас миллионы». Хорошая песня, нравится она мне. Но вот как-то тяжело ее исполнять. Я говорю: «Я хочу петь эту песню, но в совершенно в другом виде. Давайте что-нибудь придумаем! Давайте всё забудем, всё сотрем, начнем с теории чистой доски – Tabula rasa. Ничего не существует – всё забыли!» И пошло, пошло, пошло… И получилась совершенно легкая, радостная с достаточно серьезным, философским текстом песня».
От мрака к свету – так движется Сурганова по жизни и так же в новом альбоме: от одной песни к другой. От стремительной «Гонки» – к почти невесомому «Воздуху». Сурганова парит не только на сцене, когда исполняет свои песни. Она действительно летает – в аэротрубе.
«Это какое-то наваждение, – с улыбкой делится артистка, – я поняла, что хотела бы этим заниматься или параллельно, или потом. Я даже думаю заняться этим профессионально… Это совершенно иной вид искусства, совершенно иной вид спорта. Я думаю, он очень скоро станет Олимпийским».
Заряжаться позитивом в Петербурге Светлане Сургановой помогают эти полеты. А на гастролях положительные эмоции дарят ей люди. Два часа на сцене с полной выкладкой и отдачей. И при этом она светится от счастья. Энергетика Сургановой, поддержанная музыкой Оркестра, поднимает зал, заставляет танцевать. Она и сама на сцене – безудержная. Как будто шаманка. Ей подчинены все ноты и созвучия. Утонченная в каждом слове. В каждом движении. Ее нельзя просто слушать. Сурганову надо чувствовать. Так же, как она чувствует и исполняет песни на стихи классиков: Цветаевой, Бродского, Ахматовой. Или – на поэзию современников: Веры Павловой, Веры Полозковой, Киры Левиной. Она не разделяет песни собственные и написанные другими.
«Для меня нет чужих песен. Если в поле моего зрения вошел какой-то текст или какая-то песня, и я ее стала петь, значит, я ее стала петь, потому что она как будто из меня вынута. Она уже моя… Только просто это написал кто-то другой».
Каждая песня – это часть ее души. И она с удовольствием делиться своей душой со всеми, кто приходит на ее выступления, кто ее слушает, кто ее читает. У Сургановой изданы «Книга писем» и «Тетрадь слов» – публицистика, собранная столь же деликатно, как и мироощущение самой артистки.
Читает ли она сама? Конечно. Только, скорее, слушает. Сейчас – аудиокнигу «Календарь. Разговоры о главном» Дмитрия Быкова.
«Я его считаю одним из великих просветителей современности, – делится Светлана. – Всё, что он пишет, спорно, неоднозначно, и есть желание вступить в дискуссию. Но то, что он своим темпераментом и этой широчайшей палитрой интересов литературных и политических заражает и вызывает интерес к предмету или к тому или иному автору – это безусловно. Он делает большое дело. И большое ему спасибо».
Она благодарна. Когда есть, за что благодарить. Она искренна и честна. Не стремится навязать свое мнение. Но если ее спросят, она всегда ответит. Ей есть, что сказать. Она остается самой собой, даже если не поет, а играет. Сурганова выступала в качестве актрисы в музыкальном спектакле «Плавание» по одноименной поэме Шарля Бодлера, выходила на сцену Большого драматического театра в музыкально-поэтической постановке «Отношения», исполняла роль в спектакле «Моя счастливая жизнь». Кого бы она хотела сыграть еще? Пеппи Длинный чулок! Ее любимый персонаж.
«Кстати, автор Астрид Линдгрен является кавалером ордена Улыбки, коей является Ирена Сендлер (польская активистка движения Сопротивления – прим. ред.), о которой я тоже пою в программе #МируМир. Интересное совпадение».
Такой же орден Улыбки должен быть и у самой Светланы. Ее жизнелюбие заражает. Она несет его всем. С миром и в мире.