2004 04 07 «Аргументы и факты»: «Диане Арбениной никак не задавить хрюшу»
Корреспондент — Елена Петрова
9 апреля в «Юбилейном» состоится концерт «Ночных снайперов». Как известно, творческий путь лидера группы Дианы Арбениной начинался в Петербурге. Тогда к «снайперам» относилась и Светлана Сурганова. Год назад девушки расстались, теперь Диана приезжает в Питер на гастроли.
Деньги нужно уважать
— Диана, так где вы живете?
— Для музыканта это сложный вопрос, потому что я постоянно мигрирую по стране. Но ведь главное — востребованность, а где жить — все равно. Часть наших музыкантов из Москвы, часть из Питера.
— Расставание со Светланой изменило группу?
— Я бы соврала, если б сказала, как нам тяжело и как мы переживаем. К сожалению, этого не произошло. Вот когда мы расстались с нашим басистом Борей Копыловым, я почувствовала, что его мне не хватает, хотя и не «катастрофически». Что касается атмосферы в коллективе, то парни задышали так, как не было за все время. Все развивается правильно.
— Москва вас полюбила: концерты, приглашения на ТВ. Не боитесь, что затянет в «омут шоу-бизнеса»?
— Важно, что полюбила не только Москва. Только что вернулись из тура по стране, то, что происходит в Челябинске, Перми, Уфе, других городах — показатель, что там нас ждут.
Что «затянет в омут» — такого нет, «Ночным снайперам» одиннадцатый год, мы уже прошли огонь, воду и медные трубы, прельстить нас сложно. Для меня главное — прожить день достойно, тогда жизнь будет хороша. И у меня своих личных переживаний выше крыши, думать о шоу-бизнесовских заморочках — попусту тратить время. Музыкой надо заниматься.
— А испытание деньгами? Их ведь стало больше?
— К деньгам я всегда относилась абсолютно просто: без них нельзя, они дают свободу и силу. Но понимаю, что если нет внутреннего счастья, купить его не сможешь. Деньги нужно уважать, тогда они будут уважать тебя. Мы не жалеем наших гонораров на звук, свет, технические прибамбасы, это важнее, чем сделать евроремонт в квартире. Времена сухих рок-н-ролльных концертов позади. Люди хотят действа. Не шоу в плохом смысле, как к примеру на отстойной «Фабрике звезд» или выступлении группы «Корни». Люди хотят разнообразия, динамики. Над этим мы работаем.
— Музыканты говорят, что тур по стране — это чудовищные затраты энергии. У Земфиры даже был нервный срыв.
— А вот когда мы вернулись, барабанщик загрустил: «Расставаться не хочется!». По мне, классно было бы откатать еще городов двадцать. Потому что везде был отличный прием, я отдаю залу энергию сполна и по-честному, и он мне ее возвращает.
Попса пускает пузыри
— Как же живет Россия?
— Россию заливает попса по полной программе. Куда бы мы ни приехали, везде висят афиши «Фабрики звезд»-1, 2, 3. Все эти «Шоколадные зайцы», вся эта муть. В какой-то момент я даже пригорюнилась, потому что подумала, что со шквалом попсы не справиться. А потом решила: «Нам ли быть в печали! Надо бороться». Люди, которые приходят к нам на концерт, — пусть они слушают достойную музыку. Я абсолютно точно не сдамся, мы будем ездить. «Ночные снайперы» — это хорошая музыка.
— Вам близка гражданская «антипопсовая» позиция Шевчука?
— Что значит «гражданская» по отношению в музыке? Музыка бывает плохая и хорошая во всех жанрах, плохих примеров и в рок-н-ролле до черта. А в попсе есть достойные, мне вот приятно слушать Валерия Меладзе, Леонида Агутина, который сам себя сделал. Но вся эта дешевка, малолетки, которые не прошли еще никакого пути, даже микроскопического, смешны. Какие же они звезды, это мыльные пузыри.
— На родине, в Магадане, выступаете?
— Я родилась не в Магадане, а под Минском, в три года меня увезли на Север. В Минске у нас концерт на днях, вот до Магадана еще не добрались. Сейчас родители с моим младшим братом живут в Рязани. Недавно навещала, подарила папе на день рождения свою старую машину. Он так обрадовался! Брат Антон — первокурсник юрфака, как-то спросил, какую гитару лучше купить, а я ответила, что хватит музыкантов в семье. Сама стала сочинять песни в 18–19 лет, Антону 18, если что-то творческое проклюнется — то пожалуйста, а так — поздняк метаться.
Музыкантский суп
— Кстати, о гитарах: с ними складываются особые отношения?
— Конечно, интимные. В каждом инструменте есть душа. Моя любимая гитара — «Ямаха», которую называю «Машенька». Если не играю на ней пару дней, начинаю тосковать со страшной силой. А с другой акустической «Такамин» — с уважением друг к другу относимся, не более того. Электрическая «Гибсон» — это абсолютно точно парень, он нежный, но строптивый. В прошлом году мне подарили гитару с нейлоновыми струнами, на них звук глубокий и мягкий.
— Что еще любите, кроме гитар?
— Сесть в машину и погонять. Варить солянку, это самый рок-н-ролльный музыкантский суп. Спорт люблю, позавчера была такая тренировочка, что все тело болит. Со мной занимается чемпионка мира по боди-билдингу Людмила Тугольцева.
— Так скоро накачаетесь, как культуристка?
— Нет, я просто поддерживаю себя в форме. В этом году впервые в жизни встала на горные лыжи, меня это так прикололо! После спусков еще шла в бассейн, даже поставила личный рекорд: проплывала километр за 28 минут, это клево. Хожу ли в косметический кабинет? Не без этого, я уже взрослая девочка, летом исполнится тридцать. А еще чтобы хорошо выглядеть, нужно больше спать, но у меня не получается. Посплю часа 4–5 и подскакиваю. Один мой приятель называет сон — «задавить хрюшу», так моя хрюша — строптивая. Но, может, она и права, жалко времени на сон. Приехали из тура, на следующий день парни проспали до вечера, а я вскочила в полвосьмого утра. Сделала зарядку, начистила все свои четыре гитары, поиграла, влезла в Интернет на свою почту, ответила на офигенное количество писем.
— Бывают письма злые?
— Часто. Я не на все отвечаю, потому что физически невозможно, но если человеку удается зацепить меня, он получает ответ. К примеру, девушка пишет: вы продались шоу-бизнесу, и я уверена, что песня «Пулеметом по звездам» (а она некоммерческая и клевая) в альбом не войдет. Отвечаю, мол, вы пролетели, потому что песня в новом альбоме есть. Случается, из недоброжелателя человек становится другом, понимаешь, что он изначально тебя просто боялся. А теперь пишет: «Ну что, на велосах поедем гонять?»
1 апреля фаны «Ночных снайперов» по традиции собираются на Казани (у Казанского собора. — Е. П.), в этом году заехала к ним пообщаться. Фаны — такие хорошие зайцы, душевные, тактичные, правильные.
— Пираты сильно осложняют творческую жизнь?
— Конечно, вот сейчас записываем альбом, думаю, к концу лета выпустим, но боюсь, что кто-нибудь принесет мне его буквально через месяц. У меня дома коллекция пиратских изданий. Недавно они выпустили наш альбом, который назвали «Розы»! Мне в страшном сне не приснилось бы такое. А еще они выпустили диск МП-3, там все альбомы «Ночных снайперов», притом последний — «Тригонометрия» — назван «Трагикомедия», даже не удосужились правильно прочесть! Пираты пока работают намного оперативнее, чем официальные звукозаписывающие компании.
07.04.2004