2007 04 10 Ваш досуг: «Скрипичный роман Светланы Сургановой»
Распавшийся три года назад творческий тандем «Ночных Снайперов» дал жизнь новой Светлане Сургановой – яркой, яростной и при этом удивительно нежной. Увидеть, а главное услышать ее можно будет 15 апреля в КЗ «Мир».
Тем, кто помнит Светлану Сурганову по группе «Ночные Снайперы», на ум приходит образ субтильной девушки со скрипкой, вдохновенно аккомпанирующей Диане Арбениной. Распавшийся три года назад творческий тандем дал жизнь новой Светлане – яркой, яростной и при этом удивительно нежной. Увидеть, а главное услышать Сурганову можно будет 15 апреля в КЗ «Мир».
Определить жанр, в котором играет «Сурганова и Оркестр», сложно не только поклонникам, но и самой артистке. Как-то Светлана, устав от бесконечных вопросов на эту тему, в шутку сказала, что ее творчество укладывается в рамки «эстетического уравнения – Сезария Эвора + Том Уэйтс, поделенные на Юрия Антонова». Одним словом, сплошная эклектика, где джазовые импровизация запросто уживаются с трип-хопом и французским аккордеоном. Добавьте к этому «фирменную» скрипку и пронзительно умные тексты – и коктейль под названием «Сурганова и Оркестр» готов. Нежным апрельским вечером – то, что доктор прописал.
В «Мире» вы даете не просто концерт, а празднуете свое четырехлетие. Чем порадуете поклонников?
Да, в апреле грядет четырехлетие коллектива. Очень интересная, устойчивая дата. Мне цифра четыре нравиться даже больше, чем пять. Поэтому я уже заранее радуюсь этому событию. О программе сейчас могу сказать только примерно. Мы недавно отыграли большой концерт 8 марта в нашем родном Питере в ДК Ленсовета. Там было и световое шоу, и мощный видеоряд, и приглашенные молодые талантливые музыканты и поэты. Что мне взбредет в голову, как я захочу отмечать свое четырехлетие, пока не знаю. Даже для меня самой это пока загадка. Но, скорее всего, это будут какие-то абсолютно эксклюзивные номера, которые мы специально подготовим для Москвы.
Сурганова и оркестрНаверняка, зрители будут требовать композиции из старых программ «Кругосветка» и «Просвет». А чем-нибудь новеньким вы их порадуете?
Сейчас потихонечку появляются новые вещи. Аранжируются те, которые никогда раньше не звучали. Нет, речь идет не только и даже не столько о моих собственных композициях. Это могут быть просто любимые мной песни, которыми хочу поделиться со своими слушателями. Они, как правило, незнакомы широкой аудитории — написаны не профессионалами, а людьми, наделенными этим даром от бога. Так в программе «Просвет» я исполняю песни Светланы Голубевой и Елены Нуриевой. Их же совершенно точно спою и в «Мире». Возможно, 15 апреля я исполню песни Юла Абрамова, которые очень люблю и уже давно хочу спеть со сцены.
Ходят слухи, что после концерта вы уходите в творческий отпуск, чтобы вернуться с новым альбомом?
Не хотела бы я сейчас говорить на эту тему. Дала себе обещание вести разговоры о планах, особенно о будущем альбоме только, когда он будет уже фактически написан и сведен. Одно могу сказать точно, желание работать есть, новый материал обязательно будет.
В каком состоянии вам пишется легче – когда на душе радостно или, наоборот, в минорном настроении?
У каждой песни своя история. Если говорить о моем нынешнем периоде, то появление новых композиций уже в меньшей степени зависит от настроения. Его, настроение, можно создавать самой, стоит только на время остаться в одиночестве и полностью погрузиться в свой внутренний мир. Главное — это полное отсутствие внешних раздражителей.
Светлана СургановаОбычно, подальше от внешних раздражителей люди бегут туда, где их никто не знает. А вы любите путешествовать?
Я очень люблю путешествовать, но при этом обожаю возвращаться домой. Для меня это удовольствия одного калибра. К тому же, сам факт перемещения очень бодрит. Да, а в последнее время путешествия стали еще приятнее. Не так давно у меня произошла внутренняя победа: прошел страх перелетов. Это была просто невероятная фобия, дикая паника, которую я пыталась заглушить литрами алкоголя. Чем, признаться, сильно подорвала собственное здоровье. А потом что-то случилось, не знаю, внутренний переворот какой-то, и я по-другому стала смотреть на многие вещи. Так что теперь я получаю колоссальное удовольствие от путешествий. Правильно же говорили философы: «Не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней».
Но вот, чего у меня никогда не было, это желания уехать из России насовсем. За границей хорошо отдыхать, но не более. Там скукотища редкостная. За пределами Родины нет того драйва, нервяка, гнева, который мне так необходим.
С гастролями вы объехали всю страну, от Дальнего Востока до Калининграда. Где встречали лучше всего?
Никого не хочется обидеть. Было много городов, где меня очень хорошо принимали. Но как ни странно, первое, что приходит на ум, — это Москва. Всегда теплый прием. Каждый концерт проходит на таком душевном подъеме.
У вас, в отличие от других исполнителей, не так много видеоклипов. Вы считаете, что в них нет необходимости?
Тут достаточно нелегкая ситуация… Создать клип несложно, для этого даже не нужно каких-то баснословных денег. Проблема заключается в том, как дальше поступить с ним, где ротировать. Вот тут и возникает необходимость серьезных капиталовложений, которыми мы пока не располагаем. Второй вариант — заключить контракт с продюсерской компанией, которая, образно говоря, все сделает за тебя. Но это уже накладывает свои обязательства. Возникает совершенно иная степень свободы, точнее, ее отсутствие как таковой. Передо мной и по сей день стоит дилемма: нужна ли мне эта кабала или мы все-таки самодостаточный коллектив, который, может быть, и не нуждается во всех этих клипах, ротациях, рекламе… Мы стабильно собираем залы, у нас есть своя аудитория, так что на данный момент меня все устраивает. Мне не нужны звезды с небес, всемирная слава. Я просто хочу писать хорошую, качественную музыку для себя и близких мне людей.
Светлана СургановаМодные или как нынче говорят «мейнстримовые» исполнители – такие, как «Звери», Мара, «Братья Гримм» руководствуются другой стратегией. Как вы, кстати, к ним относитесь?
Вышеперечисленные музыканты не являются постоянными «жильцами» моего MP3 плеера. Но если я случайно натыкаюсь на их треки по радио, то не переключаю на другую. Слушаю их с интересом, подмечаю какие-то профессиональные моменты, но не более того. Возможно, я отозвалась бы теплее об этих коллективах, но, к сожалению, мое отношение к ним отравлено жестким прессингом со стороны СМИ. Как бы ты хорошо ни относился к какому-нибудь коллективу, рано или поздно тебя начинает от него тошнить, если ты слышишь его песни из каждой щели. Я отношусь к тем людям, которые не любят, когда им что-то навязывают и пытаются зомбировать.
На ваш взгляд, может ли кто-нибудь в российской музыке, кино или литературе претендовать на роль современного героя нации, этакого символа эпохи?
Из поэтов, на мой взгляд, им был и до сих пор остается Бродский. Из писателей, для меня лично, Улицкая. Мне очень импонирует тот язык, которым она пишет. Нравится ее компетентность, внимание к деталям. В российской музыке знаковые фигуры делятся по направлениям: эстрада — Пугачева и Агузарова, рок-н-ролл — Бутусов и Шевчук, классика — Пахмутова.
Книга, которая перевернула вас?
В свое время подобной книгой стала «Игра в бисер» Германа Гессе. В детстве она меня просто пронзила. За последнее время в моей жизни не появилось книг, которые кардинально изменили мое отношения к миру. Но есть те, которые оставили достаточно сильное впечатление. Возможно, они просто приходились ко времени, попадали под настроение, состояние души. Как, например, Джанет Винтерсон «Хозяйство света» или романы Мишеля Уэльбека.
Вы создаете впечатление очень целеустремленного, волевого человека. Как вам кажется, сегодня женщина должна быть именно такой?
Я согласна с таким, слегка заезженным, но, по сути, очень точным определением: «Женская сила в слабости». Женщина в современном мире должна быть сильной, но она не должна показывать ее. Особенно находясь рядом с мужчинами, которые очень ревностно относятся к любому проявлению доминанты, поскольку считают это своей прерогативой. Если рядом сильная женщина, они начинают ее побаиваться, недолюбливать.
Какими качествами нужно обладать, чтобы стать вашим другом?
Верность, чувство юмора, такт, щедрость. Меня завораживают люди, которые владеют словом, могут рассмешить компанию. Хотя на самом деле, для меня гораздо важней, как человек реагирует на простые бытовые ситуации, как проявляет себя. Очень важное качество — способность в быту не опускаться до какого-то глупого раздражения, а наоборот каждую негативную ситуацию видеть в правильном, позитивном ключе.
Без какой вещи вам сложно обойтись сегодня?
В данный момент я не могу представить себе отпуск, какую-то поездку без скрипки. У нас с ней снова возобновился роман. Каждый день тянет заниматься на инструменте, а если один-два дня не поиграю, по-настоящему скучаю. Скрипка — это один из моих самых важных собеседников по жизни. На концертах она тоже появляется все чаще. Думаю, и новый альбом без скрипки не обойдется.
Вероника Новикова